Урок русского языка в 6 классе "Определительные местоимения"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Определительные местоимения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_opredelitelnye_mestoimeniya.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
#1075;.
Урок русского языка в 6 А,Б классах.
Тема: «Определительные местоимения».
Цель урока.
Образовательная: формирование знаний об определительных местоимениях, их употреблении в речи, морфологических признаках, синтаксической роли.
Развивающая цель: развитие навыков устной и письменной речи; развитие навыков работы в паре, группе.
Воспитательная: воспитание добрых отношений между людьми.
Деятельность учащихся.
Познавательные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический);
- умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме, вычитывание текстовой информации.
Коммуникативные действия:
- формирование компетентности в общении: умение слушать, вести диалог, участвовать в в коллективном обсуждении проблем и принятии решений;
- умение формулирования собственного мнения.
Регулятивные действия:
- составление плана и последовательности действий;
- умение делать выводы.
Актуализация знаний. Подготовка к изучению нового.
- Ребята, жил – был один писатель. Очень любил себя рекламировать, сам придумал себе рекламу:
- Я гениальный, я великий, в себе уверен навсегда.
И обществ отрицательные крики я не приемлю никогда.
Да. люди, смейтесь, да, не верьте, но знаю я наверняка
И миру крикну: «Да, я гений, как гениальна и рука моих особенных творений».
Пусть говорят люди: этот писатель – гениальный, книги его талантливы, у остальных писателей нечего читать. Кто лучше его? Кто – нибудь знает?
- Скажите, какие местоимения он употребил в рекламе?
- Какие не употребил?
- Да, писатель не употреблял определительные местоимения. Тема нашего урока – определительные местоимения. Формулирую цели и задачи.
Он считал, что без них вполне можно обойтись. Давайте докажем, что без определительных местоимений в русском языке не обойдешься.
Ребята читают свои зарисовки. Случаи, которые произошли с писателем, и он не мог ничего объяснить без определительных местоимений.
Учитель:- Когда писатель убедился, что без определительных местоимений не прожить, он сказал: «Но их так трудно запомнить. Я никогда не выучу их наизусть».
Предложите писателю способы, как можно запомнить определительные местоимения.
ВЕСЬ день твержу, что ВСЯКИЙ с малых лет
САМ должен КАЖДЫЙ день трудиться!
ЛЮБОЙ ДРУГОЙ забудешь ты совет,
но САМЫЙ главный помни: «Не лениться!»
ИНОЙ, читая это наставление,
определительные выучит местоимения.
Учитель:
- Ребята, а как вы поняли, зачем нам изучать местоимения?
Учащиеся:
- Чтобы речь была красивой и богатой.
Учитель:
- Чтобы правильно употреблять местоимения, нужно правильно понимать их значения. Давайте определим значения местоимений.
Определительные местоимения | Значение |
Весь | Определяет предмет в полном объёме |
Всякий | Любой из многих |
Каждый | Один из всех в данном ряду предметов |
Самый | Подчёркивает в предмете самое главное |
Сам | Указывает на лицо или предмет, непосредственно участвующий в действии |
Иной
Другой
Любой Почти каждый из многих
Учитель: Что общего в их лексическом значении?
- Определительные местоимения указывают на обобщённый признак предмета
- Ребята, как вы думаете, где могут употребляться определительные местоимения? Часто они употребляются в пословицах. Проверим, хорошо ли вы знаете пословицы?
Вызываю к доске. Читаю первую часть пословицы, они пытаются продолжить и записывают.
Самой худшей бедностью считается недостаток ума. Самое плохое утро - утро понедельника. Самые лучшие друзья - родители. Любая работа хороша. Любой жует, но не любой живет. Плохому кораблю - любой ветер в корму. Каждый получает то, что ему предначертано. Каждый сверчок знай свой шесток. Каждый зряч, но не каждый врач. Местоимение «всякий», указывающее на любой предмет из других: Всяк кулик только свое болото хвалит. Не всякий вас, как я, поймет. Всяк правду ищет, да не всяк ее творить может. Всякий сходит с ума по-своему. Всякая ель своему бору шумит. Местоимение «весь» («всему», «все»), определяющее предмет как что-то нераздельное: Все едино: что мякушка, что хлеб. Всему свое время. Все под богом ходим. –
- Как вы думаете, где, кроме пословиц, еще могут употребляться определительные местоимения?
