Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_uchashchihsya_9-h_klassov_k_napisaniyu_szhatogo_izlozheniya.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Подготовка учащихся 9-х классов к написанию сжатого изложения в формате ОГЭ: работа над содержанием и приемами сжатия исходного текста»
Готовимся к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста и практическая работа
Приемы сжатия
- Исключение — приём, при котором сначала необходимо выделить важные смысловые элементы, а затем исключить несущественное.
Исключить можно:
- повторы;
- часть однородных членов;
- подробности, уточняющие члены предложения, пояснения;
- вводные слова;
- причастные и деепричастные обороты, не несущие главного смысла;
- целые предложения, дублирующие информацию из предыдущего фрагмента текста.
Например:
Настоящий друг придет на помощь всегда, при любых жизненных ситуациях. — Настоящий друг придет на помощь всегда.
- Обобщение — приём сжатия, при котором мелкие, единичные факты объединяются на основе общего. Подбирается какое-то слово (словосочетание), которое можно использовать вместо более объемного фрагмента предложения.
Обобщать можно:
1) Однородные члены предложения обобщающим словом.
Например:
На витрине лежали яблоки, апельсины, мандарины, груши. – На витрине лежали фрукты.
2) Фрагмент текста синонимичным выражением.
Например:
Андрей занимается волейболом. Миша ходит на теннис. Марина увлекается плаванием. Катя играет в бадминтон. Олег состоит в футбольной команде. — Ребята занимаются разными видами спорта.
- Замещение — приём, при котором длинная синтаксическая конструкция (предложение или его часть) заменяется по смыслу на более короткий смысловой отрезок.
Замещать можно:
1) Сложное предложение простым.
Например:
Ещё только-только прокричали сонные петухи, ещё темно было в избе, мать не доила коровы и пастух не выгонял стадо в луга, когда проснулся Яшка. — Яшка проснулся очень рано.
2) Придаточное предложение деепричастным оборотом.
Например:
Когда ребята вышли из дома, они направились в лес. — Выйдя из дома, ребята направились в лес.
3) Придаточное предложение причастным оборотом.
Например:
Мы подошли к дому, который стоял на берегу озера. — Мы подошли к дому, стоящему на берегу озера.
4) Предложение или его часть определительным или отрицательным местоимением.
Учителя, ученики, родители, гости вышли на школьную линейку. — На школьную линейку вышли все.
Ни учителя, ни ученики, ни родители не проголосовали за отмену школьной формы. — Никто не проголосовал за отмену школьной формы.
5) Придаточное предложение второстепенным членом (дополнением, определением или обстоятельством).
Например:
Когда наступил вечер, ребята отправились на каток. — Вечером ребята отправились на каток.
В одноэтажном здании находится фирма, которая предлагает своим клиентам туры в различные страны. — В одноэтажном здании находится туристическая фирма.
Практическая работа
- Прочитайте текст.
- Озаглавьте каждую микротему.
- Используя различные приемы компрессии, произведите сжатие текста.
Солнце жгло немилосердно. Едва поднявшись над горизонтом, оно обдавало землю своим горячим дыханием, а к полудню степь превращалась в раскалённую печь. От невыносимой жары никла каждая травинка. Звери рвали когтями сухую, неподатливую землю, заваливались набок, тяжело дышали…
Лишь иногда ненадолго в степи появлялся ветер. Он пробегал по низинам, шевелил увядающие травы, и травы отзывались жёстким жестяным шелестом. Но однажды перед рассветом с востока подул ровный, сухой ветер. Он не ослабевал и, казалось, не крепчал, дул утром и днём, вечером и ночью с тоскливым, зловещим однообразием. Никакой прохлады не было в этом душном, горячем ветре, никакого облегчения он не приносил. На четвёртые сутки ветер усилился, стал нести с собой резкие песчинки и почти незаметную мелкую пыль.
Как раз в эти дни у балки ярко и молодо зацвёл подсолнух. Он расцветал наперекор всему, словно его не касалось то, что происходило в степи: жаркое дыхание суховея, безвременное увядание трав, неутолённая, смертная жажда пересохшей земли.
План текста
- Невыносимая жара.
- Ветер.
- Подсолнух.
Сжатие текста
- Невыносимая жара.
