Словообразование имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе по теме "Словообразование имён числительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie_imen_chislitelnyh_.docx20.05 КБ

Предварительный просмотр:

#1075;.

Урок русского языка в 6А,Б классах

Тема. Словообразование имен числительных.

  1. Прочтите текст.

Образование количественных числительных.

Простые имена числительные от 1 до 10, а также сто, сорок и тысяча представляют собой словообразовательную базу для остальных числительных.

Числительные 11 – 19 произошли от числительных 1 – 9 + на десяте (форма древнего местного падежа), а двадцать и тридцать - от два, три + десяти (форма Им. п. двойствен. ч.). Эти числительные включают в себя такие суффиксы, как -надцать и -дцать.

Сложные числительные 50 – 80 были образованы из сочетаний простых числительных с устаревшей формой десят (Р. п. мн. ч.), а числительное 90 – «девять до ста». Числительные 200, 300, 400 и полтораста образованы из сочетаний две сът (Им. п. двойствен. ч.), три ста, четыре ста (Им. п. мн. ч.), а 500 – 900 произошли от сочетаний простых числительных и формы Р. п. мн. ч. числительного сто.

Составные числительные образуются из сочетаний простых и сложных числительных: тысяча пятьсот тридцать семь.

Образование собирательных числительных.

Собирательные имена числительные образуются от количественных числительных при помощи суффиксов -оj- (два → двое, три → трое) и -ер-

(пять → пятеро, семь → семеро).

Образование дробных числительных.

Дробные имена числительные образуются сочетанием количественного числительного в форме Им. п. (числитель дроби) и порядкового в форме мн. ч. Р. п. (знаменатель дроби): пять седьмых, шесть восьмых.

Образование порядковых числительных.

Порядковые имена числительные образуются от соответствующих им количественных: семь → седьмой, девять → девятый. Исключения: один → первый, два → второй.

  1. Напишите буквами данные имена числительные.

5, 20, 30, 40, 50, 90, 100, 300, 700, 1000, 2023-й, 1961-й, 988-й, ½, ¾, 2/9.

  1. От данных имен числительных образуйте собирательные имена числительные. Напишите полученные имена числительные.

2, 6, 8, 9, 10.

  1. Выполните тестовые задания. Вопросы и ответы не пишите. Указывайте номер вопроса и букву, соответствующую правильному ответу.

1. В каком предложении из произведений С. Маршака употреблено порядковое числительное?

А) Распустился ландыш в мае, в самый праздник, в первый день.

Б) «Бьют часы Кремлёвской башни, свой салют двенадцать раз».

В) «На столе он строит башни, строит город в пять минут».

2. Укажите верное утверждение.

А) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.

Б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счете.

В) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, лиц, явлений, понятий, число, а также порядок предметов, лиц, явлений, понятий при счете.

Г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

3. Укажите неверное утверждение.

А) Сорок восемь – это целое число.

Б) Одна треть – дробное числительное.

В) Сто – собирательное числительное

Г) трое – собирательное числительное.

4. Цифрами указаны количественные числительные. Выберите строчку, в которой все числительные являются простыми.

А) 12, 15, 1000.

Б) 8, 1000, 100, 6.

В) 1999, 301, 4, 17.

Г) 3, 24, 18, 52.

5. Укажите строчку, в которой допущена ошибка.

А) пять, пятнадцать, пятдесят, пятьсот.

Б) семь, семнадцать, семьдесят, семьсот.

В) шесть, шестнадцать, шестьдесят, шестьсот.

  1. Выпишите из данного текста словосочетания числительное + имя существительное. Числительные напишите буквами.

Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов километров. Пешеход,

преодолевая ежедневно путь в 30 километров, добрался бы до Солнца через

14 000 лет. Поезд, двигающийся со скорость. 100 километров в час, дошел бы до Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 1000 километров в час, достиг бы Солнца через 17 с лишним лет. Космический корабль, летящий со второй космической скоростью (11,2 километров в секунду), добрался бы до Солнца примерно через 156 суток. Луч света проходит это расстояние за 500 секунд.

Домашнее задание.

Спишите текст. Числительные напишите буквами. Укажите разряды имен числительных (количественные, порядковые).

Посмотрите на карту земного шара. Вы увидите, что поверхность океанов и морей больше площади суши. Из 510 миллионов квадратных километров всей поверхности нашей планеты 361 миллион приходится на океаны и моря.

Суша занимает только 149 миллионов квадратных километров. Следовательно, водяная поверхность составляет около 71 процента всей поверхности Земли, а суша – 29 процентов.

Объем всех морей и океанов равен почти 2 миллиардам кубических километров!

Из всех океанов Тихий самый большой. Он занимает площадь в 180 миллионов квадратных километров. Атлантический океан занимает 2 место по площади, Индийский – 3, а Северный Ледовитый океан – 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Тема «Образование имен существительных входит в курс учебника  И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой «Английский язык». Учебник для 4-ого класса и общеобразовательную   программу гимназии....

Конспект урока "Словообразование имен существительных"

Данный урок является первым в цикле уроков по теме. К конспекту прилагается презентация....

"Словообразование имен существительных"

Урок русского языка в 6 классе. Обощение изученного по слоообразованию имен существительных...

Презентация к уроку "Словообразование имен существительных"

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по словообразованию имен существительных...

Словообразование имен существительных

Словообразование  имен существительных...

Технологическая карта и презентация по теме "Словообразование имен существительных" 6 класс

Урок разработан по учебнику "Русский язык" 6 класс; автор:О.М.Александрова, по теме "Словообразование имен существительных"...