Урок русского языка в 6 классе: Буквы Ы и И после приставок.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Калимуллина Галия Зинуровна

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему: Буквы Ы и И после приставок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_y_i_posle_pristavok_teh_karta.docx45.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого  урока по русскому языку в 6-ом классе учителя русского языка и литературы

Калимуллиной Галии Зинуровны

ГБОУ школа №62 Выборгского района Санкт-Петербурга

Методические материалы, 2017

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №62

Выборгского района  Санкт-Петербурга

Буквы Ы и И после приставок

Методическая разработка        урока

по русскому языку

учителя русского языка и литературы

Калимуллиной Галии Зинуровны

Санкт-Петербург

2016/2017


Технологическая карта урока

 Урок: русский язык

Тема урока: Буквы Ы и И после приставок.

Класс: 6

ОУ: ГБОУ СОШ № 62

Учитель-предметник: Калимуллина Г.З.

УМК: Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений./М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2013.

Лектор: Меллес Ю.А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе Выборгского района Санкт-Петербурга

Цели для ученика

Обучающие:

  • изучение правила правописание букв Ы и И после приставок.
  • формирование практического умения по написанию букв Ы и И после приставок
  • совершенствование орфографических навыков.
  • формирование практических умений и навыков  по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающие:

  • развитие критического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса.

Воспитывающие:

  • воспитание уважительного отношения к другим, положительного отношения к знаниям.

Цели для учителя

Образовательные:

  • создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой темой;
  • формировать навык написания букв Ы и И после приставок.
  •  Развивающие:
  • создать условия для развития познавательной активности и критического мышления детей;
  • способствовать развитию орфографической зоркости учащихся;
  • развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное, уважительное отношение друг к другу;
  • создать условия для воспитания положительного отношения к знаниям.

Тип урока:


урок усвоения новых знаний

Форма урока:


урок-практикум с элементами технологии  развития критического мышления

Опорные понятия, термины:


буквы Ы и И после приставок

Новые понятия:

Русские и иноязычные приставки.

Формы контроля:

диктант с заменой;

учебный диалог;

самоконтроль;

рефлексия.

Домашнее задание:
   На выбор:

  1. составить словарный диктант на изученную орфограмму (10 словосочетаний)

или: 

  2. упр.199.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Организационный

этап

1 минута

Включает в деловой ритм.

Проверяют готовность к уроку, записывают число.

Фронтальная форма.

Словесно-наглядный метод.

Самопроверка.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, саморегуляция.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

Включение учащихся в деловой ритм.

II. Мотивация учебной деятельности

 

2 минуты

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Зарядка позитивного мышления.

(Ученики слушают или повторяют вслед за учителем)

(Приложение 1)

Отвечают на вопрос учителя, начинают формулировать тему урока.

Поворачиваются лицом к соседу, жмут соседу руку: «Желаю большого успеха всегда и во всем!»

Фронтальная форма.

Словесно-наглядный метод.

Игровой приём.

Регулятивные: прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся; активизация мыслительной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.  Постановка целей и задач

8 минут

Организует повторение ранее изученного материала.  (Приложение 2)

Создаёт проблемную ситуацию.

Работают по цепочке, распределяя слова по группам и объясняя правописание слов с изученными ранее орфограммами.

Презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку.

Формулируют тему и задачи урока.

Групповая и индивидуальная форма.

Практический метод.

Составление кластера или схемы.

Личностные:

самопроверка, оценивание.

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания.

Повторение об уже известных корнях с чередованием гласных.

.

IV. Первичное усвоение новых знаний
4 минуты

Организует работу по изучению нового материала: распределяет задания, корректирует его выполнение, презентует свою схему изученного правила. (Приложение 3)

Самостоятельно знакомятся с правилом.

Работают в парах, составляя кластер или графическую схему изученного правила, презентуют свою работу, производят самопроверку и самооценку.

Фронтальная, групповая и индивидуальная формы.

Исследовательский метод.
Составление графической схемы правила.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка.

Познавательные: 

поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, построение монологического высказывания.

Восприятие, осознание и первичное запоминание нового правила.

