Конспект урока по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k.g.paustovskiy_zayachi_lapy.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: К.Паустовский «Заячьи лапы»

Цель урока:

В ходе анализа определить тему произведения, выделить нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки, определять композиционно-языковые особенности повествования;

- развивать речь, воображение учащихся;

- развитие критического мышления; развитие умения анализировать поступки и характер героев; умения выделять главное, т.е. отделять существенное от несущественного; умения обобщать; развитие мыслительных операций;

Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ориентаций. воспитывать чувство сострадания, сопереживания и милосердия.  

Ход урока

«Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.»

Жан Лафонтен

  1. Самоопределение к деятельности.

Прозвенел звонок,
Начинается урок!
 

- У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть особенные «инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтение. Это дыхание, голос и дикция.

2.  Дыхательная гимнастика.

Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в лёгкие. Сдуньте снежинки с руки. (Повторить 3 раза)

А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику. Вдыхаем носом - выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания)

3. Речевая разминка.

Кто много читает,
Тот много знает.

Как вы понимаете эту пословицу. (Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.)

Для чего мы читаем?

- Прочитайте пословицу про себя. 

- Прочитайте пословицу тихо.

- Прочитайте пословицу громко 

- Прочитайте с восклицательной интонацией.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

  1. Актуализация знаний учащихся.

- Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, о котором В. Фраенмал   рассказывал так:

«Рассказчик он (и тогда уже) был превосходный. Настоящий мастер прихотливого, порой непокорного, но всегда великолепного русского языка,  учился языку везде - и неустанно учил этому своих многочисленных друзей. Он говорил: каждый, самый скромный журналист обязан знать строй и выразительную интонацию родного языка, чувствовать характер каждого слова и особенно внимательно изучать русский глагол.

Часто приводил пример краткости, точности и огромной поэтической силы стиха Пушкина.

Природу он любил как поэт и художник. И сердился на "горожан", которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик.

Он любил природу во всех ее проявлениях: и "осенний мелкий дождичек", и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: "И каждой осенью я расцветаю вновь..."

- Он писал о природе, о животных. Как он сам о себе сказал: «Моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать…» «Прирожденный скиталец» - он изъездил всю Россию еще в молодости. Полярный Урал, сожженные берега Каспийского моря, Волга, Украина, необозримые Полесские болота, Карелия, Прионежье, Крым и Кавказ, Мещера и Приочье описаны им во множестве рассказов, новелл, очерков.

- Я думаю, вы уже догадались , произведение какого писателя мы будем сегодня изучать. Да, это Константин Георгиевич Паустовский.  ( портрет писателя)

Сообщение темы урока. Целеполагание.

- С произведениями К.Паустовского мы с вами встречались и раньше. О чем пишет К.Паустовский?

- Какие рассказы К.Паустовского вы читали? (выставка книг)

III. Работа над новым материалом.

1. Мотивация.

-Дома вы прочитали рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы». Считаете ли вы, что слова,  записанные на доске,  связаны с этим рассказом?

 "Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим" (Ж.Лафонтен).

- Тогда девиз нашего урока таков: « Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости»

-Как вы понимаете эти слова?(ответы детей)

-Если мы сумеем в нашем рассказе увидеть что-то чудесное, ценное, о чем хотел сказать автор, то тоже станем мудрее.

5. Словарная работа

- Так как произведение  было написано давно, в нем много старинных слов, которые требуют объяснения.  Назовите слова, значение которых для вас непонятно.

 (Записанные на доске:

Оголец – мальчишка, молодой парень.

Онучи – портянки.

Суховей - сухой горячий ветер.

Пенсне – очки без душек, укреплённые на переносице.

Кратер – углубление в вершине вулкана, похожее на воронку.

Шамкать – говорить невнятно.

Коновал – знахарь, лечащий лошадей.

Ураган  – ветер разрушительной силы.

Посох – длинная трость, палка для опоры, при ходьбе.)

2. Осмысление

-Как вы объясните название рассказа?

-От какой беды и как спас деда заяц?  В чем перед ним провинился дед?

Как Ларион Малявин отблагодарил зайца?

-Заяц спас деда Лариона от пожара, а какую роль он сыграл в судьбе внука Вани? Какие черты  характера Вани  проявились в истории спасения зайца?

