Повторение по теме: «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Губа Мария Алексеевна

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Повторение по теме: «Имя существительное»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Образовательные: создать условия, способствующие обобщению и усвоению знаний в системе по теме: «Имя существительное»

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, активной жизненной позиции.

Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Р89 В 2 ч. Ч. 1 / (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. ; науч.ред. Н.М.Шанский). – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 191 с.

Задачи:

  1. Повторить морфологические признаки имени существительного.
  2. Закрепить полученные знания о существительном на практике.

Планируемые результаты:

Предметные: обобщить ЗУН по теме «Имя существительное»

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и родной культуре.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

Форты работы: групповая, фронтальная, коллективная.

Подготовительный этап до начала работы: учащиеся до урока поделены на группы.

Ход урока

1.Орг. момент.

2.Подготовка учащихся: сообщение темы проблемы

Вступительное слово учителя:

Для формулировки темы урока обратимся к словам Константина Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».

- О чем пойдет речь на уроке?(ответы детей)

Имя существительное.

Мы закончили большую тему, необходимо систематизировать и обобщить все знания об этой части речи!

3. Обобщение отдельных фактов, понятий явлений

В начале изучения имени существительного мы составили кластер. Они перед вами на столе, Расскажите по нему  все, что вы знаете об имени существительном. СЛАЙД  (Один ученик отвечает, остальные дополняют).

4. Повторение и обобщение понятий, и усвоение соответствующей им системы знаний

Перейдём к практической составляющей по данной теме.

  1. Дети поделены на 4 группы, для каждой своё задание. Задания выводятся на проектор СЛАЙД :

1 группа

Выпишите из предложенного списка только те слова, которые являются существительными

Зелень, зелёный, зеленеть. Топот, топотать. Вымыть, мойка, моечный. Дружить, друзья, дружба, дружный. Темный, темнота, темнеть.

2 группа

Из предложенных слов выпишите разносклоняемые существительные

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, грязнуля.

3 группа

Из предложенных слов выпишите несклоняемые существительные

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, грязнуля.

4 группа

Из предложенных слов выпишите существительные общего рода

Лейка, непоседа, спортсмен, имя, академия, путь, кофе, зазнайка, такси, время, пальто, темя, грязнуля

Проверьте себя! СЛАЙД 2. Оцените себя!

  1. Работа с разносклоняемыми существительными.

О каких существительных пойдёт речь?

Их всего 11. Держатся особняком. В Р., Д., П. падежах изменяются как существительные 3 скл., а в Т.п. как существительные 2 скл. 

 СЛАЙД 3 На экране стихотворение А. Хайта. Назовите по смыслу и запишите разносклоняемые существительные в тетради и образуйте от них форму Р. п. ед. ч., выделить окончание и суффикс.

В стародавнее древнее…                                       время - времени

В шалашах без окон и дверей

Жило – было лохматое…                                        племя - племени

Первобытных людей – дикарей.

Они не знали, для чего корове… ,                        вымя - вымени

 Как написать свою фамилию и … ,                      имя - имени

Зачем на лошадь надевать седло и … -               стремя - стремени

Необразованное было это …  .                               племя - племени

Трудно было им жить в эти годы,

Угнетало их  … забот.                                                бремя - бремени

И страдали они от погоды

Без плащей, без зонтов и без бот.

Никто не знал, как развевает ветер …  ,               знамя - знамени

Что кислород всегда поддерживает …                пламя - пламени

Над тем, как в булку превратить простое …  ,      семя - семени

С утра до вечера они чесали…   .                             темя - семени

Проверка на слайде. СЛАЙД 4.

  1. Несклоняемые существительные

СЛАЙД 5. Прочитайте стихотворение. Что это за существительные? Что вы о них знаете? Как правильно должны звучать слова? Выпишите из этого стихотворения словосочетания глагол + несклоняемое существительное и определите его падеж.

Как-то рано по утру

С другом сели мы в метру

И поехали в метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашна и без пальты.

Оцените себя, проверив по слайду. СЛАЙД.

Сели в метро (в. п.), поехали в метро (п.п.), смотреть о кенгуру (п.п.), сидим в кино (п.п.), сидим без пальто и без кашне ( р. п.), сидим без пальто и без кашне (р. п.)

  1. Физкультминутка

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Руки вниз, на бочок.
Зажимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимись
И на место приземлись.
Итак, мы с вами немного отдохнули, поехали дальше.

  1. Род существительного

У имени существительного есть такая грамматическая категория, как род. Зная это, выполните следующее задание.

На столах Лист с заданиями. Ваша задача под буквой а)на основе категории рода имени существительного из предложенных слов убрать четвертое лишнее, под буквой б) определить род существительных, обозначающих географические названия, слова для справок ниже. У каждого ряда задание разное.

1 ряд

а) Найдите четвертое «лишнее».

1) Какао, пальто, шоссе, кофе

2) Носок, мозоль, георгин, помидор

б) Определите род несклоняемых существительных

1) Густонаселен... Сан-Франциско,

2) огромн... Гоби.

Слова для справок: Сан-Франциско – город, Гоби – пустыня.

2 ряд

а) Найдите четвертое «лишнее».

