Формирование читательской грамотности
презентация к уроку по русскому языку
Практические приемы по формированию читательской грамотности у учащихся для учителей - словесников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело. К. Д. Ушинский
Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности . Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты , размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Что такое читательская грамотность?
Читательские умения: выделять главную мысль всего текста или его частей; понимать информацию, содержащуюся в тексте; преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования; применять информацию из текста в изменённой ситуации; критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации
4 основных способа осмысления текста: постановка вопросов (о новом ) к тексту; построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов…); создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия); конструирование собственных высказываний о прочитанном
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся: - Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста; - Умение интегрировать и интерпретировать информацию; - Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте. В связи с чем, для развития читательской грамотности на уроках английского языка можно использовать различные упражнения, построенные на работе с разными форматами текстов.
Прием «Кто быстрее» Класс делится на три группы. На столах учащихся разложены предложения в хаотичном порядке. Необходимо сложить предложения в таком порядке, чтобы получился текст, понять смысл текста и интерпретировать его. Побеждает группа, которая выполнила задание быстрее и без ошибок.
In August John and Sally were in York. Джон и Сэлли были в Йорке в августе. They were there with their parents. Они были там со своими родителями. They all liked York with its green streets and old beautiful houses. Им всем понравился Йорк своими зелеными улицами и старыми прекрасными домами. They stayed at a hotel and liked it very much. Они остановились в отеле и он им очень понравился . The food was good, the rooms were comfortable, the people were nice. Еда была хорошей, комнаты были удобными, люди были славными. The Barkers' holidays were wonderful . Каникулы Баркеров были прекрасны.
Приём «Лингвистическая сказка» Формирует умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста. Можно, например, стать капитаном и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.
Сказка о корнях –ГОР- и –ГАР- Проблемный вопрос: При каком условии происходит чередование корней -ГОР- и –ГАР-? Жила-была в стране Русского языка Грамматика. Строгая была и умная. Прислуживали ей два пажа — ГОР и ГАР. И она никак не могла их отличить: уж очень они были похожи друг на друга. И вот однажды царица собрала Совет. Явились Гласные, Ударение, Суффиксы, Корни, Приставки. Царица говорит: «Помогите мне: научите, как различать моих пажей. Кто поможет, тот будет награжден». Первым вызвалось Ударение. Оно подпрыгнуло и остановилось над ГАР. Да так и осталось навсегда. С тех пор, как увидит царица над корнем Ударение, то уже знает, что это паж ГАР, а без ударения — ГОР.
Приём «Письмо с дырками (пробелами)» Этот прием рекомендуется для формирования читательского умения находить и толковать информацию текста. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Приём «Письмо с дырками (пробелами)» Составление рассказа о существительном по опорным словам. 1) Имя сущ. обозначает… Отвечает на вопросы… Начальная форма имени сущ. - … падеж…числа. 2) Имена сущ. имеют следующие постоянные признаки: … или …. … или … Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или … склонению. Имена сущ. имеют следующие непостоянные признаки:… Существительные изменяются по … и … . 3) В предложении имя сущ. может быть как …, … , … , … , … Имя сущ. не является членом предложения, если…
Прием «Верите ли вы, что…» Формирует умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.
Сюжетная таблица. Суть работы с этой таблицей заключается в том, что ребенок, читая текст, делает пометки, отвечает на вопросы, создавая “скелет” текста: Кто? Что? Когда? Где? Почему? Эта таблица помогает детям воссоздавать сюжет. При этом они овладевают сюжетным мышлением.
«Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого осознанного чтения от класса к классу.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....
Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".
Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...
Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности.
Материалы семинара "Функциональная грамотность.Формирование читательской грамотности". Подготовили семинар в рамках предметной недели учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ№4 имени Л.И...
Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТпо формированию читательской грамотности...
«Функциональная грамотность. Формирование читательской грамотности»
Применение читательской грамотности...
Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"
Презеньтация и мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ФУНДАМЕНТА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Читательская грамотность является одним из важнейших метапредметных результатов в требованиях федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и составляющая оценки функционал...