-Каким одним словом можно заменить описание- «заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену»?

-Какие чувства , мысли, события дед сумел вложить в свое короткое письмо: «Заяц не продажный, живая душа, пусть живет на воле…»?

3. Работа над выявлением главной идеи.

-Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец?  

Ларе́ц, -  искусно сделанный, украшенный ящичек для хранения драгоценностей; шкатулка, сундучок.

- Что хранят в ларцах?

-Правильно, в них хранят какие-то ценности.

- Иногда самое простое мы не можем увидеть, узнать, сделать, а оно окажется самым ценным. Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать Паустовский.

4. Работа в парах.

- Назовите действующих лиц этого рассказа. (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья, аптекарь, детский врач Карл Петрович)

   - Сейчас мы должны выяснить, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение.

1 первое задание

-  Какие качества характеризуют каждого из героев. Выпишите из списка качества, которые характерны для каждого героя.  

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

Ветеринар -

Бабка Анисья –

Аптекарь  -

Ваня  -

Доктор Карл Петрович -

Дед Ларион -

(Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный,жестокий, грубый;

Бабка Анисья - любопытная, жалостливая, душевная, добрая;

Аптекарь -  нервный, сердитый, раздражённый, но добрый;

Ваня  - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный;

Доктор Карл Петрович - интеллигентный, строгий, образованный, добрый;

Дед Ларион  - отзывчивый, робкий, добрый.)

- Кто из героев вызвал у вас осуждение? Почему?     

  Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным, что есть еще одна потайная дверь в глубину души Лариона Малявина.
      Перечитаем последние строки рассказа:
      «— Да, — сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, — да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек.
      — Чем же ты провинился?
      — А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь!
      Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все».
      — Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?
      Вопрос для детей непростой, но именно в ответе на него — выход на философскую проблему рассказа. Дадим детям возможность высказать свои мнения, и если нащупаем в одном из ответов зерно истины, то наводящими вопросами выведем детей на понимание философской глубины рассказа.
      
Фактический уровень: до пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.
      
Философский уровень: человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе.

           - В рассказе есть еще одно действующее  лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.

-Где мы это видим? (На слова Карла Петровича гром ворчит.)

-Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)

IV.Физминутка.

.

2 задание.

-  Ребята, у вас на партах лежат листочки с пословицами. Выберите  из списка пословицы и поговорки,  относящиеся к теме рассказа. Объясните, почему на ваш взгляд они подходят к теме рассказа.

 

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

  Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

 Доброе слово доходит до сердца.

 Всякий хлопочет - себе добра хочет

 Не гони коня кнутом, а гони овсом.

Все любят добро, да не всех любит оно.

 Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

 Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

 Жизнь дана на добрые дела.

 Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

Верная указка - не кулак, а ласка.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Красота до вечера, а доброта навек.

Не считай щедрым дарящего чужое.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.

3 задание. Дискуссия.

- А вот три  ученика на вопрос «О чем этот рассказ?» высказали различные мнения:

1ученик. Это рассказ о зайце

2ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре

3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.

-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ.

V.Обобщение учителем. (Корзина идей)

-Какая простая истина вам открылась? Что хотел сказать автор? (нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять сострадание к братьям нашим меньшим…..)

Конкурс рисунков.

- Вы нашли истину, это рассказ о людской доброте и отзывчивости. Но почему на рисунках центральное место занимает заяц? (ответы детей)

-Действительно,  больной заяц в центре  событий, а каждый персонаж проходит проверку на доброту, человечность и сопереживание.

Кто-то сдаёт этот экзамен, а кто –то нет. Перед нами «корзина мыслей» Каждый сам кладет в неё свою мысль, дописав слова на листочке (на листочке написана незавершенная фраза(каждый выбирает по желанию)

Быть добрым –это значит….

Быть добрым легко….

Быть добрым тяжело…

(проверка идей)

- Совершив добро, наслаждайтесь тем, что всем окружающим вас, стало хорошо. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа. Если мы научимся этому, то мы – богатые  люди.  А самое главное- это научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь. А теперь скажите, ведь правда, что мы открыли простые истины?

- В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие - лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, почву, угрожает жизни животных и даже людей.

