Художественный стиль речи
методическая разработка по русскому языку по теме

Кутлугильдина Фирдаус Фанузовна

Сегодня продолжим изучение художественного стиля речи, изобразительно-выразительных средств, стилистических фигур речи. Хочу начать урок с одного стихотворения Евгения Евтушенко. Ребята, о чем это стихотворение?

- Конечно, о бабушках, о самых близких и дорогих нам людях. Вот о них пойдет речь на этом уроке. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khud.stil_rechi.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Художественный стиль речи

«Россия  наша держится на бабушках»

Цель урока: Обобщать и углубить знания по теме художественный стиль  

                     речи; закрепление навыков по определению тропов

                     и стилистических фигур речи; воспитать чувства уважительного

                     отношения к старшему поколению.

Ход урока

  1. Сообщение темы и цели уроков.

Сегодня продолжим изучение художественного стиля речи, изобразительно-выразительных средств, стилистических фигур речи. Хочу начать урок с одного стихотворения Евгения Евтушенко. Ребята, о чем это стихотворение?

- Конечно, о бабушках, о самых близких и дорогих нам людях. Вот о них пойдет речь на этом уроке.

  1. Работа по лексической теме.  

- Особое место в семье всегда занимает бабушка – мама нашего папы или мамы. У каждого из вас есть своя любимая бабушка, о которой вы заботитесь, которую любите.

- Расскажите, какие ассоциации вызывают в вашем сознании это слово?

- С какими воспоминаниями связан образ бабушки? Как звучит это слово на вашем родном языке?

- Бабушка – любимый человек, которому вы доверяете. Бабушки очень мудрые, не зря их слова, изречения похожи на пословицы и поговорки. Значит, бабушка -  настоящая кладезь народной мудрости.

- Вспомните пословицы, связанные со словом «Бабушка».

- Бабушка надвое сказала (то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет) (что означает сомнения).  Бабушке один только дедушка не внук (о заботливой бабушке). Вот тебе, бабушка, и Юрьев день(26 ноября 1607 года, т.е. надежды не сбылись). Баба, бабушка, золотая сударушка, бога молишь, хлебцем кормишь, добро стережешь.

  1. Работа по тексту.

В жизни каждого из нас большую роль играют ласковые, иногда ворчливые, но беззаветно любящие нас бабушки. Именно о такой бабушке идет речь. Вдумаемся и вслушаемся, вы увидите, как о многом нам расскажет текст.

    - О ком идет речь? Из какого произведения этот отрывок?

- Какому стилю речи вы отнесете этот текст? Почему? (Текст относится к художественному стилю речи, что помогает автору передать эмоциональное состояние героя, также использованы изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, фигуры).

- Какие черты характеризуют данный стиль речи (образность, использование тропов и  стилистических фигур).

- Назовите главную функцию данного стиля речи (эстетическая функция ,  заставляет читателя сопереживать).Какие языковые средства вам известны?

- Итак,  художественный стиль речи призван вызвать эмоциональный отклик, доставлять эстетическое наслаждение.

- Вернемся к тексту. Что вас привлекает во внешнем облике бабушки?

- Почему ее лицо кажется молодым и светлым?

- Как создается образность текста? Выпишите эпитеты, сравнения, метафоры.

- Каково авторская позиция?

- Какова роль  тропов и фигур  в выражении авторской позиции?

- Попробуйте прочитать без сравнительных образов. Зачем писатель включил их в описание? (создается художественный образ, более яркий, точный, эмоциональный).Есть ли антитеза?  Какие понятия противопоставляются?

- Раскройте лексическое значение слов: бескорыстный – чуждый корыстных интересов (корысть – выгода, польза) обогатить – сделать богатым, увеличить ценность, полезность.

- Какую роль сыграла бабушка в жизни А.Пешкова? (Дала уроки доброты;

была близким другом; умела понимать мальчика; ввела в сложный мир человеческий жизни).

- Первой учительницей Алеши была его бабушка. Ему необычайно повезло, что самый влиятельной силой, лепившей его детскую душу, стала эта пожилая русская женщина. Бабушкины уроки доброты, правды, сострадания помогли Алеше от очерствения, бездушия. Их он запомнил на всю жизнь.    

  1. Именно бабушка вырастили многих других известных людей. Именно они всегда ждали приезда своих воспитанников. Кто же эти бабушки, воспитавшие великих людей. Вам было дано задание подготовить материалы о бабушках великих людей, известных писателей. Ответы учащихся.

- А у вас есть бабушки?  Какие они? Стихи детей о своих бабушках    

  1. Учитель. Внуки, как цветы, растут под лучами тепла бабушек, радуют их своими делами. И надо уметь не обижать своих бабушек, дарить им радостью Пожилые люди ждут от  молодых понимание, теплого взгляда, искренней радости. Надо успеть сказать своим бабушкам доброе слово. Хочу сказать о письмах Лермонтова к своей бабушке. Они полны благодарности, нежной любви. Почти всегда начинались «Милая бабушка», заканчивались словами «Прощайте, милая бабушка, целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный ваш внук»    
  2. Домашнее задание. Упражнение №131.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Художественный стиль речи"

На уроке используется презентация, которая включает  в себя сведения о характерных признаках художественного стиля речи, определения и примеры тропов,  тренировочные задания. Для заданий исп...

Открытый урок русского языка в 5 классе на тему "Художественный стиль речи"

Урок русского языка "Художественный стиль речи" был проведен в форме творческой мастерской. Учащиеся всегда с интересом работают на таких уроках....

конспект урока русского языка на тему "Практическая работа по художественному стилю речи"

Данный материал поможет учителю русского яъыка старших классов, а также средних специальных учебных заведений подготовить практическое занятие по художественному стилю речи, обобщить и закрепить матер...

Художественный стиль речи

В Презентации представлены сведения о художественно-изобразительных фигурах речи, задания для самостоятельной работы....

Разработка урока по теме "Художественный стиль речи"

Данный урок является итоговым при изучении функциональных стилей речи. На уроке учащиеся знакомятся с особенностями художественного стиля, а также обобщают, систематизируют материал по всем функционал...

Урок русского языка в 11 классе "Художественный стиль речи"

Урок обобщает знания о художественном стиле речи, полученные ранее на уроках русского языка и литературы. Урок концентрирует внимание на эстетической функции художественного с...