Урок развития речи в 6 классе Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме
Урок развития речи по русскому языку . Работа с учащимися 6 класса по картине А. М. Герасимова «После дождя".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_6_klasse.doc | 51 КБ |
sochinenie_posle_dozhdya_-_kopiya.ppt | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 6 классе
Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя».
Цели: ● познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20
века собрать материалы, необходимые для написания
сочинения;
● способствовать обогащению речи учащихся, расширению их
кругозора;
● воспитывать любовь к природе, интерес к живописи и поэзии.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Работа по теме урока.
Учитель читает стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке».
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озеры,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
После прочтения стихотворения говорим о том, что удивительного вокруг нас много. Только надо быть наблюдательным, потому что «все ускользает от беглого взора».
Беглый взор - это невнимательный, поверхностный, быстрый, долго не задерживающийся ни на чем. Красота и очарование окружающей нас природы останутся незамеченными. Только всмотревшись в неяркие краски, человек почувствует любовь к своему родному краю, к ее скромной, неповторимой красоте.
Уметь наблюдать, уметь «вслушиваться», уметь «всматриваться» - очень важное умение, которому нужно учиться.
- Знакомство с биографией А. М. Герасимова и с историей создания картины «После дождя».
Народный художник СССР А.М.Герасимов вошел в историю русского и советского изобразительного искусства как автор известных портретов, тематических картин, пейзажей. Им создано около трех тысяч произведений, многие из которых вошли в золотой фонд русского изобразительного искусства.
А.М.Герасимов видел красоту во всем, даже в самом простом и незатейливом. Он умел заставить звучать любой, подчас банальный мотив. Это качество мы видим в знаменитой герасимовской "Мокрой террасе", написанной в своем родном городе Мичуринске, во дворе своего дома за три с половиной часа.
Произошло это так: я писал на террасе групповой портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг... порывистый ветер, срывая лепестки у роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, ... меня охватил неописуемый восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы... Я лихорадочно начал писать...
Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.
— Митя, скорее палитру! — закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину.
В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные официозные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.
4. Знакомство с картиной.
Одной из лучших работ в творчестве художника признана его картина «После дождя» («Мокрая терраса»), написанная им в 1935 году. Давайте рассмотрим полотно.
5.Вопросы по картине:
Что такое терраса?
Как называется картина? Почему?
У картины два названия. Какое из них более точно соответствует авторскому замыслу?
Что происходит незадолго до изображенного на картине?
По каким деталям мы можем судить об этом явлении природы?
Как вы думаете, это был небольшой дождь или ливень? Почему?
6. Выразительное чтение стихотворения А. Яшина «После дождя».
Дождик прошёл по садовой дорожке.
Капли на ветках висят, как серёжки.
Тронешь берёзку – она встрепенётся
И засмеётся. До слёз засмеётся.
Дождь прошуршал по широкому лугу,
Даже цветы удивились друг другу:
В чашечках листьев, на каждой травинке
По огонёчку, по серебринке.
7. Вопросы после прочтения стихотворения.
Нарисуйте пейзаж, увиденный поэтом.
Сравните стихотворение и картину.
8. Работа с художественными текстами.
Выписать понравившиеся слова, словосочетания о дожде.
Иван Бунин
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами –
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
Л.Н. Толстой. Отрочество (отрывок).
Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака, светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в лужах дороги, на полосах падающего, как сквозь сито, мелкого прямого дождя и на обмытой, блестящей зелени дорожной травы. Чёрная туча так же грозно застилает противоположную сторону небосклона, но я уже не боюсь её. ˂…˃ Душа моя улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа.
9. Обратимся к картине.
Что находится на переднем плане? Опишите предметы, находящиеся на террасе.
Что находится на заднем плане картины?
Какие краски использовал художник для создания картины?
Подберите прилагательные, описывающие воздух после дождя.-
Каким настроением пронизана картина?
А вы когда-нибудь испытывали восторг, удивление от увиденного
после дождя?
10. Запись слов и словосочетаний на доску и в тетради.
Картина, перила, терраса, опрокинутый стакан, цветы в стеклянной вазе, лепестки, деревянный стол, скамейка, тень от перил, сарай на заднем плане, трава, блики на дощатом полу, тёплые тона, колорит, виднеется вдалеке.
11.Составление плана сочинения.
