Подготовка к ОГЭ (сочинение).
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Спасенникова Ирина Николаевна

Данный материал может быть полезен для подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе при работе над сочинением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура сочинения-рассуждения 13.3

Что должно быть включено в план написания, какая именно должна быть структура у сочинения?

Для начала определим ваш план работы. Вот вы видите текст. Какие дальнейшие действия?

Структура и план

  1. 1-й абзац. Тезис. + комментарий
  2. 2-й абзац. Аргумент 1 + пример + комментарий.
  3. 3-й абзац. Аргумент 2 + пример + комментарий.
  4. 4-й абзац. Заключение (по тезису).

 Всего 4 абзаца. Но в них очень много важных тонкостей.

Абзацев может  быть и 3. Если аргументы получаются небольшими, их можно записать в одном абзаце.


Подробный план написания сочинения 13.3

Часть (абзац)

Содержание

Варианты начала абзацев (словосочетания, предложения)

1-ый абзац

Тезис (мысль которую надо раскрыть, доказать)

Ваша задача: объяснить предложенное понятие.

1.С риторического вопроса и ответа на него/серии риторических вопросов: поставить 3 вопроса и ответить на них:

Что такое смелость? Мне кажется, смелость – это качество, которое характеризуется (проявляется)… (дать определение)

Я думаю, что дружба – это отношения между людьми, основанные на уважении, доверии, взаимопонимании, честности.

Я считаю, что…

Я уверен, что…

2. С именительного падежа темы:

Смелость… Как редкого в современном мире можно встретить по-настоящему смелого человека.

Любовь… Пожалуй, это одно из самых сильных чувств. Именно ради любви совершаются смелые поступки.

3. С лирического размышления на заданную тему:

Когда произносишь слово смелость, то в воображении сразу возникает образ средневекового рыцаря, готового совершить подвиг. Или образ отважного солдата, защитника Родины, готового отдать жизнь во имя победы. Что же такое смелость? Мне кажется, смелость – это…

4. С известного высказывания, цитаты и своего комментария к ней:

Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил Ф. М. Достоевский: « Сострадание есть величайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не должен называться человеком, если он не способен на сочувствие, на добрые поступки.

Закончить первый абзац необходимо словами:

Немало подобных примеров можно найти в русской художественной литературе.

Чтобы доказать сказанное, обратимся к русской литературе.

Попробую доказать сказанное на конкретных примерах.

Для подтверждения своих слов перейду к тексту Ф.И. О. автора.

2-ой абзац

Аргумент (=доказательство, пример) № 1 (из прочитанного текста).

Ваша задача – показать, что в прочитанном тексте есть герой, проявляющий данное качество или испытывающий данное чувство. Необходимо проанализировать его образ в аспекте этого понятия.

  • Во-первых, в тексте Ю. Я. Яковлева…
  • С одной стороны, пример смелости показывает нам в своём тексте Ю.Я. Яковлев.
  • Пример настоящей смелости показан в тексте Ю.Я. Яковлева. Его герой …
  • В тексте Ю. Я. Яковлева рассказывается о смелости, которую проявляет…
  • В тексте Ю.Я. Яковлева говорится о том, что …
  • Ю.Я. Яковлев рассказывает нам о том, как …
  • В нём рассказывается о …

3-ий абзац

Аргумент (=доказательство, пример) № 2 (из жизненного опыта).

Жизненный опыт – это то, что пережил ты, твои родители, друзья; или то, что с тобой/ними произошло. А также прочитанные когда-то произведения.

Ваша задача - привести пример с похожей ситуацией и проанализировать его в аспекте данного понятия.

  • Во-вторых, в произведении «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого рассказывается о …
  • С другой стороны, смелость проявляет главный герой произведения «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого.
  • Немало примеров проявления смелости можно найти в современной жизни.
  • Похожий пример мы находим в произведении «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Его герой…
  • О смелом поступке рассказывает нам Л.Н. Толстой в своем произведении «Кавказский пленник». Его герой…
  • Яркий пример смелости (дружбы, добра…) представлен в произведении «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Главный герой …

4-ый абзац

Заключение, вывод.

Ваша задача – сделать вывод из сказанного.

Помни! Вступление и заключение должны быть родственны друг другу. Заключение – это возвращение к началу, то же самое, но уже другими словами, на  другом уровне!

  • Таким образом, …
  • Итак, …
  • В заключение хочу сказать, что …
  • Подводя итог сказанному, хочется отметить/повторить, что …
  • Мы убедились, что …

Варианты клише

Клише для сочинения 13.3. ОГЭ по русскому языку (на примере «Человечность – это…»)

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) и примеры

Тезис

-На мой взгляд, человечность - это...(или) 

-По моему мнению, человечность - это... (или) 

-Мне кажется, что человечность - это... (или) 

-Я думаю, что человечность - это... (или) 

-Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

Аргумент 1

-Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или)

-В тексте Б.Васильев поднимает проблему... В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

Аргумент 2

-Своё  мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или)

-В жизни мы часто наблюдаем... (или)

-Однажды я был свидетелем события, которое...

