Открытый урок
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Материалы для подготовки открытого урока в 11 классе по теме "Лексика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok11.ppt | 426 КБ |
urok_leksika.docx | 30.5 КБ |
praktika11.docx | 33.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Периферийная лексика
Работа в группах. Распределение обязанностей: Руководитель Секретарь Архивариус Лингвисты-теоретики
Периферийная лексика просторечия диалектизмы профессионализмы, термины жаргонизмы (сленг)
Работа с художественным текстом Периферийная лексика обладает экспрессией, поэтому может употребляться в художественной литературе как средство создания образа.
Самостоятельная работа
Предварительный просмотр:
Тема: Периферийная лексика: просторечия, профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы.
Цель урока: систематизация знаний учащихся по теме.
Задачи урока: 1) повторить и закрепить знания об основных лексических понятиях (диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы)
2) развить умение давать лексическое толкование слову
3) развивать умение правильно употреблять периферийную лексику
4) воспитание культуры речи средствами художественной литературы.
Личностными результатами освоения темы являются:
1) Осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самопознания, самооценки, самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности.
2) Представление о лексике как части общечеловеческой культуры, о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
3) Представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.
4) Существенное увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения темы являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт- диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести - самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
-умение выступать перед аудиторией;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты освоения темы являются:
1) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
2) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
3) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Тип урока: урок-конференция.
Оборудование: мультимедийная презентация, конверты с заданиями для групп, словари, иллюстрации для рефлексии.
Ход урока.
- Постановка темы и целей урока. (3-4 мин)
Чтение стихотворения учителем.
Как узрела Старика Старуха-
Разругалась хуже system message:
«Дурачина, ты, простофиля!
Выпросил OS, дурачина,
Не хочу быть системным программистом
Хочу творить, что душеньке угодно
Чтоб с ассемблером не возиться,
А писать на чистом Pascal’е
Разные красивые штучки…(профессиональные термины)
Как узрела Старика Старуха-
Разругалась хуже Аськи:
«Дурачина, ты, простофиля!
Выпросил форточку’95, дурачина,
Не хочу быть чайником
Хочу творить, что душеньке угодно
Чтоб с ваксой не возиться,
А писать на лазаре
Разные красивые штучки…(профессиональные жаргонизмы)
Слова для справок: Аська - ISQ - операционная система
(Скрытая доска)
Форточка’95 - Windows’95
Чайник - начинающий пользователь
Вакса - VAS - операционная система
Лазарь - лазерный принтер
- Скажите, что вас смутило и вызвало улыбку?
- Допустимо ли такое смешение лексики в сочинении? Почему?
- К какому виду лексики относятся такого типа слова? А это общеупотребительная лексика? Конечно, нет, и сегодня будем говорить о периферийной лексике.
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
- Какие же задачи необходимо решить, чтобы её добиться? (Повторить виды периферийной лексики, их особенности; научиться применять знания на практике)
II. Работа с теоретическим материалом. (1 мин)
- Сегодня работаем в четырёх группах. Распределите обязанности.
- Приступаем к выполнению задания из 1-го конверта. На подготовку 1 мин, так как это реализация д.з.
III. Контроль. Реализация проекта деятельности. (10 мин)
Выступление групп (2-3 мин)
IV. Обобщение и коррекция
V. Практическая работа.
- А теперь закрепим теорию на практике, чтобы понять, в каких случаях может употребляться периферийная лексика.
- Возьмите конверт № 2 и выполните задания, вложенные в него. (6 мин)
VI. Ответы учащихся по группам (10 мин)
Регламент ответа 2-3 мин
Подумайте и скажите, какое произведение имели в виду говорящие?
- Ф.М. Достоевский «Малявы крезанутого»
- И.С. Тургенев «Предки и бэбиса»
- В.В. Маяковский «Что такое клёво и что такое беспонтово?»
- А.Н. Островский «Кенты в доску – отбашлимся»
VII. Контроль. Обобщение учителем. 1мин
- Периферийная лексика обладает экспрессией, поэтому может употребляться в художественной литературе как средство создания образа. Только, конечно, употреблять её надо осторожно.
