«Подготовка к сочинению-описанию по картине А. М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» .
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Р.р. Подготовка к сочинению – описанию по картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка: «Подготовка к сочинению-описанию по картине А. М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса» .
Тема: Р.р. Подготовка к сочинению – описанию по картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Класс: 6
Цели урока:
- Обучающая: нучить правилам сбора и систематизации материала; вспомнить и зафиксировать знания по теме «Тип речи – описание»; обучить шестиклассников употреблению синонимов и образно – выразительных средствав языка в речи.
- Развивающая: развивать творческие способности, память, речь, расширять словарный запас обучающихся.
- Воспитательная: воспитывать эстетический интерес к прекрасному, стремление к духовному самосовершенствованию и эмпатии.
Оформление: эпиграф к уроку, репродукция картины А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Оборудование: раздаточный материал (карточки,), ассоциативное «солнышко», рабочие листы, учебник для 6 класса «Русский язык» Т,А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова «Просвещение», 2015.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
- Систематизация знаний.
Учащиеся выполняют задание, вспоминая образно-выразительные средства (метафора, эпитет, сравнение).
а) Укажите сравнения. Образуйте из них метафорические сочетания.
Дмитрий быстро и громко начал говорить, словно взорвался. С трудом промолвил слово, будто вытолкнул его. Солнце ярко светило, будто смеялось. Поезд идет медленно, будто ползет.
Для справок: Дмитрий взорвался, вытолкнул слово, солнце смеялось, поезд ползет.
б)Прочитайте предлагаемые ниже словосочетания, выделите в них эпитеты, объясните их смысловое и эмоциональное содержание.
Зловещая дума; ветрила гордых кораблей; звезда печальная; на обнаженной ветке; роковой огонь сражений; надежда сладостная; безумное волненье.
в) Найдите сравнение. Объясните его выразительную роль.
Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли, облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной. (Н.М. Рубцов)
- Работа по развитию речи.
Объявление темы и цели урока:
- Урок развития речи посвящен подготовке к написанию сочинения по картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Знакомство с историей создания картины. Сообщение учителя.
- Прослушайте фрагмент рассказа художника об истории создания полотна: «Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, под руками оказался подрамок с холстом, и я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего переставлять и добавлять, - настолько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами».
Систематизация знаний о стилях текста и типе «Описание».
Дети вспоминают признаки такого типа текста как описание и его особенности.
- Работа с репродукцией картины А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Перед детьми репродукция картины, они совместно с учителем начинают сбор материала для написания сочинения. Перечисляют изображенные предметы, уточняют жанр картины, обращают внимание на детали, тона и настроение, передаваемое художником.
Дети называют цвета и оттенки, преобладающие на картине (серебристый, коричневый, темно-зелёный, белый), и подбирают эпитеты к каждому изображенному предмету, заполняя индивидуальные карточки.
Карточка.
Тона и оттенки картины
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка.
Описание террасы после дождя, описание природы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка. (дети зачитывают свои работы)
5. Творческое задание.
- Сейчас я прочту эпиграф к нашему сегодняшнему уроку. Это стихотворение А. Яшина. Ваша задача внимательно меня слушать и смотреть на репродукцию картины А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса», и подумать, что общего в картине и стихотворении.
- Внимательно слушайте:
После дождя
Дождик прошёл по садовой дорожке.
Капли на ветках висят как серёжки.
Тронешь берёзку – она встрепенётся
И засмеётся. До слёз засмеётся.
Дождь прошуршал по широкому лугу.
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке
А.Яшин
(Примерный ответ: конечно же название. Чувство, которое пронизывает картину и стихотворение – это восторг и удивление от изменений в природе после дождя. Возникает чувство, что сама природа удивлена и обрадована произошедшими переменами)
6. Эмоционально – оценочная беседа.
- Понравилось ли вам стихотворение А. Яшина? Какие чувства и эмоции оно у вас вызвало?
- Какие дополнительные образы появились в вашем воображении?
- Что создаёт уют? Какие детали способствуют созданию особой атмосферы теплоты?
7. Работа по карточкам.
- Сейчас я предлагаю вам поработать по карточкам самостоятельно. Эта работа поможет вам наиболее красочно описать предметы, изображенные на картине.
Карточка № 1.
Описание природы после дождя
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 2.
Описание террасы после дождя
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка № 3.
Тона и оттенки картины
________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Проверка работы по карточкам.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Сейчас по цепочке каждый из вас зачитает, что получилось. Начинает…
9. Словарно – стилистическая и орфографическая работа. Работа с учебником.
- Свою работу вы будете выполнять, используя тип речи описание. Давайте вспомним, что характерно для данного типа речи.
- А теперь откройте ваши учебники на стр. …, обратите внимание на слова в рамках.
- Кто может объяснить значение данных слов?
- Я предлагаю вам обратиться к «Толковому словарю» в вашем учебнике», чтобы выяснить значение этих слов и составить с ними несколько предложений самостоятельно, а потом мы проверим, что у вас получилось.
-Откройте сои тетради, запишите в них число и тему нашего сегодняшнего урока и приступайте к выполнению задания.
10. Проверка самостоятельной работы.
(На перилах появились силуэты из-за только что прошедшего дождя. Художник изобразил на картине небольшой уголок террасы. Блеск мокрого пола слепит глаза. Влажная зелень сада сразу бросается в глаза. Сырой воздух наполнен свежестью и ароматом цветов. Частый дождь моросит на улице.)
Итог урока
Обобщающая беседа.
- Как вы думаете, почему картина имеет двойное название?
- Что автор хотел этим показать?
- Понравилась ли вам эта картина?
2. Выставление и комментирование отметок.
Задание на дом.
Написать сочинение по картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение по картине Герасимова "После дождя. Мокрая терраса"
Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя. Мокрая терраса"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/21/picture-350834-1385056020.jpg)
Урок развития речи в 6 классе Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя"
Урок развития речи по русскому языку . Работа с учащимися 6 класса по картине А. М. Герасимова «После дождя"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-383595-1389809055.jpg)
Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».
Урок по развитию речи, который поможет учащимся качественно подготовиться к написанию сочинения....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/15/picture-383595-1389809055.jpg)
Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».
конспект и презентация к уроку развития речи Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/02/picture-1005632-1517556193.jpg)
Конспект урока.Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя"
Конспект урока.Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя", 6 класс....
Презентация "Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова "После дождя"
Презентация "Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова "После дождя"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/05/picture-1007752-1517844529.jpg)
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя»
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)»...