Подготовка к ОГЭ (сочинение).
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Данный материал может быть полезен для подготовки к экзамену по русскому языку в 9 классе при работе над сочинением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка № 1. Как писать сочинение 13.3. | 19.85 КБ |
Памятка № 2. Сочинение 13.3. | 21.58 КБ |
Памятка № 3. Сочинение 13.3. | 52.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Структура сочинения-рассуждения 13.3
Что должно быть включено в план написания, какая именно должна быть структура у сочинения?
Для начала определим ваш план работы. Вот вы видите текст. Какие дальнейшие действия?
Структура и план
- 1-й абзац. Тезис. + комментарий
- 2-й абзац. Аргумент 1 + пример + комментарий.
- 3-й абзац. Аргумент 2 + пример + комментарий.
- 4-й абзац. Заключение (по тезису).
Всего 4 абзаца. Но в них очень много важных тонкостей.
Абзацев может быть и 3. Если аргументы получаются небольшими, их можно записать в одном абзаце.
Подробный план написания сочинения 13.3
Часть (абзац) | Содержание | Варианты начала абзацев (словосочетания, предложения) |
1-ый абзац | Тезис (мысль которую надо раскрыть, доказать) Ваша задача: объяснить предложенное понятие. | 1.С риторического вопроса и ответа на него/серии риторических вопросов: поставить 3 вопроса и ответить на них: Что такое смелость? Мне кажется, смелость – это качество, которое характеризуется (проявляется)… (дать определение) Я думаю, что дружба – это отношения между людьми, основанные на уважении, доверии, взаимопонимании, честности. Я считаю, что… Я уверен, что… 2. С именительного падежа темы: Смелость… Как редкого в современном мире можно встретить по-настоящему смелого человека. Любовь… Пожалуй, это одно из самых сильных чувств. Именно ради любви совершаются смелые поступки. 3. С лирического размышления на заданную тему: Когда произносишь слово смелость, то в воображении сразу возникает образ средневекового рыцаря, готового совершить подвиг. Или образ отважного солдата, защитника Родины, готового отдать жизнь во имя победы. Что же такое смелость? Мне кажется, смелость – это… 4. С известного высказывания, цитаты и своего комментария к ней: Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил Ф. М. Достоевский: « Сострадание есть величайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не должен называться человеком, если он не способен на сочувствие, на добрые поступки. Закончить первый абзац необходимо словами: Немало подобных примеров можно найти в русской художественной литературе. Чтобы доказать сказанное, обратимся к русской литературе. Попробую доказать сказанное на конкретных примерах. Для подтверждения своих слов перейду к тексту Ф.И. О. автора. |
2-ой абзац | Аргумент (=доказательство, пример) № 1 (из прочитанного текста). Ваша задача – показать, что в прочитанном тексте есть герой, проявляющий данное качество или испытывающий данное чувство. Необходимо проанализировать его образ в аспекте этого понятия. |
|
3-ий абзац | Аргумент (=доказательство, пример) № 2 (из жизненного опыта). Жизненный опыт – это то, что пережил ты, твои родители, друзья; или то, что с тобой/ними произошло. А также прочитанные когда-то произведения. Ваша задача - привести пример с похожей ситуацией и проанализировать его в аспекте данного понятия. |
|
4-ый абзац | Заключение, вывод. Ваша задача – сделать вывод из сказанного. Помни! Вступление и заключение должны быть родственны друг другу. Заключение – это возвращение к началу, то же самое, но уже другими словами, на другом уровне! |
|
Варианты клише
Клише для сочинения 13.3. ОГЭ по русскому языку (на примере «Человечность – это…») | |
Часть (абзац) | Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) и примеры |
Тезис | -На мой взгляд, человечность - это...(или) -По моему мнению, человечность - это... (или) -Мне кажется, что человечность - это... (или) -Я думаю, что человечность - это... (или) -Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что... |
Аргумент 1 | -Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о... (или) -В тексте Б.Васильев поднимает проблему... В предложении № ... автор говорит о том, что... (или) |
Аргумент 2 | -Своё мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... (или) -В жизни мы часто наблюдаем... (или) -Однажды я был свидетелем события, которое... -Как-то раз... |
Заключение | -Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что... (или) -Таким образом, можно заключить, что... (или) -В заключение я хочу сказать, что... |
Слова-помощники для удачного начала сочинения:
….это отношение…
….это чувство …
….это черта характера…..
….это положительное/отрицательное качество человека….
….это душевное состояние/состояние души…
….это эмоция….
….это близкий человек..…
….это способность.../умение.../стремление.. и т.д
(выбирайте то, что подходит больше всего по смыслу
в вашем сочинении).