1) Глупость, мудрость, печаль, голубь

2) Кафе, какаду, кашне, кино

б) Определите род несклоняемых существительных

1) полноводн… Конго,

2) солнечн… Тбилиси.

Слова для справок: Конго – река, Тбилиси – столица Грузии.

3 ряд

а) Найдите четвертое «лишнее».

1) Тюль, бюллетень, гроздь, рояль

2) Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь

б) Определите род несклоняемых существительных

1) глубок... Онтарио

2) красив… Сочи

Слова для справок: Онтарио – озеро, Сочи – город.

Молодцы, оцените себя.

  1. Вспомните случаи, когда у имен существительных пишется суффикс -чик, а когда –щик? (устные ответы). У доски по цепочке записывают и объясняют орфограмму.

Яростный спорщик, иностраННый переводчик, аккуратный переписчик, прокатчик автомобилей, умелый обойщик, разносчик журналов, АККуратный квартиросъемщик, мужествеННый объездчик, расторопный каменщик, новенький деревопогрузчик, прицепщик вагонов, солидный газосварщик, разведчик заговорщик.

-Оцените себя.

  1. Выполнение задания на слитное и раздельное написание не с существительными. Требуется исправить ошибки, допущенные учеником, записать правильно и объяснить. Задание на доске.

Бороться с неправдой, бояться не брежности, черный невольник, подавить неприязнь, неправда, а ложь ужасна; находиться в не решительностисовершеННый не ряха, нескончаемые невзгоды, испытывать не решительность, а слабость; воспитывается в не воле.

Провести взаимопроверку.

  1. Приведение единичных знаний в систему (самими учащимися)

Игра «Верю/не верю».

  1. Верите ли вы, что существительное – самостоятельная часть речи?
  2. Верите ли вы, что существительное путь разносклоняемое?
  3. Верите ли вы, что в существительном медвежонок суффикс ёнок?
  4. Верите ли вы, что существительный площадь и площадка относятся к одному склонению?
  5. Верите ли вы, что существительное зазнайка общего рода?
  1. Рефлексия

Подведение итогов урока, анализ затруднений, самооценка эффективности и активности.

  1. Информирование о Д. З.

Подготовка к контрольной работе по теме: «Имя существительное». Контрольные вопросы .

Методическое обоснование.

Учитель: Губа Мария Алексеевна

Тема урока: Повторение по теме: «Имя существительное»

Цель: создать условия, способствующие обобщению и усвоению знаний в системе по теме: «Имя существительное», содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению; способствовать формированию умений работать в группе.

Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Р89 В 2 ч. Ч. 1 / (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. ; науч.ред. Н.М.Шанский). – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 191 с., раздаточный материал, доска, интерактивная доска, презентация.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Я провела урок русского языка в 6 классе.

Урок начался с организационного момента: подготовки класса к занятию, приветствия учителя. Для эмоционального настроя обратились к словам Константина Паустовского.

Актуализация знанийсостояла из двух этапов: теоретического и практического. Началась работой с кластером, в результе которой дети систематизировали полученные знания по блоку «Существительное». Данный этап выполнен учениками успешно. Далее мы перешли к практике, дети работали в группах с дифференцированным заданием. В результате данного задания ученики вспомнили, что такое существительное, несклоняемые существительные, существительные общего рода и несклоняемые существительные. Каждая группа успешно справилась с предложенным заданием.

Следующим этапом была проведена фронтальная работа с заданиями на слайдах. 95% детей данный материал усвоили хорошо.

Для проверки знаний категории рода имени существительного я дала задание в таблице на отдельных листах. Данное задание выполнено быстро и безошибочно с последующей взаимопроверкой.

На этапе приведения единичных знаний в систему я предложила сыграть в игру «Верю/не верю».

Для рефлексии использована самооценка и самоанализ.

В качестве домашнего задания детям необходимо подготовиться к контрольной работе.

Все цели урока выполнены, материал выдан полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -повторение по теме"Имя существительное".

Данный урок разработан для повторения в 6классе....

Повторение по теме «Имя существительное».Путешествие в город Весна.

Урок-путешествие по русскому языку, проводимый в рамках повторения темы "Имя существительное" в 5 классе. Данный материал помогает закрепить знания учащихся об имене существительном как части речи, а ...

Обобщение и повторение по теме «Имя существительное» 6 класс

    Данный урок закрепляет знания обучающихся об имени существительном. Использование игрового материала помогает развивать познавательную акти...

повторение по теме Имя существительное

презентация направлена на повторение основных знаний по пройденному разделу "Имя существительное". 6 класс....

Открытый урок по теме "Повторение по теме «Имя существительное»

Цель: обобщение знаний обучающихся об имени существительном как части речи, отработка орфографических и пунктуационных навыков. Задачи: 1) развивать лингвистическ...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение по теме "Имя существительное"

Заключительный урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение по теме "Имя существительное" Дидактическая цель: обобщение и систематизация  теоретических знаний об имени с...

Мультимедийная разработка урока по теме "Повторение по теме "Имя существительное"

Мультимедийная разработка урока с целью  обобщить и систематизировать знания по теме "Имя существительное" с   применением метода интеллект - карт....