материал по русскому языку (7 класс) на тему
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Людмила Николаевна Путилина

материал по русскому языку (7 класс) на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n-nn.docx15.2 КБ
Microsoft Office document icon ne_s_deeprichastiyami.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Н и НН в наречиях и других частях речи.

  1. «Н и НН  в наречиях». Списать, вставить пропущенные буквы, объяснив написание наречий.

Вскрикнул испуга…о, собрание прошло организова…о, двигаться бесшум…о, говорил пута…о, смотреть рассея…о, толкнул нечая…о, мчаться беше…о, слушал взволнова…о, рассказывал интерес…о, говорить медле…о, относиться ответстве…о, работать серьёз…о, поступать (не)обдума..о, отвечать увере…о, встретить торжестве…о, возражать бессмысле…о, улыбаться таинстве…о, приветствовать сердеч…о и искре…е, жить беззабот..о, торговать беспошли…о, твердить безуста…о, глаза раскрыты изумлё…о.

  1. «Н и НН в наречиях, кратких причастиях и кратких отглагольных прилагательных»

Слушал рассея…о, тучи рассея…ы, девочка рассея…а; радость неожида…а, получил письмо неожида…о; произнёс раздражё…о, выступление оправда…о, подсудимые оправда…ы, рисковать оправда…о; рассказал неувере…о, девочка увере…а в своих силах; разглядывал бессмысле…о, речь у больного бессмысле…а, выступление бессмысле…о; животное испуга…о, говорила испуга…о.

  1. Запишите значение устойчивого выражения одним словом.
  1. Из рук в руки. 2. Забывать себя. 3. В один голос. 4. Идти в ногу. 5. Очертя голову. 6. В порядке вещей. 7. Как бедный родственник. 8. Как гром среди ясного неба. 9. День ото дня. 10. Шаг за шагом. 11. В один миг. 12. В пух и прах (разодетый).

Слова для справок:  самозабвенно, неуверенно, естественно, необдуманно, постепенно, изысканно, непосредственно, одновременно, неуклонно, неожиданно, мгновенно, согласованно.

  1. Списать, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания, раскрывая скобки и объясняя написание орфограмм.
  1. Медлен…о шагали круторогие быки покачивая головами и взметая дорожную пыль.
  2. Облака сон…о плывущие в вышине завораживали.
  3. (Не)доумён..о пожав плечами она отошла проч… .
  4. Мальчик растерян..о взглянул на отца (не)понимая его.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме

 « Правописание  не с деепричастиями»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цели урока

- познакомить с условиями раздельного написания НЕ с деепричастиями,

- активизировать ЗУН по правописанию НЕ с глаголами.

Задачи

  1. Обучающие:

Научить детей писать не с деепричастиями  в предложении.

  1. Развивающие:

Развивать речь учащихся, развить умение аргументировать и доказывать свою точку зрения.

  1. Воспитательные: 

Воспитывать толерантное отношение друг к другу, любовь к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: знать условия написания НЕ с деепричастиями, глаголами; уметь правильно написать НЕ с деепричастиями, графически обозначать условия правильных написаний.

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Проблемный метод, исследовательский метод; индивидуальная, групповая, фронтальная формы

Организационная структура урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята.  

Присаживайтесь на свои места. Начинаем наш урок. Нам сегодня необходимо показать, насколько мы умеем мыслить, рассуждать, анализировать и делать выводы.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте строчку для темы.

Приветствие

 учащихся

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД

- Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению

Регулятивные УУД

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Давайте вспомним, что вы знаете о деепричастии.

-Что такое деепричастие?

-Признаки каких частей речи есть  у деепричастия? Назовите эти признаки.

Обратите внимание на слайд.

«Третий лишний».

Прочитайте все слова. Найдите лишнее слово среди трех предложенных и объясните свой выбор.

Не расцвёл, не шёл, недоумевать.

Недомогать, не приближаться, не привыкать.

Следовательно, во всех строках даны глаголы. Посмотрите на следующую строку и скажите, слова какой части встречаются здесь.

Не сказав, не говоря, негодуя.

Как пишется не с  глаголами,  нам известно, а как пишется НЕ с деепричастием мы узнаем сегодня на уроке. Следовательно, тема нашего урока ….

Какие задачи поставим на урок?

  • Ознакомиться  с правилом написания не с деепричастиями;
  • Закрепить навыки выделения запятыми деепричастного оборота.

Ответы учащихся.

Читают слова и находят лишнее, объясняют выбор.

- В 1 строке лишнее – недоумевать, во 2 – недомогать. Эти глаголы с не пишутся слитно, так как не употребляются без не.

 - Это деепричастия. 