V. Первичная проверка понимания

2 минуты

Организует первичную проверку понимания знаний, формирует алгоритм рассуждения при применении нового правила. (Приложение 4)

Объясняют правописание подчёркнутых слов из предыдущего упражнения.

Фронтальная форма.

Словесно-исследовательский метод.

Решение орфографической задачи.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Отработка умения рассуждать по алгоритму при применении нового правила.

VI. Лингво-физкультминутка

2 минуты

Объясняет задание, следит за правильностью его выполнения. (Приложение 5)

Выполняют задания, объясняют свои ошибки.

Фронтальная форма.

Здоровьесберегающая технология.

Игровой приём.

Регулятивные: саморегуляция.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Психоэмоциональ-ная разгрузка учащихся.

VII.  Первичное закрепление

Формирование алгоритма различения Ы и Ы после приставок

6 минут

Организует работу по первичному  применению новых знаний.

Комментирует совместно с учащимися коллективное письмо. Проверяет усвояемость средств художественной изобразительности.

(Приложение 6)

Записывают предложения и сравнивают их, делают вывод о постановке одной и двух Н в суффиксах прилагательных.

Находят и зачитывают изобразительные средства в предложениях.

Фронтальная форма.

Практический, исследовательский методы.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания,  анализ объектов с целью выделения признаков, структурирование знаний.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, разрешение конфликтов, владение монологической и диалогической формами речи.

Отработка условий написания Ы И после приставок

2) Самостоятельная  практическая работа с последующей самопроверкой

 

10 минут

 Объясняет задание, следит за его выполнением, корректирует. (Приложение 7)

Выполняют разноуровневые  задания, производят самопроверку.

Индивидуальная форма.

Практический метод.

Решение орфографических задач, творческая работа.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов решения задач, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками, владение монологической и диалогической формами речи.

Отработка умения правильно писать Ы и после приставок

3) Проверочная работа с последующей взаимопроверкой

5 минут

Диктует слова для проверочной работы. (Приложение 8)

Выполняют задание учителя, производят взаимопроверку.

Фронтальная форма.

Практический метод.

Диктант с заменой.

Личностные:

 оценивание.

Регулятивные:

контроль, оценка.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Коммуникативные:

сотрудничество со сверстниками.

Самопроверка усвоения темы, коррекция.

VIII. Домашнее задание

1 минута

Даёт инструктаж по выполнению домашнего задания.

Записывают домашнее задание в дневник.

 На выбор:

  1. составить словарный диктант на изученную орфограмму (10 словосочетаний)

  или:

  2. выполнить упражнение 199.

Регулятивные: саморегуляция, планирование.

Понимание учащимися содержания работы и способов её выполнения.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

4 минуты

Организует рефлексию.

(Приложение 10)

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Индивидуальная форма.

Творческий метод.

Приём «Акрослово».

Личностные:
смыслообразование.

Познавательные:

рефлексия.

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Самооценка результатов учебной деятельности.

Приложение 1

Зарядка позитивного мышления.

Задание

  • Слушайте, думайте, чувствуйте и повторяйте за мною.

  1. Сегодня я сделаю что-нибудь полезное. 
  2. Я выполню то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.

Приложение 2

Работа по цепочке.

Задание

Прочитайте, пожалуйста, слова, написанные на доске, и подумайте, какие орфограммы мы будем вспоминать? Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.  Выр…щивать, выр…сший, предл…жить, зап…реть, зам…рать, к…саться, з…рница, заг…рать, расст…лить, забл…стать, уб..рать, выст..лать, к…снусь, соб…ру, возл…гать, разж…гать, р…стовщик, изл…жение.

Приложение 3

Прочитайте выразительно стихотворение Энтина Ю.С.

Из какого произведения этот отрывок:

Я – Гениальный Сыщик! 
Мне помощь не нужна! 
Hайду я даже прыщик 
На теле у слона! 
Как лев, сражаюсь в драке, 
Тружусь я, как пчела. 
А нюх как у собаки, 
А глаз как у орла!