-Как-то раз...

Заключение

-Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или) 

-Таким образом, можно заключить, что... (или) 

-В заключение я хочу сказать, что...

Слова-помощники  для  удачного  начала  сочинения:

….это  отношение…

….это  чувство …

….это  черта характера…..

….это  положительное/отрицательное качество человека….

….это  душевное состояние/состояние души…  

….это  эмоция….

….это  близкий человек..…

….это  способность.../умение.../стремление.. и т.д

(выбирайте то, что подходит больше всего по смыслу

в вашем сочинении).




Предварительный просмотр:

Этапы работы над сочинением 13.3 ОГЭ


1. Внимательно перечитай исходный текст.

2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? (Человечность? Доброта? Мужество?   Героизм?).

3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике.

4. Подбери материал для первого аргумента:

— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

— помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм…) в

     конкретном случае;

— необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься;

5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента:

— вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

— запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!);

— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…

6. И, конечно же, не забудь о выводе. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ

1 абзац – толкование понятия, предложенного для размышления + КОММЕНТАРИЙ
2 абзац – аргумент из исходного текста  + аргумент из жизненного опыта;
3 абзац – вывод.

ЛИБО

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления + КОММЕНТАРИЙ
2 абзац – аргумент из исходного текста;
3 абзац – аргумент из жизненного опыта;
4 абзац – вывод.

Аргументы можно разбить на два разных абзаца, если доказательства получаются достаточно объёмными.

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию

СОЧИНЕНИЕ 13.3 (ОГЭ)

Вопрос

Ответ

Пример

Как начать?

Дать толкование слова.

Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Сострадание – это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.

Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия

Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому человечность, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужна сегодня.

Начать с чьего - либо высказывания и его комментирования

Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие…

Что такое человечность? На этот вопрос очень точно ответил немецкий философ Иммануил Кант: «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей». Лучше и не скажешь.

Что такое доброта? Чтобы ответить на этот вопрос, обращусь к словам Генри Дейвида, который сказал: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Действительно, такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Как связать вступление и аргументы?

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.

Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.

Как ввести в сочинение аргументы?

Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится. Возможно, что ты придумаешь что-то своё.

Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)

Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.

Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитан-

ном тексте. Автор рассказывает нам о том, что….

Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о случае из своей жизни.

Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что…

Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность», приведу пример из жизни.

Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.

Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт.

Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте?

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

- жизненная история, произошедшая с тобой;

- жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать.

Как завершить сочинение?

Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Думаю, мы убедились, что человечность – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.

Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра и милосердия.

Всё сказанное убеждает нас в том, что …

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: человечность необходима в современном мире, потому что…

Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.



Предварительный просмотр:

Образец написания сочинение 13.3

  1. Формулировка задания. Её нужно читать очень внимательно, ведь здесь уже прописан план вашего будущего сочинения.

https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_6528275654a1bb14a933e9c3_65340a298bb3b37f9192b6a4/scale_2400

  1. Структура сочинения 13.3

                    Сочинение 13.3 состоит из 4 частей (каждая часть — отдельный абзац).

                    1. Вступление. Определение предложенного понятия и комментарий.

                    2. Основная часть. Пример из прочитанного текста + пояснение.

                    3. Пример из жизненного опыта + пояснение.

                    4. Вывод.

Рассмотрим каждый из элементов сочинения более подробно. Сделаем это на основе текста В. Н. Кузнецовой, который начинается словами "Больше всего на свете я ценю дружбу! – воскликнула Марина." (он есть в открытом банке заданий ФИПИ).

Образец написания сочинения 13.3

1. Вступление. Определение + комментарий

         

          В первом абзаце сочинения нужно дать определение понятию (дружба)

          и прокомментировать его (т.е. ответить на ВОПРОС в теме сочинения "Кого мы называем

          настоящим другом?").                             

Например,

Дружба — теплые отношения между людьми, основанные на общих интересах, доверии и взаимовыручке (это определение). На настоящего друга можно положиться в любой ситуации, этот близкий человек всегда выслушает тебя и постарается помочь (это комментарий. ЭТУ  МЫСЛЬ  НАДО  БУДЕТ  ДОКАЗЫВАТЬ  АРГУМЕНТАМИ!!!).

Помните, что написанное в комментарии вам предстоит доказывать аргументами !!!

2. Основная часть. Пример из прочитанного текста + пояснение

          Во втором абзаце нужно привести пример из прочитанного текста. Обратите внимание: этот

          аргумент должен иллюстрировать понятие. Обойтись пересказом текста здесь нельзя!!!

