Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка.
статья
Статья представляет собой опыт по реализации инновационной деятельности. Обучение второму иностранному языку является творческим процессом, направленным в первую очередь на развитие коммуникативных навыков, что является немало важным в современном обществе, а также обучение коммуникативным навыкам способствует всестороннему развитию личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка.
Колоскова Анна Михайловна, немецкий язык, МБОУ г.Иркутска СОШ №35.
Я работаю в МБОУ г.Иркутска СОШ №35 учителем английского и немецкого языков. Наша школа является инновационной площадкой ИРО. Мы проводим ежегодно такие региональные мероприятия как билингвальный конкурс чтецов на двух иностранных языках «Чтение доставляет удовольствие», билингвальную квест-игру «Комнаты Пандоры», также у нас ежегодно проводится декада иностранных языков. Мы сотрудничаем с Гумбольдт-центром г.Иркутска, с библиотекой имени Молчанова-Сибирского, с ИГУ ИФИЯМ, с Гимназией №44 г.Иркутска, с русско-немецким обществом и с Общественной организацией «Профессиональное сообщество преподавателей иностранного языка Иркутской области «Иркулингва». Мы также два года были участниками проекта Гете-Института «Немецкий – первый-второй иностранный».
Три раза я была на стажировке в Германии по программам обмена преподавателями благодаря немецкой службе академических обменов. Самой удачной моей поездкой оказалось посещение начальной билингвальной школы. На тот момент мы уже сотрудничали с ИРО по поводу билингвальной площадки и, конечно же, мне было интересно, как организован процесс обучения. Больше всего меня интересовало, как дети учат сербский язык (мертвый язык) в качестве второго иностранного. По приезду домой я немного пересмотрела свое отношение ко 2 иностранному языку. Оказывается, можно научить даже мертвому языку, а уж живому учить гораздо приятнее и проще. Проще – почему? Так как дети уже начали учить английский язык, а также они являются носителями русского языка, то немецкий язык для них является третичным. То есть на знании русского языка и английского и основана третичная дидактика, о которой и пойдет речь в данной статье.
Предлагаю погрузиться в тему Sport. Давайте рассмотрим текст, попробуем сопоставлять и переводить:
In der Schule.
Ich gehe gerne in die Schule. In der Klasse sind 30 Schüler. Es sind Mädchen und Jungen. In meiner Klasse lernt mein bester Freund Klaus. Im Rucksack habe ich ein Buch, Papier zum Schreiben, zwei Kugelschreiber und einen Radiergummi. Das Lineal brauche ich für Mathematik. In der Pause essen wir und trinken etwas. In einer großen Pause gehen wir in den Hof und spielen Fußball. Sport ist mein Lieblingsfach. Ich mag auch Englisch, Englisch spreche ich gut. Biologie ist auch interessant.
English | Deutsch | Russisch | Beispiele |
biology | Bio | биология | |
football | Fußball | футбол | |
Math | Mathematik | математика |
На основе прочитанного текста прошу учеников заполнить таблицу с учетом всех нюансов немецкого языка, дополняя данные по имени существительному (прошу дописать множественное число и артикли). Таблицу проверяем, с теми словами, которые выписали в таблицу составляем три вида предложения, проговаривая и переводя каждое из них – это может быть парная работа или работа в группе.
Итак, примерно 70 процентом информации мы можем понять без словаря, что говорит о том, что данный метод работает. Третичная языковая дидактика работает на 5 принципах:
- Раскрытие языкового сознания и языкового чутья
- Понимание
- Отбор текстов
- Ориентированность на текст
- Экономизация процесса.
Таким образом, на начальном этапе мы уже можем работать с текстами.
Теперь поговорим о схеме предложения и соответственно том, что и в данном случае в синтаксисе мы видим сходства.
Построение простого предложения, давайте построим схему с глаголом «быть»
В немецком языке это глагол sein.
Der Elefant ist grau.
Детям даем раздаточный материал в конвертах – давайте попробуем составить схему предложения. Вызываю 3 человек к доске и мы пробуем составить схему. У первого человека в руках – подлежащее, у воторого – сказуемое, у третьего – глагол-связка. Что мы видим? Мы снова видим схожесть с английским языком.
Также как и в английском нужно поставить глагол-связку на 1 место чтобы задать вопрос! Что же у нас получилось?