VIII. Самостоятельная работа. (4-5 мин)
А сейчас пришло время 3-го конверта. Возьмите каждый карточку, подпишите и выполните задание, которое проверит ваши знания. При необходимости пользуйтесь словарём.
IX. Рефлексия. Подведение итогов урока. (3-4 мин)
Вот три картинки – мясорубка, чемодан, мусорное ведро. Оцените приобретённые сегодня знания, если вы решили, что полученную информацию надо переработать ещё - выбираете мясорубку, если пригодятся в дальнейшем – чемодан, не пригодятся – мусорное ведро. Сделайте свой выбор.
Визуальный подсчёт.
- Каждый сделал свой выбор, и мы видим, что большинство выбрали чемодан или мясорубку, следовательно, урок сегодня прошёл не зря. Надеюсь вы будете целесообразно пользоваться периферийной лексикой.
- И хотелось бы закончить урок стихотворением Сергея Скачко:
С благоговеньем прикасайся Безбрежным русским языком Воздушно лёгок, сочен, вкусен, | Ему к лицу и термин узкий, Смешно и грустно слышать, право, |
Приложение.
Задание 1.
Прочитайте текст, подчеркните слова, относящиеся к терминологической и профессиональной лексике, объясните их значение, пользуясь толковым словарём. С какой целью они используются в тексте?
Весь чёрный военный четырехпушечный клипер «Ястреб» стоял на двух якорях в пустынной бухте неприветливого острова Сахалин. Благодаря зыби, клипер тихо и равномерно покачивался, то поклевывая острым носом, то опускаясь подзором своей круглой кормы.
В этот памятный день погода стояла сырая, заставлявшая вахтенных матросов ежиться в своих коротких бушлатах, а подвахтенных чаще подбегать к камбузу погреться.
С обычной на военных судах торжественностью на «Ястребе» только что подняли флаг и гюйс. На мостике стоял капитан.
(К. М. Станюкович)
Задание 2.
Прочитайте текст, подчеркните слова, относящиеся к диалектной лексике, объясните их значение, если надо, пользуйтесь толковым словарём. Запишите вариант текста, заменяя диалектизмы нейтральными синонимами. Изменился ли текст? С какой целью используются диалектизмы в данном тексте?
- Не ешь, вот и слабость,- заметила старуха.- Может, зарубим курку - сварю бульону? Он ить скусный свеженькой-то...
- Не надо. И поисть не поем, а курку решим...
- Хоть счас-то не ерепенься!.. Одной уж ногой там стоит, а ишо шебаршит ково-то.
(В. Шукшин.)
Задание 3. Прочитайте текст, подчеркните слова, относящиеся к просторечной лексике, объясните их значение, при необходимости пользуйтесь толковым словарём. Измениться ли смыл, если заменить их нейтральными синонимами?
Фёкла Тимофеевна, пущай ей будет полное здоровье и благополучие, развязала косынку и, развязавши, стала свободно размышлять на торговые темы, мол, сколько в ящике может быть антоновки и так далее.
После поглядела она в окно. А после, от полной скуки, стала Фёкла Тимофеевна подрёмывать. То ли в тёплом вагоне её, милую, развезло или скучные картины природы на неё подействовали, но только начала Фёкла Тимофеевна клевать носом. И зевнула. (М.Зощенко)
Задание 4. Прочитайте текст, подчеркните слова, относящиеся к жаргонной лексике, объясните их значение, если надо, пользуйтесь толковым словарём. Измениться ли смыл, если заменить их нейтральными синонимами?
Семёнов не стал более разговаривать... Он вспомнил, что у него в парте есть горбушка с кашей. Семёнов хотел позавтракать, но горбушки не оказалось. Раздражённый постоянными столкновениями с товарищами, он обратился к ним со словами:
– Господа, это подло, наконец!
– Что такое?
– Кто взял горбушку?
– С кашей? – ответили ему насмешливо.
– Стибрили?
– Сбондили?
– Сляпсили?
– Спёрли?
– Лафа, брат!
Все эти слова в переводе с бурсацкого на человеческий язык означали: «украли», а лафа – «лихо».
