Урок русского языка в 6 классе: Буквы Ы и И после приставок.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему: Буквы Ы и И после приставок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukvy_y_i_posle_pristavok_teh_karta.docx | 45.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку в 6-ом классе учителя русского языка и литературы Калимуллиной Галии Зинуровны |
ГБОУ школа №62 Выборгского района Санкт-Петербурга Методические материалы, 2017 |
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №62
Выборгского района Санкт-Петербурга
Буквы Ы и И после приставок
Методическая разработка урока
по русскому языку
учителя русского языка и литературы
Калимуллиной Галии Зинуровны
Санкт-Петербург
2016/2017
Технологическая карта урока
Урок: русский язык
Тема урока: Буквы Ы и И после приставок.
Класс: 6
ОУ: ГБОУ СОШ № 62
Учитель-предметник: Калимуллина Г.З.
УМК: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений./М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013.
Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе Выборгского района Санкт-Петербурга
Цели для ученика Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
| Цели для учителя Образовательные:
Воспитательные:
|
Тип урока:
| Форма урока:
|
Опорные понятия, термины: буквы Ы и И после приставок | Новые понятия: Русские и иноязычные приставки. |
Формы контроля: диктант с заменой; учебный диалог; самоконтроль; рефлексия. | Домашнее задание: 1. составить словарный диктант на изученную орфограмму (10 словосочетаний) или: 2. упр.199. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Организационный этап 1 минута | Включает в деловой ритм. | Проверяют готовность к уроку, записывают число. | Фронтальная форма. Словесно-наглядный метод. Самопроверка. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, саморегуляция. Коммуникативные: сотрудничество с учителем. | Включение учащихся в деловой ритм. |
II. Мотивация учебной деятельности
2 минуты | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Зарядка позитивного мышления. (Ученики слушают или повторяют вслед за учителем) (Приложение 1) | Отвечают на вопрос учителя, начинают формулировать тему урока. Поворачиваются лицом к соседу, жмут соседу руку: «Желаю большого успеха всегда и во всем!» | Фронтальная форма. Словесно-наглядный метод. Игровой приём. | Регулятивные: прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся; активизация мыслительной деятельности учащихся. |
III. Актуализация знаний. Постановка целей и задач 8 минут | Организует повторение ранее изученного материала. (Приложение 2) Создаёт проблемную ситуацию. | Работают по цепочке, распределяя слова по группам и объясняя правописание слов с изученными ранее орфограммами. Презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку. Формулируют тему и задачи урока. | Групповая и индивидуальная форма. Практический метод. Составление кластера или схемы. | Личностные: самопроверка, оценивание. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания. | Повторение об уже известных корнях с чередованием гласных. . |
IV. Первичное усвоение новых знаний | Организует работу по изучению нового материала: распределяет задания, корректирует его выполнение, презентует свою схему изученного правила. (Приложение 3) | Самостоятельно знакомятся с правилом. Работают в парах, составляя кластер или графическую схему изученного правила, презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку. | Фронтальная, групповая и индивидуальная формы. Исследовательский метод. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания. | Восприятие, осознание и первичное запоминание нового правила. |
V. Первичная проверка понимания 2 минуты | Организует первичную проверку понимания знаний, формирует алгоритм рассуждения при применении нового правила. (Приложение 4) | Объясняют правописание подчёркнутых слов из предыдущего упражнения. | Фронтальная форма. Словесно-исследовательский метод. Решение орфографической задачи. | Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и со сверстниками. | Отработка умения рассуждать по алгоритму при применении нового правила. |
VI. Лингво-физкультминутка 2 минуты | Объясняет задание, следит за правильностью его выполнения. (Приложение 5) | Выполняют задания, объясняют свои ошибки. | Фронтальная форма. Здоровьесберегающая технология. Игровой приём. | Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и со сверстниками. | Психоэмоциональ-ная разгрузка учащихся. |
VII. Первичное закрепление Формирование алгоритма различения Ы и Ы после приставок 6 минут | Организует работу по первичному применению новых знаний. Комментирует совместно с учащимися коллективное письмо. Проверяет усвояемость средств художественной изобразительности. (Приложение 6) | Записывают предложения и сравнивают их, делают вывод о постановке одной и двух Н в суффиксах прилагательных. Находят и зачитывают изобразительные средства в предложениях. | Фронтальная форма. Практический, исследовательский методы. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, разрешение конфликтов, владение монологической и диалогической формами речи. | Отработка условий написания Ы И после приставок |
2) Самостоятельная практическая работа с последующей самопроверкой
10 минут | Объясняет задание, следит за его выполнением, корректирует. (Приложение 7) | Выполняют разноуровневые задания, производят самопроверку. | Индивидуальная форма. Практический метод. Решение орфографических задач, творческая работа. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи. | Отработка умения правильно писать Ы и после приставок |
3) Проверочная работа с последующей взаимопроверкой 5 минут | Диктует слова для проверочной работы. (Приложение 8) | Выполняют задание учителя, производят взаимопроверку. | Фронтальная форма. Практический метод. Диктант с заменой. | Личностные: оценивание. Регулятивные: контроль, оценка. Познавательные: целью выделения признаков. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками. | Самопроверка усвоения темы, коррекция. |
VIII. Домашнее задание 1 минута | Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание в дневник. | На выбор: 1. составить словарный диктант на изученную орфограмму (10 словосочетаний) или: 2. выполнить упражнение 199. | Регулятивные: саморегуляция, планирование. | Понимание учащимися содержания работы и способов её выполнения. |
VII. Рефлексивно-оценочный этап 4 минуты | Организует рефлексию. (Приложение 10) | Осуществляют самооценку собственной учебной | Индивидуальная форма. Творческий метод. Приём «Акрослово». | Личностные: Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Самооценка результатов учебной деятельности. |
Приложение 1
Зарядка позитивного мышления.
