Совершенствование и развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка
презентация к уроку по русскому языку (7, 8, 9, 10, 11 класс)
В данном материале представлена презентация поэтапного обучения лингвостилистическому анализу текста в основной и старшей школе.
В нормативных документах последних лет подчеркивается важность формирования всех видов речевой деятельности, определяющих способность осознанно воспринимать звучащую речь. Основная задача лингвостилистического анализа текстов заключается в изучении языковых средств разных уровней в системе определенного художественного текста с точки зрения их соответствия замыслу автора и его индивидуальной манере письма. При этом единство формы и содержания является исходным методологическим принципом современного лингвостилистического анализа текста. Поэтому объяснение структурных особенностей текста необходимо соотносить с содержательными понятиями и категориями, такими, как тема, идея, авторский замысел, художественно-образная система.
Мною была показана работа поэтапного овладения навыками лингвостилистического анализа, предложены рациональные методы и приемы обучения по усвоению лингвостилистического анализа текста в школе.
Формирование культуры речи учащихся в процессе обучения лингвостилистическому анализу текстов представляет собой сложный комплекс действий и содержит элементы литературоведческого, лингвистического и эстетического анализов, включает освоение учащимися содержания, лексических средств, грамматических форм слов, синтаксических композиционно-речевых конструкций, передающих мысли и чувства автора. В связи с этим позволяет восполнить пробел в изучении стилистики текста в школьных условиях и внедрить их в практику обучения русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение лингвостилистическому анализу текста | 213.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лингвостилистический анализ текста
Система работы по обучению лингвостилистическому анализу текста в основной и старшей школе Поэтапное обучение лингвостилистическому анализу текста . I. Лингвистический анализ текста Стилистический анализ текста Типологический анализ текста IV. Лингвостилистический анализ текста
Лингвистический анализ текста 1. Определить род литературы, к которому принадлежит текст 2. Указать тему и основную мысль текста 3. Определить жанр и его основные черты 4. Выявить особенности организации анализируемого отрывка : — наличие/отсутствие абзацев, их начало и конец, смысловая соотнесенность; — количество строф, их построение, начало и конец, стихотворный размер, ритмика поэтического произведения; — соотношение реплик и ремарок, длина реплик, их смысловое соответствие и взаимосвязь в драматическом произведении
Лингвистический анализ текста 5. Произвести анализ каждой строки (строфы, реплики) по плану : 1)фонологический анализ и ее особенности («звукопись», т.е. наличие аллитераций, повторов); 2) морфологическая структура (слова каких частей речи преобладают и почему; в каких формах стоят слова, соотношение форм времени глаголов, взаимосвязь с ними причастий и деепричастий; роль прилагательных и наречий при конкретизации названого существительными или глаголами предмета речи и его действия, состояния); 3) синтаксическая организация (сложные и простые предложения, однотипность/разнотипность частей сложного предложения; наличие союзов и их роль; повторы или пропуски слов и их значение; связь слов в тексте; использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений);
Лингвистический анализ текста 4) образный речевой строй (употребление слов в переносных значениях: использование метафор, в том числе олицетворения, овеществления; использование метонимий, в том числе синекдохи; стилистические фигуры и тропы; приемы, например, градация); употребление стилистически окрашенной лексики (книжные просторечные, разговорные и др .); 5)особенности языка данного автора (излюбленные фразеологизмы, создание индивидуально-авторских неологизмов, опорные ключевые слова ). 6. Использовать метод стилистического эксперимента (искусственно заменить, предложив свой вариант слова, словосочетания, оборота, конструкции, порядок частей) для доказательства целесообразности отбора автором и точности применения именно тех изобразительно-выразительных средств, которые служат в анализируемом тексте для воплощения его основной мысли (идеи).