Предварительный просмотр:
Этапы работы над сочинением 13.3 ОГЭ
1. Внимательно перечитай исходный текст.
2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? (Человечность? Доброта? Мужество? Героизм?).
3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике.
4. Подбери материал для первого аргумента:
— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;
— помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм…) в
конкретном случае;
— необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;
— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься;
5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента:
— вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;
— запиши свои воспоминания, но обрати внимание на то, что это должен быть не только пересказ («Друг сказал…», «Он сделал…»), но и анализ (почему было сделано!);
— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…
6. И, конечно же, не забудь о выводе. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.
СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ
1 абзац – толкование понятия, предложенного для размышления + КОММЕНТАРИЙ
2 абзац – аргумент из исходного текста + аргумент из жизненного опыта;
3 абзац – вывод.
ЛИБО
1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления + КОММЕНТАРИЙ
2 абзац – аргумент из исходного текста;
3 абзац – аргумент из жизненного опыта;
4 абзац – вывод.
Аргументы можно разбить на два разных абзаца, если доказательства получаются достаточно объёмными.
Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию
СОЧИНЕНИЕ 13.3 (ОГЭ)
Вопрос | Ответ | Пример |
Как начать? | Дать толкование слова. | Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. |
Сострадание – это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся. | ||
Начать с вопроса и ответа на данный вопрос | Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту. | |
Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия | Современный мир, к сожалению, наполнен злобой и агрессией, поэтому люди должны быть внимательнее и добрее друг к другу. Мне кажется, поэтому человечность, то есть доброжелательное, уважительное и терпимое отношение к людям, так нужна сегодня. | |
Начать с чьего - либо высказывания и его комментирования | Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не может называться человеком, если не способен на добрые поступки, на сочувствие… | |
Что такое человечность? На этот вопрос очень точно ответил немецкий философ Иммануил Кант: «Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей». Лучше и не скажешь. | ||
Что такое доброта? Чтобы ответить на этот вопрос, обращусь к словам Генри Дейвида, который сказал: «Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает». Действительно, такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям. | ||
Как связать вступление и аргументы? | Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями | Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения. |
Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта. | ||
Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия. | ||
Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту. | ||
В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни. | ||
Как ввести в сочинение аргументы? | Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится. Возможно, что ты придумаешь что-то своё. | Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…) Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни. |
Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитан- ном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…. Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о случае из своей жизни. | ||
Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что… Аргумент 2: В подтверждение того, как я понимаю слово «человечность», приведу пример из жизни. | ||
Аргумент 1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста. Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт. | ||
Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте? | 1. Это обобщение каких-то жизненных фактов: - жизненная история, произошедшая с тобой; - жизненная история, произошедшая с твоим другом; - жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми. 2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме. 3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема. 4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь. 5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе теме. В таком случае, его необходимо процитировать. | |
Как завершить сочинение? | Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы. | Думаю, мы убедились, что человечность – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. |
Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше. | ||
Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра и милосердия. | ||
Всё сказанное убеждает нас в том, что … | ||
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: человечность необходима в современном мире, потому что… | ||
Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше. |
Предварительный просмотр:
Образец написания сочинение 13.3
- Формулировка задания. Её нужно читать очень внимательно, ведь здесь уже прописан план вашего будущего сочинения.
- Структура сочинения 13.3
Сочинение 13.3 состоит из 4 частей (каждая часть — отдельный абзац).
1. Вступление. Определение предложенного понятия и комментарий.
2. Основная часть. Пример из прочитанного текста + пояснение.
3. Пример из жизненного опыта + пояснение.
4. Вывод.
Рассмотрим каждый из элементов сочинения более подробно. Сделаем это на основе текста В. Н. Кузнецовой, который начинается словами "Больше всего на свете я ценю дружбу! – воскликнула Марина." (он есть в открытом банке заданий ФИПИ).
Образец написания сочинения 13.3
1. Вступление. Определение + комментарий
В первом абзаце сочинения нужно дать определение понятию (дружба)
и прокомментировать его (т.е. ответить на ВОПРОС в теме сочинения "Кого мы называем
настоящим другом?").
Например,
Дружба — теплые отношения между людьми, основанные на общих интересах, доверии и взаимовыручке (это определение). На настоящего друга можно положиться в любой ситуации, этот близкий человек всегда выслушает тебя и постарается помочь (это комментарий. ЭТУ МЫСЛЬ НАДО БУДЕТ ДОКАЗЫВАТЬ АРГУМЕНТАМИ!!!).
Помните, что написанное в комментарии вам предстоит доказывать аргументами !!!