- Обратим внимание на слово «Сыщик». В чем особенность его написания? Выпишите  слово «Сыщик» в неопределенной форме, рядом напишите слово, от которого оно образовалось. Как вы думаете, что случилось с буквой и, почему она изменилась на ы? 

-Запишем тему урока. Как выдумаете, какова цель нашего урока?

Приложение 4

-С помощью приставок без- , сверх-,  и не- образуйте однокоренные слова от слов:

Инициативный

Интересный

Искусный

Известный

Обозначьте условия выбора данной орфограммы.

Работа по опорным схемам

Задание

  • Расскажите по опорным схемам у доски теоретический материал. Придумайте по одному слову на каждую приставку

Без-         вз-       вз-       сверх-      контр-       под-       раз-       меж-

 ы             ы        и            и                и              ы            ы            и

Приложение 5

Лингво-физкультминутка

Задание

  • Выполните следующее условие: «Если после приставки основа слова или другая приставка пишется с буквы Ы, поднимаем простой карандаш горизонтально, если И – вертикально».

Роз..грыш, без…дейный, контр…гра, спорт…нвентарь, пред…стория, под…грать, вз…скать, вз…мать, пред…ньский, от…грать, архи…нтересный.

Приложение 6.

-Эстафета

Каждая пара получает лист с заданием. Каждый участник команды должен вставить пропущенную орфограмму в слово и объяснить орфограмму. 

Под..скать

Сверх..нтересный

Не..звестный

Под..тожить

без..скусный

роз..грыш

по..скать

меж..нститутский

небез..звестный

без..сходный

Приложение 7.

 Самостоятельная работа с раздаточным материалом в группах.

Самопроверка, выставление отметки.

Задание

  • Вставьте на месте пропусков Ы или И, пользуясь опорной таблицей.
  • Под..скать, сверх..нтересный, не..звестный, под..тожить, без..скусный
  • роз..грыш, по..скать, меж..нститутский, небез..звестный, без..сходный.

Приложение 8.

Диктант с заменой (работа с раздаточным материалом в группах)

Задание

  • От данных слов образовать слова  при помощи указанных приставок, опознавательные признаки орфограммы выделить, составьте с полученными словами предложения.

1-я группа: без-, с-, из-, пред-

Идея, игра, искать, идущий.

2-я группа: без-, об-, меж-, небез-

Имя, игра, институт, известный.

3-я группа: раз-, пред-, без-, диз-.

Игра, история, известность, информация.

Приложение 9.

Ответы на вопросы

Задание

  • Ответьте на вопросы.
  1. Вспомните задачи, которые мы ставили перед собой в начале урока. Решили ли мы их?
  2. – С каким чередованием мы сегодня познакомились?
  3. – В чем сложность правописания этих слов?
  4. – Расскажите о правописании Ы и И после приставок.
  5. – Подумайте и скажите, научились ли вы правильно писать изученную орфограмму?

Литература и Интернет-ресурсы

  1. Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2ч./ Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.-М.: Просвещение, 2013г.
  2. (ФГОС) Н. В. Егорова «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 6 класс. Москва «ВАКО», 2014.
  3. Справочно-информационный интенет-портал «Русский язык»: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gramota.ru
  4. 4. Русский язык. Приложение к газете «1 сентября» [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://rus.1september.ru/rusarchive.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: "Буквы Ы и И после Ц" ( 5 класс)

Цель: познакомить учащихся с условиями выбора И-Ы в корнях после Ц, в суффиксах и окончаниях....

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"

Урок русского языка по теме "Буквы о-е-ё после шипящих в различных частях речи"...

Урок русского языка на тему "Буквы З - С на конце приставок".

Разработка урока по русскому языку для 5 класса.       ...

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс "Буквы Ы и И после приставок"

Конспект открытого урока  по русскому языку в 6 классе с использованием технологии развития критического мышления.На уроке используются все этапы технологии критического мышления. Указываются фор...

Урок русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Тема урока: Буквы Ы и И в корне слова после приставокКласс: 6Тип урока: Открытие новых знанийЦель урока: Формирование умения определять условия выбора гласных Ы и И после приставок Задачи урока:П...

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"

Презентация к уроку русского языка 6 класс "Буквы Ы и И в корне слова после приставок"...