- «Правописание не с деепричастиями»

Личностные УУД

- Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при повторении пройденного материала.

- Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.

Регулятивные УУД

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

- Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

Познавательные УУД

- Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

- Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.

Коммуникативные УУД

- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

3.Выявление места и причины затруднения.

- Проведем исследование. Вернемся к 3 строчке

Не сказав, не говоря, негодуя.

– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями  вы отметили?

- Пишутся с НЕ так же, как и глаголы.

Коммуникативные: уметь вступать в диалог с учителем.

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями

А сейчас сравните самостоятельно сделанный вывод с правилом учебника. Самостоятельно прочитайте правило 1 раз  про себя, затем расскажите  соседу по парте. В парах работайте дружно, внимательно выслушайте друг друга.

Давайте построим алгоритм.

Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием.

1. Определить часть речи.

2. Проверить - употребляется слово без не.

Да                    Нет

                           

Раздельно        Слитно

Читают правило в учебнике.

Не с глаголами и деепричастиями пишется раздельно, а когда не употребляется без не, пишется вместе.

Коммуникативные: умение объяснять свою точку зрения.

Познавательные: уметь делать выводы.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цели и на уроке с помощью учителя

5.Реализация построенного проекта.

   

- Тему урока мы поняли, что сейчас будем делать?  

- Закреплять.

Познавательные: уметь делать выводы.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Работа у доски.

- Попробуйте применить алгоритм и объяснить правописание не с деепричастиями:

Не проверив сочинения, не растаяв на солнце, невзирая на лица, негодуя по поводу происшедшего, не чувствуя боли, не щадя себя, не усвоив предыдущего, не останавливаясь перед преградой, не погасив огня, не распечатав письмо, недоумевая по поводу случившегося, не вычёркивая фамилий.

Записывают словосочетания, объясняя написание деепричастий с НЕ

Личностные УУД

- Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении  материала.

Регулятивные УУД

- Соотносить свои действия с поставленной целью учителя.

Познавательные УУД

- Ориентироваться в учебнике.  

- Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для выполнения заданий.

Коммуникативные УУД

- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Спишите, раскрывая скобки и расставляя пропущенные запятые.

Дождь лил, не переставая. Не затихая ни на минуту, бились волны о берег. Я замолчал, недоумевая по поводу исчезновения собеседника. Затаившись, не шевелясь, охотник следил за опасным зверем. Мы шли по тропинке, не встречая никого не пути. Не скрывая своего удивления, отец встречал неожиданных визитёров.

Записывают предложения, проверяют себя по ключу на слайде.

Личностные УУД

- Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при выполнении заданий.  

- Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем

Регулятивные УУД

- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

- Осуществлять самопроверку работы.

- Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

Познавательные УУД

- Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Коммуникативные УУД

- Оформлять свои мысли в  письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Упр. 192 (устно).

Упр. 193, 194. Запишите предложения, подчеркивая орфограмму «Не с  деепричастиями и глаголами».

Выполнение упражнений с комментированием правописания слов с изученной орфограммой.

Познавательные УУД

- Приобретать умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные УУД

- Оценивать свою работу, исправляют и объясняют ошибки

Коммуникативные УУД

- Формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения

9. Рефлексия.

 

Наш урок подходит к концу. Тема понятна?

-  О какой теме мы сегодня говорили на уроке?

-  Какую цель мы ставили в начале урока?

- Что надо знать, чтобы не допустить ошибки в правописании не с деепричастиями?

- Как нужно действовать, чтобы правильно написать не с деепричастием?

  • На уроке я …
  • На уроке мне …
  • Понравилось …
  • Узнал(а) …

Отвечают на вопросы

Личностные УУД

- Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков.

- Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем

Регулятивные УУД

- Оценивать собственную успешность в выполнения заданий

Коммуникативные УУД

- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

10. Домашнее задание.

1 м.

Письменно выполнить упр. 195 (по заданию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

члены предложения: уроки самостоятельного изучения материала учащимися (русский язык 5 класс)

Изучение данной темы я провожу, исходя из системы уроков, разработанной учителем -новатором Н.П. Гузиком, адаптированной к способностям и возможностям детей определенного класса (например, программа З...

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Занимательный материал по русскому языку( 7 класс) "Страдательное причастие"

Материал поможет в доступной и интересной форме изучить сложную тему,  он способствует развитию интереса к урокам русского языка....

Раздаточный материал по русскому языку 5 класс.

Карточки для индивидуальной работы учащихся....

Материал к уроку русского языка 6 класс по теме "Наклонение глагола"

В материале содержатся теоретические сведения о наклонениях глагола, представлены карточки с заданиями...