Лингвистический анализ текста Лингвистический анализ текста представляет собой сложную работу. Учащимся нужно овладеть теоретическим материалом : знать понятия литературный род, жанр, тема, идея. з нать об особенностях строения фрагмента текста, владеть навыками разбивки текста на абзацы. Поэтому отработке навыков отдельных умений нужно уделить особое внимание . Для лингвистического анализа целесообразно предлагать небольшие тексты, относящиеся к разным жанрам (стихотворения, отрывки из драматических произведений, фрагменты рассказов). Лингвистический анализ помогает учащимся понять, как создан текст, какую функцию выполняет каждая его составляющая, такой анализ является связующим звеном в обучении лингвостилистическому анализу текста
Стилистический анализ текста I этап Определяется тема и основная мысль текста; дается характеристика экстралингвистических стилеобразующих факторов (сфера общения, функция речи, специфические черты стиля). Дополнительно можно предложить характеристику способа изложения данного стиля речи, речевого жанра и типа речи. На основании проведенного на первом этапе анализа учащиеся определяют стиль текста. Система работы по обучению лингвостилистическому анализу текста в основной и старшей школе
Стилистический анализ текста I I этап Определяется тип речи. Указывается функция речи ( повествование, описание, рассуждение ); С мысловая основа типа речи ( последовательность явлений, одновременность, причинно-следственные отношения между явлениями в зависимости от функции речи ). Х арактер сообщения в типе речи, характерная черта типа речи (динамизм; статичность; положение, требующее доказательств). Система работы по обучению лингвостилистическому анализу текста в основной и старшей школе
Стилистический анализ текста I II этап Анализ композиционной формы текста определенного типа: — повествования ( завязка —развитие действия —кульминация – развязка ); — описания ( общее впечатление о предмете или явлении— описание отдельных элементов, частей целого — собственная оценка описываемого предмета, явления, действия ); — рассуждения ( тезис, доказательство, вывод ) 2. Наполнение композиционной формы языковыми средствами на основе выделенных ключевых средств и синтаксических цепочек внутри них. Учащиеся должны указать характерную черту типа речи и языковые средства ее выражения: 1)лексические ; 2)морфологические ; 3)синтаксические ; 4)образные средства языка 3.Анализ содержания текста и составление плана; 4. Анализ средств связи частей текста, характерных для данного типа речи. Система работы по обучению лингвостилистическому анализу текста в основной и старшей школе
Система работы по обучению лингвостилистическому анализу текста в основной и старшей школе Стилистический анализ текста направлен на формирование умений определять: стилевые черты лингвостилистические особенности на различных языковых уровнях (лексическом, синтаксическом и композиционном). Формирование вышеназванных умений происходит на основе текстов при условии использования специальной системы упражнений.
Типологический анализ текста 1 . Тема, чем она выражена. 2. Найти и в нем типовые фрагменты и составить схему типологического строения текста. 3. Определить количество типовых фрагментов и определить, как они и соединяются друг с другом 4. Установить роль каждого фрагмента 5. Проанализировать языковые средства отдельно в каждом типовом фрагменте. Найти «данное» и «новое» и указать , чем они выражены. 6. Отметьте выразительные средства языка, изобразительные приемы основную мысль, стиль речи.
Этапы лингвостилистического анализа 1 . Тема и ключевой словесный ряд, в котором она отражена наиболее ярко. 2. Идея и ключевой словесный ряд, в котором она выражена наиболее отчётливо. 3. Жанр художественного произведения. 4. Настроение (основная эмоциональная тональность) и соответствующий ключевой словесный ряд. 5. Анализ средств художественной выразительности, который реализуется во всех уровнях: фонетическом, морфемном и словообразовательном, лексическом и лексико-фразеологическом, морфологическом, синтаксическом, ритмо -метрическом и структурно-композиционном уровнях. 6. Определение доминирующего уровня. 7. Основные выводы по анализу данного текста.
Языковые уровни лингвостилистического анализа текста Фонологический уровень языка рассматривает такие категории, как ассонансы, аллитерации, градация ударных звуков, звукоподражание. Изучается функциональная и эстетическая значимость этих средств в тексте. В морфемном и словообразовательном уровнях структуры текста при лингвостилистическом анализе рассматриваются такие явления, как однотипность морфемного состава некоторых слов; повторяемость одной и той же морфемы; употребление слов, в составе которых встречаются морфемы с одним и тем же значением. В том числе рассматриваются случаи авторского словообразования, а также функциональная и эстетическая значимость этих средств в тексте
Языковые уровни лингвостилистического анализа текста Морфологический уровень структуры текста при лингвостилистическом анализе текста включает в себя следующее: части речи в лексике текста, определение ведущих частей речи в тексте. Определение разрядов в рамках одной части речи (конкретные или абстрактные существительные, качественные или относительные прилагательные и т.д.); морфологических форм в переносном значении (например, переносное употребление форм лица, времени, наклонения у глаголов). Одним из приемов анализа на морфологическом уровне можно назвать намеренное создание автором грамматически неправильных форм слова. Анализ текста на морфологическом уровне имеет функциональную значимость и показывает эстетическую функцию этих средств в тексте.
