Второстепенные члены предложения.( Определение).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе.
Тема :Второстепенные члены предложения.( Определение).
Цели урока:
Воспитательные :-воспитывать у ребят чуткое отношение к родному языку, к красоте и выразительности речи, интерес к его изучению;
-прививать детям любовь к прекрасному (русские пейзажи);
Обучающие: -систематизировать знания учащихся об определении, полученные в начальной школе ;
-проверить орфографические навыки учащихся;
-проверить умения учащихся проводить синтаксический, морфемный разборы, транскрибирование слов;
-расширять словарный запас учащихся.
Развивающие: -разработать алгоритм нахождения определения в предложении( выполнение логических операций: сравнения ,синтеза; анализа, дедукции);
-развивать умение находить определение в тексте и употреблять его в речи;
-формировать навыки графического обозначения определения;
-формировать умения контролировать свою учебную деятельность;
-познакомить учащихся с согласованными и несогласованными определениями;
-познакомить со способами выражения определения в предложении.
Оборудование и материалы:
-записи на доске, раздаточный материал для индивидуального опроса, оформление класса рисунками, лингвистическими сказками детей, смайлики для самооценки учащихся, презентация по теме и ТСО для обеспечения работы со слайдами, таблицы «Загадки членов предложения».
Ход урока.
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний и умений.
Проведение фронтального опроса в нетрадиционной игровой форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.
Игра «Крестики-нолики»
(р-та в тетрадях).
В строчку записываются цифры от одного до десяти. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме «Синтаксис», соответствующего определенной цифре, учащиеся ставят «+» или «-».
1.Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и члены предложения , называется фонетика.
2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.
3Обстоятельство -это главный член предложения.
4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =).
5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.
6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения.
7.Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.
9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.
Слайд 1(ответы)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
0 | 0 | 0 | + | 0 | + | + | 0 | + | 0 |
Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.
Самооценка выполненной работы-смайлики.
Слайд 2(эпиграф).
Чтение учителем эпиграфа к уроку.
«Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди».
М.Ладур.
Действительно наш русский язык очень красив и выразителен, искренне надеюсь ,что сегодня вы покажите себя чуткими и умными по отношению к нему(ну и друг к другу, конечно). -Ребята, а что делает нашу речь «богатой, цветной»?
-Опираясь на текст эпиграфа, подумайте, что необходимо дописать в теме урока. (Определение).
Целеполагание.
-Как вы думаете, что мы сегодня должны за цели перед собой поставить для изучения данной темы? (Что обозначает О., чем выражено, его роль в предложении).
Слайд 3(2 текста для сравнения).
1текст.
(Читают уч-ки).
Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья опадают на землю, и она покрывается ковром.
2текст.
Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья опадают на землю, и она покрывается желто-красным ковром.
-Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего?
Учитель подводит к выводу о значимости определения.
-Что вы уже знаете об определении?
А теперь откройте учебники на стр.124,прочитайте материал в рамке про себя и ответьте на вопрос:
-Какая информация оказалась для вас новой? (М.б. выражены существительными).
Учитель дополняет цель урока, сформулированную ранее учащимися:
Узнать способы выражения определения, составить алгоритм его нахождения в предложении, познакомиться с термином «согласованные и несогласованные определения».
Закрепление материала.
Работа с учебником. Упражнение 231(по заданию). Один у-к у доски; комментирование.
Цель данной работы-выработка алгоритма нахождения определения. (Основа - вопросы к упражнению).
-Так как мы находим определение в тексте, каков алгоритм наших действий?
Слайд 4.(Алгоритм)
- Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.
- Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей?
- Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
- Если есть, значит это определение.
- Подчеркну определение волнистой линией.
Вывод учителя. Чтобы найти определение, сначала находим слово, обозначающее предмет, т.е. возникает необходимость в умении определять лексическое значение слов.
Слайд 5(Словарная работа-тест).
Тест на знание лексического значения слова. Работа дает возможность расширить лексикон учащихся.
1.Изумрудный.
А) сделанный из драгоценного камня ярко-красного цвета;
Б) сделанный из драгоценного камня голубоватого цвета;
В ) сделанный из драгоценного камня ярко-зеленого цвета.
2.Мглистый.
А) затянутый дымом, туманом;
Б) имеющий запах меда;
В) мрачный, угрюмый.
3.Багровый.
А) цвет сирени;
Б) красный цвет густого, темного оттенка;
В ) розоватый оттенок.
Ответы: 1.В 2.А 3.Б
Надеюсь, ваш словарный запас увеличился и будет пополняться дальше.
Предложение записывается под диктовку ( 1у-к у доски, комментирование орфорграмм ).
Одинокий дуб сбрасывал багровую листву, готовился к зиме.
Сразу после написания предложения(одновременно)
2 у-к делает синтаксический разбор(вывод о том, что О.чаще всего выражены прилагательными)
3 у-к выполняет транскрипции слов (дуб, сбрасывал) (повторение процессов оглушения и озвончения)
4 у-к выполняет морфемный разбор (листву, готовился)(вопрос чередования ТВ//Т ,нулевое окончание п/д -ся).
Оценивание учащихся.
Физкультминутка.
По количеству вариантов(6) выдаются осенние листочки.
Задание: придумать к листочку определение (повторяться нельзя). Листики передаются с 1 до последней парты, потом учителю.
Зачитываю написанное, анализирую.
Сведения опережающего характера.
На доске (тыльная сторона):
1.Дождевая капля упала в воду.
2.Капля дождя отвесно упала в воду.
Устное задание: назвать главное и зависимое слово, чем выражено зав.сл. (часть речи). Ребята, а еще определения могут быть согласованными и несогласованными. Например, дождевая капля – согл . опр. Как вы думаете
думаете, в чем его особенность? (согласование со словом, от которого зависит…)Значит несогласованные…Какой ЧР выражено нес.опр.?
-Чтобы не ошибиться , необходимо задавать к зависимому слову «разумный вопрос»,тот вопрос, который учитывает лексическое значение словосочетания.
-Заполните, пожалуйста , свои таблицы «Загадки членов предложения»,с учетом новых сведений, полученных на уроке.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол | Наречие | |
Подлежащее | + | + | ||
Сказуемое | + | + | + | |
Определение | + | + | ||
Дополнение | ||||
Обстоятельство |
Загадки (физминутка).
Задание:
Я читаю загадки, вы их отгадываете и называете определения.
1.Падают с ветки золотые монетки. (Листья).
2.Эх, звоночки, синий цвет
С язычком, а звука нет. (Колокольчики)
3.Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых,
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (подосиновик).
Посмотрим, так ли вы разумны, при работе с новым материалом.
Слайд 6 (сведения опережающего характера).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Второстепенные члены предложения. Определение
Урок - презентация; урок знакомит учащихся с новым понятием – определение, позволяет выявить основные способы выражения определений, их роль в речи. Ученики приобретают умение находить определение в п...
Второстепенные члены предложения. Определение
Урок русского языка Второстепенные члены предложения . Определение. Русский язык. 8 класс...
Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).
Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...
Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.
Ход урока I.Организационны...
Второстепенные члены предложения. Определение.
Конспект урока "Второстепенные члены предложения. Определение"...
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОПРЕДЕЛЕНИЕ.5класс
Работа содержит конспект урока, схему-конспект и презентацию по теме. Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение. Цели урока: Воспитательные : -воспитывать чуткое отношение к родно...
Урок русского языка "Второстепенные члены предложения - определение"
Урок русского языка "Второстепенные члены предложения - определение" для 5 класса (ФГОС)...