(Н. Г Помяловский. Очерки бурсы.)
Распределение обязанностей в группе.
- Руководитель (следит за временем, курирует работу, выбирает выступающих)
- Секретарь (оформляет общие выводы)
- Архивариус (подбирает примеры из словаря)
Остальные участники группы – лингвисты-теоретики (занимаются отбором теории)
Задание № 1. (время работы - 1 мин.)
- Подготовьте сообщение о просторечиях. (учебник с.153-154)
- Приведите примеры, пользуясь словарём (не брать примеры из учебника)
__________________________________________________________________________
Задание № 2. (время работы - 1мин.)
- Подготовьте сообщение о диалектизмах. (учебник с.155-157)
- Приведите примеры, пользуясь словарём (не брать примеры из учебника)
__________________________________________________________________________
Задание № 3. (время работы - 1 мин.)
- Подготовьте сообщение о профессионализмах и терминах. (учебник с.157-158)
- Приведите примеры, пользуясь словарём (не брать примеры из учебника)
__________________________________________________________________________
Задание № 4. (время работы - 1 мин.)
- Подготовьте сообщение о жаргонизмах, особое внимание уделить сленгу. (учебник с.158-159, с.33)
- Приведите примеры, пользуясь словарём (не брать примеры из учебника)
__________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Задание 1.
Прочитайте текст, подчеркните слова, относящиеся к терминологической и профессиональной лексике, объясните их значение, пользуясь толковым словарём. С какой целью они используются в тексте?
Весь чёрный военный четырехпушечный клипер «Ястреб» стоял на двух якорях в пустынной бухте неприветливого острова Сахалин. Благодаря зыби, клипер тихо и равномерно покачивался, то поклевывая острым носом, то опускаясь подзором своей круглой кормы.
В этот памятный день погода стояла сырая, заставлявшая вахтенных матросов ежиться в своих коротких бушлатах, а подвахтенных чаще подбегать к камбузу погреться.
С обычной на военных судах торжественностью на «Ястребе» только что подняли флаг и гюйс. На мостике стоял капитан.
(К. М. Станюкович)
Задание 2.
Прочитайте текст, подчеркните слова, относящиеся к диалектной лексике, объясните их значение, если надо, пользуйтесь толковым словарём. Запишите вариант текста, заменяя диалектизмы нейтральными синонимами. Изменился ли текст? С какой целью используются диалектизмы в данном тексте?
- Не ешь, вот и слабость,- заметила старуха.- Может, зарубим курку - сварю бульону? Он ить скусный свеженькой-то...
- Не надо. И поисть не поем, а курку решим...
- Хоть счас-то не ерепенься!.. Одной уж ногой там стоит, а ишо шебаршит ково-то.
(В. Шукшин.)
Задание 3. Прочитайте текст, подчеркните слова, относящиеся к просторечной лексике, объясните их значение, при необходимости пользуйтесь толковым словарём. Измениться ли смыл, если заменить их нейтральными синонимами?
Фёкла Тимофеевна, пущай ей будет полное здоровье и благополучие, развязала косынку и, развязавши, стала свободно размышлять на торговые темы, мол, сколько в ящике может быть антоновки и так далее.
После поглядела она в окно. А после, от полной скуки, стала Фёкла Тимофеевна подрёмывать. То ли в тёплом вагоне её, милую, развезло или скучные картины природы на неё подействовали, но только начала Фёкла Тимофеевна клевать носом. И зевнула. (М.Зощенко)
Задание 4. Прочитайте текст, подчеркните слова, относящиеся к жаргонной лексике, объясните их значение, если надо, пользуйтесь толковым словарём. Измениться ли смыл, если заменить их нейтральными синонимами?
Семёнов не стал более разговаривать... Он вспомнил, что у него в парте есть горбушка с кашей. Семёнов хотел позавтракать, но горбушки не оказалось. Раздражённый постоянными столкновениями с товарищами, он обратился к ним со словами:
– Господа, это подло, наконец!
– Что такое?
– Кто взял горбушку?
– С кашей? – ответили ему насмешливо.
– Стибрили?
– Сбондили?
– Сляпсили?
– Спёрли?
– Лафа, брат!
