Разработка урока "Второстепенные члены предложения.Определение."
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
В данная разработка даёт учащимся возможность более подробно ознакомиться с этим второстепенным членом,способами выражения и ролью в выразительности речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока по теме "Второстепенные члены предложения.Определение." | 38.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Учитель :Оказова Альбина Владимировна
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др
М.: Просвещение 2023г
4. Тема урока: "Определение".
5. Тип урока: Урок общеметодической направленности.
6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
7. Задачи урока:
Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
9. Планируемые результаты: учащиеся должны знать
определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения, роль определения в усилении выразительности художественного описания;
должны уметь
находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями,
использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
10. Межпредметные связи: литература, музыка
11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организацион ный момент | 1. Приветствие учащихся | Приветствие друг друга Принцип психологической комфортности | 1 мин | УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха); коммуникативные умение работать в коллективе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Мотивация к учебной деятельности | 1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование презентации слайд 1) Набор слов: Собирается, по, знание, капле. - Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок? -Чем будут для нас эти слова? Ребята, всем понятно ,что без знания русского языка ,невозможно правильно выражать свои мысли , говорить красиво. Поэтому должны по крупицам собирать эти знания.Сегодня мы покажем то ,что уже знаем и познакомимся с чем-то новым. - Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам. - Что вы знаете о дополнении? Фронтальный опрос по вопросам таблицы
| Учащиеся составляют из слов предложение, выделяют грамматическую основу Знание собирается по капле. (СЛАЙД 2)
Учащиеся дают характеристику предложения Показывают знания предыдущей темы | 2мин 3мин | -личностные: мотивация к учебной деятельности, - регулятивные: планирование своих действий в диалоге с учителем -познавательные (осознают познавательную задачу) коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
3.Актуализация знаний | Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На доске (слайд)
- Прочитайте предложения ученика. -Они вам понравились? -Чего не хватает? -Как сделать эти предложения более красивыми? Вот этому мы сегодня и научимся. Показ презентации (Приложение) (см. Приложение. Слайд 1) Ребята, послушаем мастеров русского слова. Давайте вспомним стихотворение П.С.Пушкина «Зимняя дорога»: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. (см. Приложение. Слайд 4) - Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений) (см. Приложение. Слайд 5) - Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений? (см. Приложение. Слайд 6) - Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа и настроение поэта? - На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов) - Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений) -Ребята, давайте запишем и выучим небольшое четверостишье: Признак предмета или явления (см. Приложение. Слайд 7) - Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным. Дополним нашу таблицу
(см. Приложение. Слайд 8) | Рассуждения и ответы учащихся Работа с учебником – чтение определения Заполнение таблицы, сравнение с учебником | 10 мин | - личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; - регулятивные: самостоятельное фор мулирование цели и задач, планирование, прогнозирование; - познавательные: осуществляют для решения учебной за дачи операции анализа, синтеза; - коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Физкультминутка | Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево ) Больше спать не захотел, (Туловище вперёд, назад) Шевельнулся,потянулся,(Руки вверх и потянуться) Взвился вверх и полетел.(Руки вверх, вправо, влево) Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся.(Покружиться) | 2 мин | - личностные: осознание необходимости продолжать урок; - коммуникативные: выполнение упражнений вместе, | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5.Целеполагание и мотивирование 6. Применение нового знания в стандартной ситуации | Теперь давайте попробуем потренировать свою речь, используя приобретённые знания. Подберите к изображениям слова-определения. (см. Приложение. Слайд 9-13) (см. Приложение. Слайд 14) В следующем задании дополните предложения определениями: Зима.Бор. Кругом снег. (см. Приложение. Слайд 15) - Итак ,друзья,для чего нам нужны определения?(Чтобы сделать нашу речь образной ,поэтичной,богатой). Творческая работа. Мини-сочинение (по вариантам). - Теперь вернёмся к началу нашего урока .Дополните данные предложения, чтобы у вас получился красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока) Вывод о важности использования в речи определения | На экране появляются изображения животных, растений, обучающиеся устно подбирают к ним красивые определения. Дети составляют предложения, записывают их в тетради, подчеркивают главные члены предложения и определения; отмечают слова, к которым относятся определения. Самостоятельная работа: составление рассказа – описания по картине Пишут творческую работу, затем читают её в классе, оценивая и рецен зируют работы одноклассников. Определения помогают выстроить наиболее точное высказывание, иногда в тексте без них невозможно обойтись | 5 мин 1 мин | - личностные: положительное отношение к обучению: - регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; познавательные: выполняют учебно –познава тельные действия, осуществляют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно – следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собствен ные мысли, понимают точку зрения другого. - личностные: осознание необходимости продолжать урок; - регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; - познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации; - коммуникативные: умение работать в | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. Самостоятельная работа в парах | Изображение мальчика и девочки: работа в парах. 1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения С.Есенина(текст распечатан). Стихотворение списать, раскрывая скобки, вставить пропущенные буквы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозначить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится. Отг…ворила роща з…л…тая Берёзовым, в…сёлым языком, И журавли, печально прол…тая, Уж (не) жалеют больше (ни) о ком.
- Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом? Настроения, навеянные осенью, великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы. | Выполняют задания предложенного материала. Словесное рисование картины по прослушанной музыке. | 8 мин | - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию - регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи; -познавательные: способность понять информацию; - коммуникативные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Письменная работа Применение нового знания в нестандартной ситуации (вторая мини-физкультминутка) | Известно, что осень была любимым временем года многих творческих личностей, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него очень много стихов на эту тему. Давайте вспомним одно из них: Унылая пора! очей очарованье! (на слайд) Попробуйте впечатления от этих строк передать в мини-сочинении «Вид из окна». | Задание. Написать мини-сочинение (небольшое сочинение-описание) «Вид из окна», используя второстепенные члены предложения. Зачитать 1-2 работы. | 8 мин | - личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную информацию; - регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи; производит необходимые действия по плану; - познавательные: использует полученную информацию в действии; - коммуникативные: учится искать свою позицию | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Подведение итогов | Что узнали на уроке? От какого слова зависит определение? Что обозначает определение? На какие вопросы отвечает определение? Какой частью речи выражено определение? | Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках | 2 мин | - личностные: критическая оценка своих знаний; - коммуникативные: умение слушать друг друга | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
10. Рефлексия | Оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков. | Оценивание своей работы, возвращение к эпиграфу и толкование | 1 мин | коммуникативные (оценка своей работы), - личностные: приобретение мотивации к учебному процессу, - познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё, - коммуникативные: умение слушать друг друга, оценивать критично ответы друг друга, умение посмотреть на ситуацию с иной позиции | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
11. Домашнее задание | Предлагает проверить полученные знания Упр. 186 или 187 (по выбору) | 1 мин | личностные: учащиеся выбирают упражнение по сложности. |
Приложения:
Работа в группах.
1 группа
У: У вас на столе находится текст, написанный корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах предложения. Ваша задача:
1Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.
2.Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.
Инструкция для работы на карточке.
Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья облетели. Только берёзки сохранили (какие?) листочки. (Какие?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.
Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья облетели. Только берёзки сохранили последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.
2 группа .
. На какие виды делятся предложения по наличию второстепенных членов?
Ответ: Распространенные и нераспостраненные.
Давайте проверим, как мы это умеем делать.
Диктант Код: Р – распространенные ; Н - нераспространенные
- Взошло солнце.
- Начался новый день.
- Ребята пошли в школу.
- Звенит звонок.
- Начинается первый урок.
- Ученики решают задачи.
- Дети пишут и читают.
- Дети учатся с удовольствием.
- Урок закончился.
- Все бегут на перемену.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Второстепенные члены предложения. Определение
Урок - презентация; урок знакомит учащихся с новым понятием – определение, позволяет выявить основные способы выражения определений, их роль в речи. Ученики приобретают умение находить определение в п...
Второстепенные члены предложения. Определение
Урок русского языка Второстепенные члены предложения . Определение. Русский язык. 8 класс...
Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).
Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.
Ход урока I.Организационны...
Второстепенные члены предложения.( Определение).
Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди»....
Второстепенные члены предложения. Определение.
Конспект урока "Второстепенные члены предложения. Определение"...
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ.5класс
Работа содержит конспект урока, схему-конспект и презентацию по теме. Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение. Цели урока: Воспитательные : -воспитывать чуткое отношение к родно...