Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка.
методическая разработка
В данной презентации отражены причины, порождающие неблагополучие в коммуникативном плане, параметры анализа коммуникативного поведения при наблюдение за ребенком, а также направления коррекционной работы при развитии коммуникативных навыков в процессе игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii_hvedechko.pptx | 2.07 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Быть коммуникабельным – значит легко контактировать с другими людьми, общаться с ними, вступать в коммуникативные отношения.
Причины, порождающие неблагополучие в коммуникативном плане, могут быть разными: 1) Биологический фактор развития 2) Социальный фактор развития 3) Снижение психической активности (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой)
Коммуникативное поведение в процессе наблюдений за ребёнком подвергается анализу по следующим параметрам: 1. Характеристика коммуникативной активности. 2 . Предпочитаемый адресат общения. 3 . Содержание общения. 4 . Характеристика используемых в процессе общения неречевых средств. 5 . Анализ речевых средств.
Коррекционную работу целесообразно проводить по трём направлениям : Первое направление реализуется по линии развития у ребёнка осознания себя как субъекта общения и восприятия сверстника в качестве объекта взаимодействия. Второе направление состоит в развитии у ребёнка способности воспринимать и использовать различные вербальные и невербальные коммуникативные средства. Третье направление обеспечивает формирование у детей социальных представлений, осознания и воссоздания в игре различных видов социальных отношений.
В результате реализации этих направлений происходит: • развитие социальной направленности детей и восприятия сверстника на положительной эмоциональной основе в качестве объекта взаимодействия; • развитие речевой активности ребёнка и коммуникативной направленности его речи; • развитие деловых и игровых мотивов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; • усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения (овладение мимикой, жестами); • развитие диалогической речи (например, через драматизацию сказок, рассказов, картинок , игр, занятий); • развитие способности понимать мотивы поведения и характеры литературных персонажей; • развитие связной речи; • развитие речевого творчества; • развитие эмоциональной сферы.
Технология — от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов (металлов, химических…)».
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ : 1. Технология разноуровневого обучения; 2. Коррекционно - развивающие технологии; 3. Технология проблемного обучения; 4. Проектная деятельность; 5. Игровые технологии; 6. Информационно-коммуникационные технологии; 7. Здоровьесберегающие технологии.
« Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребёнку, с учётом психофизических возможностей, путём осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.
Функции игры как педагогического феномена : Развлекательная , основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, побудить интерес . Коммуникативная, игра вводит учащихся в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, способствует освоению общения. Самореализация, игра важна как сфера реализации себя как личности.
Терапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; Коррекционная: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; Функция межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей; Функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития
В структуру игры как деятельности личности входят этапы: целеполагания; планирования; реализации цели; анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. возможностями выбора и элементами соревновательности , удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средства реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.
При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования: Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития; Учёт структуры дефекта; Подбор игрового материала с постепенным усложнением; Связь содержания игры с системой знаний ребёнка; Соответствие коррекционной цели занятия; Учёт принципа смены видов деятельности; Использование ярких, озвученных игрушек и пособий; Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
Игры на развитие коммуникативных навыков: Игры – драматизации; Сюжетно – ролевые игры; Дидактические игры; Игры – имитации; Творческие игры; Игры – инсценировки.
Арттерапия
Игра «Вместе играем» Цель: учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом. Оборудование: парные игрушки (шарик – желобок, паровозик – вагончик, машинка – кубики). Взрослый раздает детям игрушки, расставляет детей парами, предлагает поиграть вместе. Затем он помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки. В конце игры взрослый фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик, Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали и возили кубики в машине».
Игра «Наше солнце» Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе. Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.
Игра «Кто пришел к нам в гости?» Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам. Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать. Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т.п.» Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение.
Игра «Кто лучше разбудит» Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.
Хороводная игра «Ау!» Цель . Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении. Ход игры. Ребенок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Подвижная игра «Возьми игрушку» Цель. Развивать навыки общения, умения просить. Ход игры. Дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит «Возьми пожалуйста… (машинку, куклы, пирамидку и т.д.)». Кто не нашел необходимой игрушки – водит.
Дидактическая игра «Закончи предложение» Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах. Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”. Для неговорящих детей показать. Дидактическая игра «Вежливые слова» Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Творческая игра «Рукавички» Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом. Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.
Игра-драматизация «Подарок на всех» Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. Ход игры. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик , какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы… В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Игра-драматизация «Репка» Цель. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, развивать у них выразительность интонации, мимики, движений. Ход игры. Педагог рассказывает сказку, дети-артисты, включаются в игру по ходу сказки. В конце игры, можно предложить детям поводить хоровод, устроить праздник урожая.
Игра «Ласковый ребенок» Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером. Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь.В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется.
Творческая игра «Страна вежливости» Цель . Учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова приветствия. Учить общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу. Ход игры. Педагог предлагает отправиться в страну Вежливости. Сначала нужно вспомнить вежливые слова. Далее педагог читает стих. В. Солоухина «Здравствуйте», дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении.
Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит» Цель. Дать детям понятие, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей. Ход игры. Педагог спрашивает детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может обидеть, огорчить, рассмешить человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить. Педагог читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывать его, дети повторяют за педагогам.
Игра-имитация «Обезьянка» Цель. Развить способность подражать мимике и жестам. Ход игры. Педагог предлагает одному из детей стать обезьянкой, остальным детям повторять все его движения: обезьянка шагает - все шагают, обезьянка поднимают руку - и дети тоже.
Песочная игротерапия
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через ролевую игру"
Ролевая игра-эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы ...
Статья: Влияние ролевых игр на развитие коммуникативных навыков на уроке английского языка
Статья: Влияние ролевых игр на развитие коммуникативных навыков на уроке английского языка В последнее время во многих школах применяются ролевые игры. Но ...
Принцип ситуативности как условие развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка
laquo;Ситуация есть такая динамичная система взаимоотношений общающихся, которая благодаря ее отлаженности в сознании порождает личностную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту дея...
Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка
Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка...
Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка.
Статья представляет собой опыт по реализации инновационной деятельности. Обучение второму иностранному языку является творческим процессом, направленным в первую очередь на развитие коммуникативных на...
Совершенствование и развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка
В данном материале представлена презентация поэтапного обучения лингвостилистическому анализу текста в основной и старшей школе.В нормативных документах последних лет подчеркивается важность формирова...
Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка
В данной статье рассматриваются стратегии и методы, направленные на развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках английского языка. Описываются различные виды взаимодействия между учащимися, вк...