Задание
- Слушайте, думайте, чувствуйте и повторяйте за мною.
- Сегодня я сделаю что-нибудь полезное.
- Я выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.
Приложение 2
Работа по цепочке.
Задание
Прочитайте, пожалуйста, слова, написанные на доске, и подумайте, какие орфограммы мы будем вспоминать? Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. Выр…щивать, выр…сший, предл…жить, зап…реть, зам…рать, к…саться, з…рница, заг…рать, расст…лить, забл…стать, уб..рать, выст..лать, к…снусь, соб…ру, возл…гать, разж…гать, р…стовщик, изл…жение.
Приложение 3
Прочитайте выразительно стихотворение Энтина Ю.С.
Из какого произведения этот отрывок:
Я – Гениальный Сыщик!
Мне помощь не нужна!
Hайду я даже прыщик
На теле у слона!
Как лев, сражаюсь в драке,
Тружусь я, как пчела.
А нюх как у собаки,
А глаз как у орла!
- Обратим внимание на слово «Сыщик». В чем особенность его написания? Выпишите слово «Сыщик» в неопределенной форме, рядом напишите слово, от которого оно образовалось. Как вы думаете, что случилось с буквой и, почему она изменилась на ы?
-Запишем тему урока. Как выдумаете, какова цель нашего урока?
Приложение 4
-С помощью приставок без- , сверх-, и не- образуйте однокоренные слова от слов:
Инициативный
Интересный
Искусный
Известный
Обозначьте условия выбора данной орфограммы.
Работа по опорным схемам
Задание
- Расскажите по опорным схемам у доски теоретический материал. Придумайте по одному слову на каждую приставку
Без- вз- вз- сверх- контр- под- раз- меж-
ы ы и и и ы ы и
Приложение 5
Лингво-физкультминутка
Задание
- Выполните следующее условие: «Если после приставки основа слова или другая приставка пишется с буквы Ы, поднимаем простой карандаш горизонтально, если И – вертикально».
Роз..грыш, без…дейный, контр…гра, спорт…нвентарь, пред…стория, под…грать, вз…скать, вз…мать, пред…ньский, от…грать, архи…нтересный.
Приложение 6.
-Эстафета
Каждая пара получает лист с заданием. Каждый участник команды должен вставить пропущенную орфограмму в слово и объяснить орфограмму.
Под..скать
Сверх..нтересный
Не..звестный
Под..тожить
без..скусный
роз..грыш
по..скать
меж..нститутский
небез..звестный
без..сходный
Приложение 7.
Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.
Самопроверка, выставление отметки.
Задание
- Вставьте на месте пропусков Ы или И, пользуясь опорной таблицей.
- Под..скать, сверх..нтересный, не..звестный, под..тожить, без..скусный
- роз..грыш, по..скать, меж..нститутский, небез..звестный, без..сходный.
Приложение 8.
Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом в группах)
Задание
- От данных слов образовать слова при помощи указанных приставок, опознавательные признаки орфограммы выделить, составьте с полученными словами предложения.
1-я группа: без-, с-, из-, пред-
Идея, игра, искать, идущий.
2-я группа: без-, об-, меж-, небез-
Имя, игра, институт, известный.
3-я группа: раз-, пред-, без-, диз-.
Игра, история, известность, информация.
Приложение 9.
Ответы на вопросы
Задание
- Ответьте на вопросы.
- Вспомните задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока. Решили ли мы их?
- – С каким чередованием мы сегодня познакомились?
- – В чем сложность правописания этих слов?
- – Расскажите о правописании Ы и И после приставок.
- – Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученную орфограмму?
Литература и Интернет-ресурсы
- Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.-М.: Просвещение, 2013г.
- (ФГОС) Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 6 класс. Москва «ВАКО», 2014.
- Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru
- 4. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://rus.1september.ru/rusarchive.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Буквы Ы и И после Ц" ( 5 класс)
Цель: познакомить учащихся с условиями выбора И-Ы в корнях после Ц, в суффиксах и окончаниях....
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.
Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....
Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"
Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"...
Урок русского языка на тему "Буквы З - С на конце приставок".
Разработка урока по русскому языку для 5 класса. ...
Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...
Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"
Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...