Подготовка обучающихся 8 класса к написанию сжатого изложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Формирование читательской грамотности через обучение сжатому изложению
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 8 классе
на тему: «Подготовка обучающихся к написанию сжатого изложения»
Тема: Подготовка обучающихся к написанию сжатого изложения
Класс: 8
Тип урока: урок развития речи
Цель: формирование читательской грамотности через обучение лингвистическому и содержательному анализу текста
Задачи:
Формировать целостное представление о тексте: понимать его идею, композицию, характер персонажей, детали.
Развивать творческие возможности школьников.
Обогащать речь учащихся лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими средствами языка.
Привлечь внимание к проблеме взаимоотношений человека и природы.
Формировать нравственные представления учащихся о добре и зле, об ответственности человека за свои поступки, о чувствах вины и благодарности.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
формирование положительной мотивации к обучению, готовности свободного выражения мыслей
Метапредметные:
закрепление умения представлять информацию, развитие творческих способностей
умение анализировать, обобщать информацию, строить текст
Предметные:
формирование навыка устной и письменной речи, отработка навыка орфографической и пунктуационной зоркости.
Ход урока
1.Орг.момент.Целеполагание.
- Добрый день, дорогие ребята. Нам сегодня на уроке предстоит готовиться к написанию изложения. Сформулируем тему нашего урока.
-Мы должны внимательно прочитать текст, запомнить его, пересказать по плану и грамотно написать изложение.
2. Мотивация к учебной деятельности
Какие умения мы должны показать?
умение пересказывать текст
определять основную мысль текста
выделять части
составлять план
определять микротемы абзацев
определять средства выразительности
излагать текст с использованием изобразительно-выразительных средств
3. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного:
Сегодня на уроке мы должны написать сжатое изложение текста: определить его тему, идею, композицию (как он построен); провести языковой анализ текста, т. е. изучить его языковые особенности (лексические, синтаксические, морфологические).
4. Чтение текста В.Черноречина.
Это был просто уродливый кот. Он имел только один глаз, с той же самой стороны отсутствовало и ухо, а левая нога была когда-то поломана и срослась под каким-то невероятным углом. Его хвост давно отсутствовал, остался только маленький огрызок, который постоянно дёргался.
У человека, хоть раз посмотревшего на него, возникала одна и та же реакция: до чего же уродливый кот. Всем детям было категорически запрещено касаться его. Но странное дело: на все действия детей и взрослых Уродливый всегда проявлял одну и ту же реакцию. Если он видел детей, он бежал к ним, тёрся головой о руки и громко мяукал, выпрашивая ласку. Если кто-нибудь всё-таки брал его на руки, он тут же начинал сосать уголок рубашки или то, до чего мог дотянуться.
Однажды Уродливый попытался подружиться с соседскими собаками. Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь. Когда я добежал до него, Уродливый был сильно покусан. Он лежал, свернувшись в клубок, смежив единственный глаз, и след от слезы пересекал его нос. Я нёс его домой. Он хрипел, задыхался, но пытался лизнуть меня своим мягким шершавым языком. Я прижал его к себе. Он коснулся головой моей ладони, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание. Даже испытывая такую страшную боль, кот просил о капельке привязанности! Возможно, о капельке сострадания и любви.
И в тот момент я думал, что имею дело с самым любящим существом из всех, кого я встречал в жизни. Самым любящим и самым красивым. А он смотрел на меня, уверенный, что я сумею смягчить его боль, что теперь всё у него будет хорошо, что наконец-то нашёлся настоящий хозяин, которому можно отдать всю силу нерастраченной любви.
Несчастный кот-калека тогда смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь.
5. Работа с текстом
-Докажите, что это текст. (Это текст, так как предложения связаны между собой грамматически и объединены общей темой)
-Определите стиль речи. (Стиль художественный)
-Определите ведущий тип речи. Докажите (Повествование)
-Озаглавьте текст
6.Наблюдение над выражением авторского отношения
Как ведут себя люди по отношению к коту? Почему они испытывают отвращение к коту?
Опишите внешность кота и то, как он ведёт себя по отношению к людям.
Сравните поведение кота и людей.
Какой композиционный приём использует автор?
Что однажды случилось с котом? Как это его характеризует?
Кто помог коту? Почему он это сделал?
Что осознал рассказчик?
-Что вы можете сказать об авторе этого текста?
- Почему рассказчик так себя вёл? Что заставило его взять уродливого к себе домой?
7. Составление плана
Составьте план.
Запишите микротему каждого абзаца.
Выпишите ключевые слова каждой микротемы.
Какие средства языковой выразительности используется автор и с какой целью?
Определите и запишите как вы поняли основную мысль текста?
8.Перескажите текст, опираясь на план и ключевые слова.
9. Сформулируйте и запишите свое отношение к главной мысли текста. Обоснуйте свою позицию.
10.Чтение текста и написание сжатого изложения.
11. Рефлексия.
Какое настроение у вас сейчас?
Что интересного мы узнали о жизни животных?
Где ваши знания пригодятся?
Благодарю вас за урок и интересные ответы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Подготовка к ОГЭ: обучение написанию сжатого изложения"
Презентация содержит учебный материал для подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения"
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения". Тип урока: Развитие речи...
Рекомендации для подготовки обучающихся 9 класса к написанию сжатого изложения и сочинения
Все школьники, которые оканчивают 9 классов, должны обязательно сдать Основной Государственный экзамен (ОГЭ) по русскому языку, поскольку сегодня это является главным требованием при получении аттеста...
Проектная работа: «Поиск дополнительного приема при написании сжатого изложения для тренировки определенных навыков у обучающихся при подготовке к ОГЭ».
В работе говорится о создании нового приема при обучении написанию сжатого изложения с учетом психологических особенностей детей. Прилагается презентация к проекту ....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева"
Урок развития речи в 9 классе (для обучающихся с ОВЗ) по теме "Подготовка к написанию сжатого изложения по тексту Д.С. Лихачева". Эта разработка поможет подготовить обучающихся с ОВЗ к ГИА....
Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения
Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения...