Урок русского языка в 6 классе "Определительные местоимения"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Определительные местоимения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_opredelitelnye_mestoimeniya.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

#1075;.

Урок русского языка в 6 А,Б классах.

Тема: «Определительные местоимения».

Цель урока.

Образовательная: формирование знаний об определительных местоимениях, их употреблении в речи, морфологических признаках, синтаксической роли.

Развивающая цель: развитие навыков устной и письменной речи; развитие навыков работы в паре, группе.

Воспитательная: воспитание добрых отношений между людьми.

Деятельность учащихся.

Познавательные действия:

  1. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  2. поиск и выделение необходимой информации;
  1. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический);
  2. умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме, вычитывание текстовой информации.

Коммуникативные действия:

  1. формирование компетентности в общении: умение слушать, вести диалог, участвовать в в коллективном обсуждении проблем и принятии решений;
  2. умение формулирования собственного мнения.

Регулятивные действия:

  1. составление плана и последовательности действий;
  2. умение делать выводы.

Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового.

- Ребята, жил – был один писатель. Очень любил себя рекламировать, сам придумал себе рекламу:

- Я гениальный, я великий, в себе уверен навсегда.

И обществ отрицательные крики я не приемлю никогда.

Да. люди, смейтесь, да, не верьте, но знаю я наверняка

И миру крикну: «Да, я гений, как гениальна и рука моих особенных творений».

Пусть говорят люди: этот писатель – гениальный, книги его талантливы, у остальных писателей нечего читать. Кто лучше его? Кто – нибудь знает?

- Скажите, какие местоимения он употребил в рекламе?

- Какие не употребил?

- Да, писатель не употреблял определительные местоимения. Тема нашего урока – определительные местоимения. Формулирую цели и задачи.

Он считал, что без них вполне можно обойтись. Давайте докажем, что без определительных местоимений в русском языке не обойдешься.

Ребята читают свои зарисовки. Случаи, которые произошли с писателем, и он не мог ничего объяснить без определительных местоимений.

Учитель:- Когда писатель убедился, что без определительных местоимений не прожить, он сказал: «Но их так трудно запомнить. Я никогда не выучу их наизусть».

Предложите писателю способы, как можно запомнить определительные местоимения.

ВЕСЬ день твержу, что ВСЯКИЙ с малых лет
САМ должен КАЖДЫЙ день трудиться!
ЛЮБОЙ ДРУГОЙ забудешь ты совет,
но САМЫЙ главный помни: «Не лениться!»
ИНОЙ, читая это наставление,
определительные выучит местоимения.

Учитель:

- Ребята, а как вы поняли, зачем нам изучать местоимения?

Учащиеся:

- Чтобы речь была красивой и богатой.

Учитель:

- Чтобы правильно употреблять местоимения, нужно правильно понимать их значения. Давайте определим значения местоимений.

Определительные местоимения

Значение

Весь

Определяет предмет в полном объёме

Всякий

Любой из многих

Каждый

Один из всех в данном ряду предметов

Самый

Подчёркивает в предмете самое главное

Сам

Указывает на лицо или предмет, непосредственно участвующий в действии

Иной

Другой

Любой Почти каждый из многих

Учитель: Что общего в их лексическом значении?

- Определительные местоимения указывают на обобщённый признак предмета

- Ребята, как вы думаете, где могут употребляться определительные местоимения? Часто они употребляются в пословицах. Проверим, хорошо ли вы знаете пословицы?

Вызываю к доске. Читаю первую часть пословицы, они пытаются продолжить и записывают.