Все эти слова в переводе с бурсацкого на человеческий язык означали: «украли», а лафа – «лихо».
(Н. Г Помяловский. Очерки бурсы.)
Распределение обязанностей в группе.
- Руководитель (следит за временем, курирует работу, выбирает выступающих)
- Секретарь (оформляет общие выводы)
- Архивариус (подбирает примеры из словаря)
Остальные участники группы – лингвисты-теоретики (занимаются отбором теории)
Распределение обязанностей в группе.
- Руководитель (следит за временем, курирует работу, выбирает выступающих)
- Секретарь (оформляет общие выводы)
- Архивариус (подбирает примеры из словаря)
Остальные участники группы – лингвисты-теоретики (занимаются отбором теории)
Распределение обязанностей в группе.
- Руководитель (следит за временем, курирует работу, выбирает выступающих)
- Секретарь (оформляет общие выводы)
- Архивариус (подбирает примеры из словаря)
Остальные участники группы – лингвисты-теоретики (занимаются отбором теории)
Распределение обязанностей в группе.
- Руководитель (следит за временем, курирует работу, выбирает выступающих)
- Секретарь (оформляет общие выводы)
- Архивариус (подбирает примеры из словаря)
- Остальные участники группы - лингвисты-теоретики.
Задание № 1. (время работы - 1 мин.)
- Подготовьте сообщение о просторечиях. (учебник с.153-154)
- Приведите примеры, пользуясь словарём (не брать примеры из учебника)
__________________________________________________________________________
Задание № 2. (время работы - 1мин.)
- Подготовьте сообщение о диалектизмах. (учебник с.155-157)
- Приведите примеры, пользуясь словарём (не брать примеры из учебника)
__________________________________________________________________________
Задание № 3. (время работы - 1 мин.)
- Подготовьте сообщение о профессионализмах и терминах. (учебник с.157-158)
- Приведите примеры, пользуясь словарём (не брать примеры из учебника)
__________________________________________________________________________
Задание № 4. (время работы - 1 мин.)
- Подготовьте сообщение о жаргонизмах, особое внимание уделить сленгу. (учебник с.158-159, с.33)
- Приведите примеры, пользуясь словарём (не брать примеры из учебника)
__________________________________________________________________________
Карточка 1. Ф.И. ____________
Слово | Вид лексики | Значение |
Стёжка | ||
Большак | ||
Глючит | ||
Изотерма | ||
Кацавейка | ||
Потрещать | ||
Векша | ||
Атрофия |
Карточка 1. Ф.И.
Слово | Вид лексики | Значение |
Стёжка | ||
Большак | ||
Глючит | ||
Изотерма | ||
Кацавейка | ||
Потрещать | ||
Векша | ||
Атрофия |
Карточка 1. Ф.И.
Слово | Вид лексики | Значение |
Стёжка | ||
Большак | ||
Глючит | ||
Изотерма | ||
Кацавейка | ||
Потрещать | ||
Векша | ||
Атрофия |
Карточка 1. Ф.И.