- Во фразеологических оборотах. Что такое фразеологические обороты? Приведите примеры. Приведите примеры фразеологизмов с определительными местоимениями и объясните их лексическое значение.
- Всем сердцем, всей душой – искренне.
- Всё и вся- без исключения.
- Во все глаза – внимательно
- Во всё горло- громко
- Во все лопатки- быстро
- Со всех ног- быстро
Учитель: Наш знакомый горе – писатель стал употреблять определительные местоимения в своих произведениях. Принес он редактору законченный рассказ, а тот посмеялся и вернул ему, подчеркнув такие словосочетания
У любой дела
К каждой урок
О весь произведении
- Чего не знает писатель? Как изменяются определительные местоимения? Запишите правильный вариант и объясните его.
Изменяются по роду, числу, падежу. Грамматические категории зависят от главного слова.
- Скажите, у какой части речи мы так же определяем грамматические категории?
Учащиеся:
- У прилагательного, потому что определительные местоимения соотносятся с прилагательными.
-Учитель: если они ведут себя как прилагательные, может быть, мы сможем определить и их синтаксическую роль? Какими членами предложения они являются?
Вместе с существительным определительное местоимение может быть одним членом предложения.
- Каждую весну скворцы возвращались в свой уютный домик.( обстоятельство)
- Сам директор распорядился пригласить тебя. ( подлежащее)
Определительные местоимения при переходе в местоимения-существительные выступают в роли подлежащего.
- Все ушли, и никто не вернулся...( подлежащее)
- Ребята, после полученных уроков писатель решил взяться за ум и стал изучать грамматику. Однажды, готовясь к докладу, он задумался: как правильно сказать – сАмого или самогО?
А вы как думаете?
Просклонять:
Сам самый сАмого
самогО сАмому
самомУ сАмый
самИм сАмым
о СамОм о сАмом
Если останется время, сами попробуем себя в роли творцов. Вставить в текст пропущенные определительные местоимения.
Число книголюбов постоянно растёт. Для (………………) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
(………………) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (………………) выберет книгу, которая ему понравилась.
Посмотрим, у кого текст совпал с авторским.
Число книголюбов постоянно растёт. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком.
Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новых книгах, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась.
-Ребята, вот и подходит к концу наш урок. И мне интересно, что вы вынесли из него, понравился ли он вам.
Рефлексия. Закончите предложение.
- На этом уроке…
- Я всё понял.
- Было интересно.
- Было скучно.
- Запомню надолго.
- Ничего не понял.
Домашнее задание. Давайте и дома побудем писателями и напишем дома маленький рассказ на тему: «Разговор, подслушанный в библиотеке». О чем говорили книги, газеты, журналы. Заодно повторим прямую речь и диалог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс
Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....
урок русского языка. Суд над местоимением
Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом - эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены - трибуна для свидетелей. Учащиеся выст...
Урок русского языка «Склонение личных местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида
Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся ...
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение"
Данная презентация используется на уроке русского языка по изучению темы "Местоимение"...
Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" в 10 классе.
С помощью данной презентации можно повторить следующий материал по теме "Местоимение": разряды местоимений, склонение, отличие личных местоимений от притяжательных, говори правильно, правописание мест...
Урок русского языка по теме "Местоимение" для 10 класса по УМК Дейкиной и Пахновой
Данный материал будет полезен при повторении темы "Местоимение" и подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Работа в группах, заполнение таблиц, анализ художественного текста,создание собственных заданий в форме ...
Урок русского языка по теме "Местоимение. Обобщение", 6 класс
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение. Обобщение". УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М....