1) Исключение
Солнце жгло немилосердно. Едва поднявшись над горизонтом, оно обдавало землю своим горячим дыханием, а к полудню степь превращалась в раскалённую печь. От невыносимой жары никла каждая травинка.
2) Замещение
Звери рвали когтями сухую, неподатливую землю, заваливались набок, тяжело дышали… (= страдали)
Получившийся текст (1 абзац)
Солнце жгло немилосердно. К полудню степь превращалась в раскалённую печь. От невыносимой жары никли травы, страдали звери.
- Ветер.
1) Исключение + замещение
Лишь иногда ненадолго в степи появлялся ветер. Он пробегал по низинам, шевелил увядающие травы, и травы отзывались жёстким жестяным шелестом. Но однажды перед рассветом с востока подул ровный, сухой ветер.
2) Исключение + обобщение
Он не ослабевал и, казалось, не крепчал, дул утром и днём, вечером и ночью (= беспрестанно) с тоскливым, зловещим однообразием. Никакой прохлады не было в этом душном, горячем ветре, никакого облегчения он не приносил (= не давая прохлады). На четвёртые сутки ветер усилился, стал нести с собой резкие песчинки и почти незаметную мелкую пыль.
Получившийся текст (2 абзац)
Ненадолго появлялся ветер, шевелил увядающие травы. Однажды с востока подул ровный, сухой ветер. Он дул беспрестанно, с тоскливым однообразием, не давая прохлады. На четвёртые сутки ветер усилился, стал нести с собой резкие песчинки и мелкую пыль.
- Подсолнух.
Исключение + замещение
Как раз в эти дни у балки ярко и молодо зацвёл подсолнух. Он расцветал наперекор всему, словно его не касалось то, что происходило в степи: жаркое дыхание суховея, безвременное увядание трав, неутолённая, смертная жажда пересохшей земли.
Получившийся текст (3 абзац)
В эти дни наперекор всему у балки ярко и молодо зацвёл подсолнух, словно его не касалось жаркое дыхание суховея.
Сжатый текст (целиком)
Солнце жгло немилосердно. К полудню степь превращалась в раскалённую печь. От невыносимой жары никли травы, страдали звери.
Ненадолго появлялся ветер, шевелил увядающие травы. Однажды с востока подул ровный, сухой ветер. Он дул беспрестанно, с тоскливым однообразием, не давая прохлады. На четвёртые сутки ветер усилился, стал нести с собой резкие песчинки и мелкую пыль.
В эти дни наперекор всему у балки ярко и молодо зацвёл подсолнух, словно его не касалось жаркое дыхание суховея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения"
Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Обучение написанию сжатого изложения". Тип урока: Развитие речи...
«Текст как вершина речевой культуры» (дополнительный курс для подготовки учащихся 10-х классов к написанию итогового сочинения)
Курс обеспечивает развитие у обучающихся интерпретационных способностей, то есть способностей понимания текста на основе анализа, осмысления содержательной и формальной стороны текста, выделения...
Рекомендации для подготовки обучающихся 9 класса к написанию сжатого изложения и сочинения
Все школьники, которые оканчивают 9 классов, должны обязательно сдать Основной Государственный экзамен (ОГЭ) по русскому языку, поскольку сегодня это является главным требованием при получении аттеста...
мастер - класс на тему "Подготовка учащихся 9-ых классов к написанию сочинения - рассуждения на ОГЭ по русскому языку", то есть обучение выполнению задания 15.3.
мастер - класс позволит учителю русского языка подготовить учащихся девятых классов к написанию задания15.3. В презентации есть ссылки на линию учебников, по которым работает педагог (Т.А. Ладыженская...
Практическое занятие с учащимися 9-ого класса «Подготовка к написанию сжатого изложения».
Цель занятия: Подготовить учащихся к написанию сжатого изложения, используя основные способы компрессии....
Методические рекомендации по подготовке учащихся 11-х классов к написанию итогового сочинения.
Для подготовки к написанию сочинения предлагаю практический материал, который может быть полезен для проведения занятий со старшеклассниками, а именно разные формы вступления....
Подготовка обучающихся 8 класса к написанию сжатого изложения
Формирование читательской грамотности через обучение сжатому изложению...