Слово | Вид лексики | Значение |
Стёжка | ||
Большак | ||
Глючит | ||
Изотерма | ||
Кацавейка | ||
Потрещать | ||
Векша | ||
Атрофия |
Карточка 2. Ф.И.______________
Слово | Вид лексики | Значение |
Акватория | ||
Балабол | ||
Пинжак | ||
Бодяга | ||
Откинуться | ||
Какофония | ||
Лубенеть | ||
Домашка |
Карточка 2. Ф.И._____________
Слово | Вид лексики | Значение |
Акватория | ||
Балабол | ||
Пинжак | ||
Бодяга | ||
Откинуться | ||
Какофония | ||
Лубенеть | ||
Домашка |
Карточка 2. Ф.И. ______________
Слово | Вид лексики | Значение |
Акватория | ||
Балабол | ||
Пинжак | ||
Бодяга | ||
Откинуться | ||
Какофония | ||
Лубенеть | ||
Домашка |
Карточка 2. Ф.И._________________
Слово | Вид лексики | Значение |
Акватория | ||
Балабол | ||
Пинжак | ||
Бодяга | ||
Откинуться | ||
Какофония | ||
Лубенеть | ||
Домашка |
Карточка 3. Ф.И.______________
Слово | Вид лексики | Значение |
Абразив | ||
Понёва | ||
Хакнуть | ||
Зараз | ||
Застить | ||
Инвестировать | ||
Буряк | ||
Камбуз |
Карточка 3. Ф.И._____________
Слово | Вид лексики | Значение |
Абразив | ||
Понёва | ||
Хакнуть | ||
Зараз | ||
Застить | ||
Инвестировать | ||
Буряк | ||
Камбуз |
Карточка 3. Ф.И. ______________
Слово | Вид лексики | Значение |
Абразив | ||
Понёва | ||
Хакнуть | ||
Зараз | ||
Застить | ||
Инвестировать | ||
Буряк | ||
Камбуз |
Карточка 3. Ф.И._________________
Слово | Вид лексики | Значение |
Абразив | ||
Понёва | ||
Хакнуть | ||
Зараз | ||
Застить | ||
Инвестировать | ||
Буряк | ||
Камбуз |
Карточка 4. Ф.И.______________
Слово | Вид лексики | Значение |
Аллегория | ||
Блажить | ||
Клёвый | ||
Бит | ||
Мерёжа | ||
Закорифаниться | ||
Уда | ||
Апокриф |
Карточка 4. Ф.И._____________
Слово | Вид лексики | Значение |
Аллегория | ||
Блажить | ||
Клёвый | ||
Бит | ||
Мерёжа | ||
Закорифаниться | ||
Уда | ||
Апокриф |
Карточка 4. Ф.И. ______________
Слово | Вид лексики | Значение |
Аллегория | ||
Блажить | ||
Клёвый | ||
Бит | ||
Мерёжа | ||
Закорифаниться | ||
Уда | ||
Апокриф |
Карточка 4. Ф.И._________________
Слово | Вид лексики | Значение |
Аллегория | ||
Блажить | ||
Клёвый | ||
Бит | ||
Мерёжа | ||
Закорифаниться | ||
Уда | ||
Апокриф |
Карточка 5. Ф.И.______________
Слово | Вид лексики | Значение |
Асептика | ||
Бзик | ||
Задира | ||
Темнить | ||
Кетгут | ||
Исподний | ||
Бесит | ||
Артачиться |
Карточка 5. Ф.И._____________
Слово | Вид лексики | Значение |
Асептика | ||
Бзик | ||
Задира | ||
Темнить | ||
Кетгут | ||
Исподний | ||
Бесит | ||
Артачиться |
Карточка 5. Ф.И. ______________
Слово | Вид лексики | Значение |
Асептика | ||
Бзик | ||
Задира | ||
Темнить | ||
Кетгут | ||
Исподний | ||
Бесит | ||
Артачиться |
Карточка 5. Ф.И._________________
Слово | Вид лексики | Значение |
Асептика | ||
Бзик | ||
Задира | ||
Темнить | ||
Кетгут | ||
Исподний | ||
Бесит | ||
Артачиться |
Карточка 6. Ф.И.______________
Слово | Вид лексики | Значение |
Аморфный | ||
Зенки | ||
Дивиться | ||
Анамнез | ||
Звездануть | ||
Потрясно | ||
Гуторить | ||
Бесценок |
Карточка 6. Ф.И._____________
Слово | Вид лексики | Значение |
Аморфный | ||
Зенки | ||
Дивиться | ||
Анамнез | ||
Звездануть | ||
Потрясно | ||
Гуторить | ||
Бесценок |
Карточка 6. Ф.И. ______________
Слово | Вид лексики | Значение |
Аморфный | ||
Зенки | ||
Дивиться | ||
Анамнез | ||
Звездануть | ||
Потрясно | ||
Гуторить | ||
Бесценок |
Карточка 6. Ф.И._________________
Слово | Вид лексики | Значение |
Аморфный | ||
Зенки | ||
Дивиться | ||
Анамнез | ||
Звездануть | ||
Потрясно | ||
Гуторить | ||
Бесценок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».
Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения первого открытого урока от МО муниципального уровня)
Эксперный лист первого урока...
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)
3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого у...