          Нужно указать, как приведенный пример связан с вашим понятием, т.е. ДАТЬ

          ПОЯСНЕНИЕ!!!

Обратимся к тексту В. Н. Кузнецовой. Однажды Светлана Леонидовна упомянула, что в её коллекции сочинений Чарльза Диккенса не хватает одного тома. Тогда она попросила двух близких друзей купить эту книгу, если та им попадётся в букинистическом магазине. Спустя время каждый из товарищей, не сговариваясь, принёс недостающий том Светлане Леонидовне (подтверждение можем найти в предложениях 24, 31) (ЭТО ПРИМЕР  ИЗ ПРОЧИТАННОГО  ТЕКСТА). Эта ситуация показывает, что настоящий друг с вниманием отнесётся к любой просьбе и постарается помочь даже, как выразилась героиня, "в мелочах".(А ЭТО ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРУ)

3. Пример из жизненного опыта + пояснение !!!


          В третьем абзаце приводим пример на указанную тему из жизненного опыта 

УТОЧНЕНИЕ: жизненный опыт – понятие широкое. Это может быть личный опыт самого ученика, его близкого человека, история из жизни знаменитого человека (которую ученик где-то услышал или прочитал), различные факты из истории, пример из фильма или прочитанной книги и т.д.

Крепкие узы связывают Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермиону Грейнджер из серии книг Дж. Роулинг. Ребята — настоящие друзья. Начиная с первого курса обучения, эти герои вместе преодолели множество опасных испытаний. Когда им пришлось играть в магическую шахматную партию, ради победы и достижения общей цели Рон храбро решил пожертвовать своей фигурой, хоть это и могло стоить ему жизни. Герой пошел на такой риск, чтобы помочь своим друзьям в трудной ситуации (это пояснение!!!).

4. Вывод

          В этой части вы подводите итог своим размышлениям. Здесь вы можете снова написать об

          анализируем понятии, напомнить о его значимости, выразить своё мнение.

В заключение отмечу, что дружба — одна из величайших ценностей в жизни каждого человека. Нужно стараться приходить на помощь своим товарищам и не бросать их в трудную минуту.

Всё  сочинение  выглядит  так (подобное сочинение получит максимальный балл)

          Дружба — тёплые отношения между людьми, основанные на общих интересах, доверии и взаимовыручке. На настоящего друга можно положиться в любой ситуации, этот близкий человек всегда выслушает тебя и постарается помочь.

          Обратимся к тексту В. Н. Кузнецовой. Однажды Светлана Леонидовна упомянула, что в её коллекции сочинений Чарльза Диккенса не хватает одного тома. Тогда она попросила двух близких друзей купить эту книгу, если та им попадётся в букинистическом магазине. Спустя время каждый из товарищей, не сговариваясь, принёс недостающий том Светлане Леонидовне (подтверждение можем найти в предложениях 24, 31). Эта ситуация показывает, что настоящий друг с вниманием отнесётся к любой просьбе и постарается помочь даже, как выразилась героиня, "в мелочах".

          Крепкие узы связывают Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермиону Грейнджер из серии книг Дж. Роулинг. Ребята — настоящие друзья. Начиная с первого курса обучения, эти герои вместе преодолели множество опасных испытаний. Когда им пришлось играть в магическую шахматную партию, ради победы и достижения общей цели Рон храбро решил пожертвовать своей фигурой, хоть это и могло стоить ему жизни. Герой пошел на такой риск, чтобы помочь своим друзьям в трудной ситуации.

          В заключение отмечу, что дружба — одна из величайших ценностей в жизни каждого человека. Нужно стараться приходить на помощь своим товарищам и не бросать их в трудную минуту.

Самые распространённые ошибки

  1. Начинать (любое) сочинение со слов "Дружба - ЭТО КОГДА..."  НЕЛЬЗЯ!!!

          Запомните, ваше определение - это предложение, значит, в нём должна быть грамматическая основа. Например, «Дружба — это тёплые отношения между людьми».Здесь основа "дружба - отношения" (подлежащее и сказуемое выражены существительными, ошибки нет).

  1. Несколько слов-помощников для удачного начала сочинения: это отношения, чувство, черта характера, положительное/отрицательное качество человека,  душевное состояние/состояние души,  эмоция, близкий человек;…это способность.../

умение.../стремление.. и т.д (выбирайте то, что подходит больше всего по смыслу в вашем сочинении).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Подготовка к экзамену.Сочинение.Вступление.Приемы, используемые во вступлениях к сочинению.

Вступление к сочинению должно быть очень небольшим-предложения два-три.Ничего лишнего.Время все ценят и разговоры "вокруг да около " не нужны. Итак,вступление должно быть коротким и обязате...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...