Ist der Elefant grau? (Смотрим, на первом месте глагол- сказуемое(ist), то есть наш с вами глагол sein, на втором месте -–подлежащее (der Elefant),имя существительное, а на третьем месте прилагательное((grau). Похожа схема немецкого языка на английский? В игровой форме дети запоминают порядок слов в немецком предложении, уже имея начальные представления из английского языка.
И отрицание в простом предложении с глаголом sein.
Der Elefant ist nicht grau.
The elephant is not grey.
Мы с вами видим, что отрицательная частичка nicht становится на то же место, что и частичка not в английском языке.
Разнообразить урок нужно своими заданиями, чтобы детям было интересно:
- Используя эмоджи мы рассказываем про летние каникулы.
Итак, мы (учителя) вставляем картинки, а дети составляют по эмоджи рассказ и рассказывают о себе, тренируют различную лексику.
- На своих уроках активно использую карточки, мы запоминаем слова, составляем предложения и рассказы, используя данные карточки. Например, тему «Hobby» мы тренируем игрой в мэмори.
- А теперь следующее задание, нам с вами дан текст, но учить пересказ сухо и неинтересно, что можно сделать с использованием социальных сетей, чтобы дети сами захотели что-то рассказать? Нужно вспомнить про инстаграмм или в контакте – это те сети, где дети активно коммуницируют и задание выглядит следующим образом: от имени героя, о котором написано в тексте, заполните социальную страничку. Затем дети могут отправить друг другу сообщения в письменном виде от имен разных героев, коммуникация приветствуется.
Также мы работаем с видео-ресурсами, журнальными вырезками,
с аудиоматериалами из интернет-ресурсов. Но в работе с малышами я также использую BILD-Wörterbücher – словари с иллюстрациями. В коммуникативно-ориентированном обучении на моих уроках используются коммуникативные задания деятельностного характера: взаимодействия в группе организуются как обмен мнениями, дискуссии, ролевые игры, импровизации.
Проблемно-деятельностный подход также помогает «разговорить» детей. Посмотрите на фото, это учащиеся 6 Г класса сами изготовили пасхальное дерево и дискутировали друг с другом, что это за предмет, что связано с этой традицией, где существует такая традиция.
Или вторая картинка- это компьютерный класс – и игры – приложения, которые можно использовать для закрепления и тренировки лексического материала: например, Quizlet (приложение, в которое можно добавить лексику по любой изучаемой теме) или могу порекомендовать сайт www.de-online.com, на котором можно потренировать неправильные глаголы, посмотреть видео разного уровня, от А1 до С1, также рекомендую сайт https://deutsch.lingolia.com/ru/leksika/frazeologizmy/koerperteile/articles/8086 для работы над немецкими фразеологизмами, на данном сайте даны примеры фразеологизмов и даны предложения с этими фразеологизмами, ученикам я даю задания, используя данный фразеологизм, составить диалоги. Проговаривая диалоги, учащиеся пропускают через себя данные выражения и запоминание фразеологизмов не превращается в рутину.
Из изложенного выше материала мы можем сделать вывод, чем интереснее ситуации на уроке, тем эффективнее обучение иностранному языку, тем больше проигранных ситуаций, тем ученикам более комфортно чувствовать себя в ситуации диалога, а диалог – залог коммуникативного процесса, а следовательно и помощник в формировании коммуникативных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа "Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка через ролевую игру"
Ролевая игра-эффективный прием работы. Учащиеся применяют осваиваемый языковой материал в ситуациях, характерных для окружающей их действительности, что способствует развитию речевой инициативы ...
Статья: Влияние ролевых игр на развитие коммуникативных навыков на уроке английского языка
Статья: Влияние ролевых игр на развитие коммуникативных навыков на уроке английского языка В последнее время во многих школах применяются ролевые игры. Но ...
методическая разработка "Формирование коммуникативных навыков на уроке немецкого языка по теме: "Олимпийские игры""
Методическая разработка...
Принцип ситуативности как условие развития коммуникативных навыков на уроках иностранного языка
laquo;Ситуация есть такая динамичная система взаимоотношений общающихся, которая благодаря ее отлаженности в сознании порождает личностную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту дея...
Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка.
В данной презентации отражены причины, порождающие неблагополучие в коммуникативном плане, параметры анализа коммуникативного поведения при наблюдение за ребенком, а также направления коррекционной ра...
Формирование коммуникативных навыков на уроках немецкого языка
Формирование и развитие личности учащегося, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), к участию в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, самостоя...
Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка
Развитие коммуникативных навыков на уроке немецкого языка...