-  Прочитайте со слов « Ветер перешел в ураган »  до «Смерть настигала деда, хватала его за плечи…»

- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других.

-А как возникают  в лесу пожары? Послушайте стихотворение, которое подтверждает ваши ответы.

Забывчивый охотник на привале не разметал, не растоптал костра

Он в лес ушёл, а ветки догорали и нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы, и ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны, багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами выжег, кусты спалил, в зелёный лес пошел.

Как вспуганная, стая белок рыжих, он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели, со страшным  треском падали стволы,

И как снежинки, искры с них летели над серыми сугробами золы.

- Огонь — страшный враг леса. После пожара остается на долгие годы безжизненная и мрачная пустыня, где на многие километры лежат обугленные трупы деревьев.

- Можете ли вы объяснить эту фразу:  “1 дерево — 1 млн. спичек, 1 спичка — млн. деревьев”.

VI.Рефлексия

-Как вы думаете, зачем Паустовский рассказал нам эту историю?

(чтобы мы задумались, какое бедствие для леса пожар и были осторожны в лесу.ит.д)

- Животные тоже иногда приходят человеку на помощь. Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим.

- Какие выводы для себя сделали?

Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого- то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда
И если кому — то, кому — то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.


А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова — дела важны?
Дела — делами, а слова — словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.

Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.

VII. Итог урока

- В конце нашего урока вы должны либо согласиться, либо опровергнуть следующие высказывания:

Да, герои поступили совершенно правильно.        

Нет, поступок героя, мне кажется, неоправдан, зря только беспокоили людей.

Домашнее задание: 

Завершая работу над темой, дадим задание написать самостоятельную творческую работу: рассказать о том, что удивительного сумел увидеть ученик в обычных явлениях жизни или в привычных предметах. Сочинение-миниатюру можно назвать так: «Я увидел чудо...»
      Задача ребенка — постараться увидеть необычное в обычном явлении и попытаться донести это до своих товарищей с помощью сравнений, эпитетов, олицетворений так, как это сделал Паустовский.

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий, грубый, робкий, строгий,

любопытная, жалостливая, душевная, терпеливый, образованный, интеллигентный,

 сердитый, раздражённый, но добрый,  беспокойный, добрый, выносливый, шустрый, заботливый, упорный, отзывчивый,

Ветеринар -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бабка Анисья – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аптекарь  -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваня  - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доктор Карл Петрович - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дед Ларион - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ветеринар -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бабка Анисья – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аптекарь  -____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ваня  - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доктор Карл Петрович - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дед Ларион - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым –это значит____________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым легко…_______________________________________________________.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Быть добрым тяжело…______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

  Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

 Доброе слово доходит до сердца.

 Всякий хлопочет - себе добра хочет

 Не гони коня кнутом, а гони овсом.

Все любят добро, да не всех любит оно.

 Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

 Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

 Жизнь дана на добрые дела.

 Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

Верная указка - не кулак, а ласка.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Красота до вечера, а доброта навек.

Не считай щедрым дарящего чужое.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

  Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

 Доброе слово доходит до сердца.

 Всякий хлопочет - себе добра хочет

 Не гони коня кнутом, а гони овсом.

Все любят добро, да не всех любит оно.

 Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

 Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

 Жизнь дана на добрые дела.

 Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

Верная указка - не кулак, а ласка.

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

Красота до вечера, а доброта навек.

Не считай щедрым дарящего чужое.

Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.

Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления

ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...

Урок литературы по рассказу К. Паустовского "Заячьи лапы"

Материал включает в себя подробный конспект урока с презентацией. Включает в себя список личностных, предметных и метапредметных результатов, а также проектныен, групповые и исследовательские формы ра...

Конспект урока 5 класс по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"

Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" предназначен для учащихся 5 класса.В форме беседы о прочитанном тексте...

Конспект урока. Рассказ Ф. Абрамова "О чем плачут лошади"

Конспект урока. Рассказ Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". 7 классс. Урок составлен с применением технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Методическая разработка. Конспект урока литературы в 5 классе. «Сфера добра» в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы»

Урок обобщения и систематизации знанийКлючевые слова: экологическая культура, взаимосвязь нравственных и экологических проблем; «сфера добра»....