Языковые уровни лингвостилистического анализа текста Лексический уровень 1 ) происхождения (исконно русская, в том числе старославянизмы, и заимствованная - латинизмы, галлицизмы и т.д.); 2) употребления (общенародная и ограниченного употребления – диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы); 3)активного и пассивного запаса – неологизмы, устаревшие слова – историзмы и архаизмы; 4)экспрессивно-стилистической окраски (межстилевая и стилистически ограниченная – разговорно-бытовая и книжная; нейтральная и со сниженной или высокой, торжественной окраской, со значением положительной или отрицательной оценки). Вместе с тем анализируются однозначность или многозначность лексики текста, актуализация одного из значений многозначного слова, утрата одного и появление другого значения, расширение или сужение первичного значения слов. Употребление слов в переносном значении, тропы. Функциональная значимость и эстетическая функция этих средств в тексте.
Языковые уровни лингвостилистического анализа текста Лингвостилистический анализ текста на синтаксическом уровне представляет собой следующее: употребление предложений по цели высказывания и эмоциональной окрашенности, по структуре – простые (по составу, наличию или отсутствию структурно обязательных членов предложения, степени распространённости, особенности осложняющих элементов) и сложные (по типу связи предикативных частей и объёму в целом). Функциональная и эстетическая значимость фигур речи (антитеза, градация, разнообразные виды параллелизма, анафора, эпифора, умолчание, лексико-синтаксический повтор, риторические вопросы и восклицания и др.) в тексте.
План лингвостилистического анализа текста I. 1. Тема 2. Основная мысль (идея) текста 3. Стиль текста с указанием экстралингвистических стилеобразующих факторов: - сфера общения - функция речи в данной сфере общения - специфические черты стиля речи - способ изложения, присущий данному стилю речи. - жанр текста
План лингвостилистического анализа текста II. Тип речи 1.Функция речи (повествование, описание, рассуждение) 2. Логическая (смысловая) основа типа речи: - последовательность явлений - в повествовании; - одновременность явлений – в описании; - причинно-следственные отношения между явлениями – в рассуждении. 3. Характер сообщения в типе речи: - сообщение о развивающихся, изменяющихся действиях, явлениях- в повествовании; - перечисление одновременных или постоянных признаков предметов, явлений, действий – в описании; - сообщение в виде вывода, доказательства – в рассуждении. 4. Характерная черта типа речи: - динамизм – в повествовании; - статичность – в описании; - наличие положения, нуждающегося в доказательстве, – в рассуждении;
План лингвостилистического анализа текста III. Характеристика языковых средств текста с учетом его стиля и типа речи. 1) лексические 2) морфологические 3) синтаксические IV. Композиционная форма текста в зависимости от типа текста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через ролевую игру"
Ролевая игра-эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы ...
Статья: Влияние ролевых игр на развитие коммуникативных навыков на уроке английского языка
Статья: Влияние ролевых игр на развитие коммуникативных навыков на уроке английского языка В последнее время во многих школах применяются ролевые игры. Но ...
Принцип ситуативности как условие развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка
laquo;Ситуация есть такая динамичная система взаимоотношений общающихся, которая благодаря ее отлаженности в сознании порождает личностную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту дея...
Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка.
В данной презентации отражены причины, порождающие неблагополучие в коммуникативном плане, параметры анализа коммуникативного поведения при наблюдение за ребенком, а также направления коррекционной ра...
Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка
Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка...
Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка.
Статья представляет собой опыт по реализации инновационной деятельности. Обучение второму иностранному языку является творческим процессом, направленным в первую очередь на развитие коммуникативных на...
Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка
В данной статье рассматриваются стратегии и методы, направленные на развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках английского языка. Описываются различные виды взаимодействия между учащимися, вк...