- Картина Герасимова «После дождя».
- Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней.
- Сад после дождя.
- Мое впечатление от картины.
- Домашнее задание.
Сочинение «Моё впечатление о картине А.М. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познакомить учащихся с творчеством русского художника А.М.Герасимова. Приобщать учащихся к искусству: литературе, живописи. Развивать воображение, умение выразить мысль точно, ярко, образно. Формировать навык составления связного текста-описания. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность. Цели урока.
Русский советский живописец, народный художник СССР. Родился в городе Козлов, ныне Мичуринск. С 1903 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.Архипова, К.Коровина, В.Серова. Ещё в годы учёбы возглавил группу учащихся-реалистов, боролся за развитие прогрессивных художественных традиций. Александр Михайлович Герасимов. Слово о мастере.
Мир художника.
А.М.Герасимов работает техникой масляной живописи, акварели, гуаши в области исторической и бытовой живописи, натюрморта, театральных декораций и иллюстраций. Но область портретной живописи остаётся для него основной. Художественная манера.
Лучшие работы в области натюрморта и пейзажа: «Степь цветёт» (1924 г.) «Урожай» (1930 г.) « Яблоня» (1932 г.) Серия пейзажей «Рожь-матушка». «После дождя. Мокрая терраса». Полотна художника.
«Я сделал этюд в полтора часа. Произошло это так: я писал на террасе портрет моей семьи. Припекало солнце, яркими пятнами разбегаясь по зелени. И вдруг набежали тучи. Порывистый ветер, срывая лепестки роз и рассыпая их по столу, опрокинул стакан с водой. Хлынул дождь, и моё семейство скрылось в доме. А меня охватил неожиданный восторг от свежей зелени и сверкающих потоков воды, залившей стол с букетом роз, скамейку и половицы. К счастью, оказался подрамок с холстом. И я лихорадочно начал писать. Не понадобилось ничего добавлять или представлять, - насколько было прекрасно всё, что находилось перед моими глазами». (Из воспоминаний художника). История создания картины.
"После дождя. Мокрая терраса".
Как называется картина? Почему? Что такое терраса? У картины два названия. Какое из них более точно соответствует авторскому замыслу? Что происходит незадолго до изображенного на картине? По каким деталям мы можем судить об этом явлении природы? Как вы думаете, это был небольшой дождь или ливень? Почему? Беседа по картине.
Дождик прошел по садовой дорожке, Капли на ветках висят, как сережки. Тронешь берёзку – она встрепенётся И засмеётся. До слёз засмеётся. Дождь прошуршал по широкому лугу. Даже цветы удивились друг другу: В чашечках листьев, на каждой травинке По огонёчку, по серебринке. А.Яшин. "После дождя".
1. Нарисуйте пейзаж, увиденный поэтом. Что общего в картине А.М.Герасимова и в этом стихотворении? 2.Что находится на переднем плане? Опишите предметы, находящиеся на террасе. 3. Что находится на заднем плане картины?
4. Какие краски использовал художник для создания картины? 5. Подберите прилагательные, описывающие воздух после дождя. 6. Каким настроением пронизана картина? 8. А вы когда-нибудь испытывали восторг, удивление от увиденного после дождя?
1. Картина Герасимова «После дождя». 2. Мокрая терраса и предметы, находящиеся на ней. 3. Сад после дождя. 4. Мое впечатление от картины. Подготовка к сочинению.
желаю творческих успехов!
Литература: 1.Интернет http://sud-gon.ru/obychenie/metod-kopilka/20-russkij-yazyk/112-podgotovka-k-sochineniyu-po-kartine-.html 2. Стихотворение А. Яшина «После дождя». 3. Стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке…». 4. Стихотворение А. Яшина «Летний дождь». 5. Л.Н. Толстой «Отрочество» (отрывок). 6. Русский язык 6 класс М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы....
Урок развития речи 8 класс. Подготовка к сочинению - рассуждению по картине В.М.Васнецова «Витязь на распутье»
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждеию проблемного характера по картине....
Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».
Урок по развитию речи, который поможет учащимся качественно подготовиться к написанию сочинения....
Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)».
конспект и презентация к уроку развития речи Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)»....
Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».
Цели: 1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века 2. собрать материалы, необходимые для написани...
Презентация "Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова "После дождя"
Презентация "Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова "После дождя"...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя»
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая терраса)»...