Самой худшей бедностью считается недостаток ума. Самое плохое утро - утро понедельника. Самые лучшие друзья - родители. Любая работа хороша. Любой жует, но не любой живет. Плохому кораблю - любой ветер в корму. Каждый получает то, что ему предначертано. Каждый сверчок знай свой шесток. Каждый зряч, но не каждый врач. Местоимение «всякий», указывающее на любой предмет из других: Всяк кулик только свое болото хвалит. Не всякий вас, как я, поймет. Всяк правду ищет, да не всяк ее творить может. Всякий сходит с ума по-своему. Всякая ель своему бору шумит. Местоимение «весь» («всему», «все»), определяющее предмет как что-то нераздельное: Все едино: что мякушка, что хлеб. Всему свое время. Все под богом ходим. –

- Как вы думаете, где, кроме пословиц, еще могут употребляться определительные местоимения?

- Во фразеологических оборотах. Что такое фразеологические обороты? Приведите примеры. Приведите примеры фразеологизмов с определительными местоимениями и объясните их лексическое значение.

  1. Всем сердцем, всей душой – искренне.
  2. Всё и вся- без исключения.
  3. Во все глаза – внимательно
  4. Во всё горло- громко
  5. Во все лопатки- быстро
  6. Со всех ног- быстро

Учитель: Наш знакомый горе – писатель стал употреблять определительные местоимения в своих произведениях. Принес он редактору законченный рассказ, а тот посмеялся и вернул ему, подчеркнув такие словосочетания

У любой дела
К каждой урок
О весь произведении

- Чего не знает писатель? Как изменяются определительные местоимения? Запишите правильный вариант и объясните его.

Изменяются по роду, числу, падежу. Грамматические категории зависят от главного слова.

- Скажите, у какой части речи мы так же определяем грамматические категории?

Учащиеся:

- У прилагательного, потому что определительные местоимения соотносятся с прилагательными.

-Учитель: если они ведут себя как прилагательные, может быть, мы сможем определить и их синтаксическую роль? Какими членами предложения они являются?

Вместе с существительным определительное местоимение может быть одним членом предложения.

  • Каждую весну скворцы возвращались в свой уютный домик.( обстоятельство)
  • Сам директор распорядился пригласить тебя. ( подлежащее)

Определительные местоимения при переходе в местоимения-существительные выступают в роли подлежащего.

  • Все ушли, и никто не вернулся...( подлежащее)

- Ребята, после полученных уроков писатель решил взяться за ум и стал изучать грамматику. Однажды, готовясь к докладу, он задумался: как правильно сказать – сАмого или самогО?

А вы как думаете?

Просклонять:

Сам самый сАмого

самогО сАмому

самомУ сАмый

самИм сАмым

о СамОм о сАмом

Если останется время, сами попробуем себя в роли творцов. Вставить в текст пропущенные определительные местоимения.

Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.

Посмотрим, у кого текст совпал с авторским.

Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.

Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.

-Ребята, вот и подходит к концу наш урок. И мне интересно, что вы вынесли из него, понравился ли он вам.

Рефлексия. Закончите предложение.

  1. На этом уроке…
  2. Я всё понял.
  3. Было интересно.
  4. Было скучно.
  5. Запомню надолго.
  6. Ничего не понял.

Домашнее задание. Давайте и дома побудем писателями и напишем дома маленький рассказ на тему: «Разговор, подслушанный в библиотеке». О чем говорили книги, газеты, журналы. Заодно повторим прямую речь и диалог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс

Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....

урок русского языка. Суд над местоимением

Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом - эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены - трибуна для свидетелей. Учащиеся выст...

Урок русского языка «Склонение личных местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида

Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение"

Данная презентация используется на уроке русского языка по изучению темы "Местоимение"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" в 10 классе.

С помощью данной презентации можно повторить следующий материал по теме "Местоимение": разряды местоимений, склонение, отличие личных местоимений от притяжательных, говори правильно, правописание мест...

Урок русского языка по теме "Местоимение" для 10 класса по УМК Дейкиной и Пахновой

Данный материал будет полезен при повторении темы "Местоимение" и подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Работа в группах, заполнение таблиц, анализ художественного текста,создание собственных заданий в форме ...

Урок русского языка по теме "Местоимение. Обобщение", 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение. Обобщение". УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М....