«Буквы Ы и И после приставок»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Губа Мария Алексеевна

Тема урока: «Буквы Ы и И после приставок»

Тип урока: открытие новых знаний.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Буквы Ы и И после приставок»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели как деятельность ученика:

Предметные: изучить и закрепить правило правописания букв Ы – И после приставок на согласный; формировать умение определять условия выбора букв; тренировать умение применять правило и составлять связное высказывание на лингвистическую тему.

Личностные: умение оценивать свои поступки, самостоятельно делать свой выбор, умение работать в коллективе.

Познавательные: формировать умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией (поиск и выделение); развивать схематическое мышление, зрительное внимание, память;  прививать интерес к русскому языку.

Регулятивные: формировать умение ставить учебную задачу; определять последовательность решения учебных задач (планирование); развивать умение корректировать результаты своих действий, воспроизводить контроль и оценку, выполнять саморегуляцию.

Коммуникативные: формировать умение точно и полно выражать свои мысли, способность планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умение слышать и слушать собеседника.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Р89 В 2 ч. Ч. 1 / (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. ; науч.ред. Н.М.Шанский). – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 191 с.

Ход урока.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

-приветствие, запись числа и классной работы.

-обращение к эпиграфу «Знание – сила» (Как вы понимаете это выражение? Как он связан с нашим уроком? Сегодня на уроке мы будем открывать новые знания.).

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Что изучает раздел «Словообразование»?

-Что изучает раздел «Морфемика»?

- Какие морфемы вы знаете?

- Для чего служит приставка?

Обратите внимание на слайд: «Поднималось солнце, и его лучи освещали далёкие поля и кусты возле осинового леса. Мы пытались отыскать здесь много ягод.»

    -Объясните постановку знаков препинания в первом предложении.

    - Обратите внимание на выделенное слово. Какая это часть речи?

    - В чём особенность его написания?

    - Запишите выделенное слово в тетрадь, поставив его в неопределённую форму. Рядом напишите слово,  от которого оно образовано.

    - При помощи чего образовано выделенное слово?

    - Как называется такой способ образования слов?

Отыскать-искать. (Что случилось с буквой и?)

Обратите внимание на слайд:

С..грать, раз..скать, под..тожить, вз...грать, сверх..нтересный, за..нтересовать.

  1. Выявление места и причины затруднения.

-Вставьте пропущенные буквы, а затем сделайте взаимопроверку по следующему слайду.

- Какие допустили ошибки? После какой морфемы?

- Почему у вас возникло затруднение, и вы допустили ошибки?

     4. Построение проекта выхода из затруднения

- Попробуйте сформулировать тему урока.

- Запишите тему в оставленной в начале урока строке.

- Определите  цель вашей деятельности.

   

    5. Реализация построения проекта

Открывают учебник. Читают задание к упр., выполняют в тетради записи по образцу: подчёркивают буквы Ы – И в корне и обозначают приставки.

Делают вывод и отвечают на вопросы на стр. 109 параграф 39.

История-предыстория, интересный-безынтересный, играть-отыгрывать, НО

Играть – заигрывать – выигрывать

-Сопоставьте свои  выводы с правилом в учебнике на стр. 109.  

- Имеется ли в учебнике дополнительная информация о написании  изучаемой орфограммы? Какая?

- А теперь всю имеющуюся информацию обобщаем. Назовите условия написания букв Ы – И после приставок (схема- эталон).

     6. Первичное закрепление во внешней речи

- Используя правило «Буквы Ы – И в корне после приставок», объясните написание слов на слайде.

разыскивать, подыграть, безыскусный, заинтересовать, сверхинтересный

Физкультминутка

Если в слове пишется буква Ы после приставки, поднимайте руки вверх, если буква И, то руки перед собой: Розыск, сыщик, переизданный, обыск, поиск, отыскать, заинтересовать, подытожить, изысканный.

     7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Выполните задание на слайде. Спишите словосочетания, вставив пропущенные буквы и обозначая изучаемую орфограмму.

Об…грать  в шашки, без…мянный палец, дез…нфекция помещения, сверх…нтересный рассказ, про…ски врагов, супер…нтересный фильм.

 -Проверьте свои записи на следующем слайде (Обыграть в шашки, безымянный палец, дезинфекция помещения, сверхинтересный рассказ, происки врагов, суперинтересный фильм).

-Составьте словосочетания с глаголами:

               Разыскивать,  подытожить, заинтриговать, сыграть.

     8. Рефлексия

- Подведём итог нашей работы. Что мы сегодня повторили?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какую цель вы ставили в начале урока?

- Удалось ли нам решить задачи, которые были поставлены в начале урока?

- Было ли у вас затруднение и в чём?

- Что сегодня не получилось?

- За что бы вы похвалили себя на уроке?

- Оцените свою работу на этом уроке?

    9. Домашнее задание

Параграф 39(правило), упр. 199 и 200.

Методическое обоснование урока

Учитель: Губа Мария Алексеевна

Тема урока: «Буквы Ы и И после приставок»

Цель: изучить и закрепить правило правописания букв Ы – И после приставок на согласный; формировать умение определять условия выбора букв; тренировать умение применять правило и составлять связное высказывание на лингвистическую тему.

Оборудование: учебник «Русский язык» 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Р89 В 2 ч. Ч. 1 / (М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. ; науч.ред. Н.М.Шанский). – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2016. – 191 с., раздаточный материал, доска, интерактивная доска, презентация.

Тип урока: открытие новых знаний.

Я провела урок русского языка в 6 классе. Урок начался с актуализации знаний. Мы повторили разделы словообразования, особое внимание было обращено на роль приставки в словах. Этот материал учащиеся усвоили хорошо, затруднений не испытывали. Далее была создана проблемная ситуация, для решения которой необходимы новые знания. Большинство детей затруднились объяснить особенности написания слова отыскать.

На следующем этапе урока определили место и причину затруднения написания слов с новой орфограммой. Дети самостоятельно сформулировали и определили тему и цели урока.

Следующий этап - работа с теоретическим материалом учебника. Выполняя практическое задание из упражнения по образцу, учащиеся провели анализ и 80% детей сделали вывод на основании самостоятельных наблюдений о правописании Ы-И после приставок.Свои выводы сравнили с правилом в учебнике. Полученную информацию обобщили  и перешли к первичному закреплению по представленному на интерактивной доске заданию.

Следующим этапом была самостоятельная работа с проверкой по эталону. Два ученика из 24 допустили ошибки.

На этапе рефлексии подвели итог, сравнили цель и результат. Сделали вывод о том, что поставленные задачи были решены в ходе урока.

Домашнее задание по учебнику.

Все цели урока выполнены, материал выдан полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест. Буквы Ы и И после приставок. Гласные в приставках пре- и при-.

Тест. Буквы Ы и И после приставок.Гласные в приставках пре- и при-....

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Урок по русскому языку "Буквы Ы и И после приставок" 6 класс

Урок составлен с учётом ФГОС, в процессе которого обучающиеся учатся воспринимать информацию на слух, преобразовывать её из одной формы в другую, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить расс...

Урок русского языка в 6 классе: Буквы Ы и И после приставок.

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему: Буквы Ы и И после приставок....

Буквы Ы и И после приставок.

Презентация к уроку как наглядный инстумент....

Дидактический материал. Буквы Ы и И после приставок.

Дидактический материал. Буквы Ы и И после приставок....

Конспект урока русского языка в 6 классе «Буквы Ы и И после приставок».

Тип урока: открытия новых знанийЦели урока:  Образовательные: Повторить теоретические сведения по теме «Словообразование»; правописание гласных в корнях с чередованием.Познакомиться с...