2. Основная часть. Пример из прочитанного текста + пояснение
Во втором абзаце нужно привести пример из прочитанного текста. Обратите внимание: этот
аргумент должен иллюстрировать понятие. Обойтись пересказом текста здесь нельзя!!!
Нужно указать, как приведенный пример связан с вашим понятием, т.е. ДАТЬ
ПОЯСНЕНИЕ!!!
Обратимся к тексту В. Н. Кузнецовой. Однажды Светлана Леонидовна упомянула, что в её коллекции сочинений Чарльза Диккенса не хватает одного тома. Тогда она попросила двух близких друзей купить эту книгу, если та им попадётся в букинистическом магазине. Спустя время каждый из товарищей, не сговариваясь, принёс недостающий том Светлане Леонидовне (подтверждение можем найти в предложениях 24, 31) (ЭТО ПРИМЕР ИЗ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА). Эта ситуация показывает, что настоящий друг с вниманием отнесётся к любой просьбе и постарается помочь даже, как выразилась героиня, "в мелочах".(А ЭТО ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРУ)
3. Пример из жизненного опыта + пояснение !!!
В третьем абзаце приводим пример на указанную тему из жизненного опыта.
УТОЧНЕНИЕ: жизненный опыт – понятие широкое. Это может быть личный опыт самого ученика, его близкого человека, история из жизни знаменитого человека (которую ученик где-то услышал или прочитал), различные факты из истории, пример из фильма или прочитанной книги и т.д.
Крепкие узы связывают Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермиону Грейнджер из серии книг Дж. Роулинг. Ребята — настоящие друзья. Начиная с первого курса обучения, эти герои вместе преодолели множество опасных испытаний. Когда им пришлось играть в магическую шахматную партию, ради победы и достижения общей цели Рон храбро решил пожертвовать своей фигурой, хоть это и могло стоить ему жизни. Герой пошел на такой риск, чтобы помочь своим друзьям в трудной ситуации (это пояснение!!!).
4. Вывод
В этой части вы подводите итог своим размышлениям. Здесь вы можете снова написать об
анализируем понятии, напомнить о его значимости, выразить своё мнение.
В заключение отмечу, что дружба — одна из величайших ценностей в жизни каждого человека. Нужно стараться приходить на помощь своим товарищам и не бросать их в трудную минуту.
Всё сочинение выглядит так (подобное сочинение получит максимальный балл)
Дружба — тёплые отношения между людьми, основанные на общих интересах, доверии и взаимовыручке. На настоящего друга можно положиться в любой ситуации, этот близкий человек всегда выслушает тебя и постарается помочь.
Обратимся к тексту В. Н. Кузнецовой. Однажды Светлана Леонидовна упомянула, что в её коллекции сочинений Чарльза Диккенса не хватает одного тома. Тогда она попросила двух близких друзей купить эту книгу, если та им попадётся в букинистическом магазине. Спустя время каждый из товарищей, не сговариваясь, принёс недостающий том Светлане Леонидовне (подтверждение можем найти в предложениях 24, 31). Эта ситуация показывает, что настоящий друг с вниманием отнесётся к любой просьбе и постарается помочь даже, как выразилась героиня, "в мелочах".
Крепкие узы связывают Гарри Поттера, Рона Уизли и Гермиону Грейнджер из серии книг Дж. Роулинг. Ребята — настоящие друзья. Начиная с первого курса обучения, эти герои вместе преодолели множество опасных испытаний. Когда им пришлось играть в магическую шахматную партию, ради победы и достижения общей цели Рон храбро решил пожертвовать своей фигурой, хоть это и могло стоить ему жизни. Герой пошел на такой риск, чтобы помочь своим друзьям в трудной ситуации.
В заключение отмечу, что дружба — одна из величайших ценностей в жизни каждого человека. Нужно стараться приходить на помощь своим товарищам и не бросать их в трудную минуту.
Самые распространённые ошибки
- Начинать (любое) сочинение со слов "Дружба - ЭТО КОГДА..." НЕЛЬЗЯ!!!
Запомните, ваше определение - это предложение, значит, в нём должна быть грамматическая основа. Например, «Дружба — это тёплые отношения между людьми».Здесь основа "дружба - отношения" (подлежащее и сказуемое выражены существительными, ошибки нет).
- Несколько слов-помощников для удачного начала сочинения: это отношения, чувство, черта характера, положительное/отрицательное качество человека, душевное состояние/состояние души, эмоция, близкий человек;…это способность.../
умение.../стремление.. и т.д (выбирайте то, что подходит больше всего по смыслу в вашем сочинении).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Подготовка к ГИА, Сочинение : «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» и сочинение "Язык и общество" (по выражению Джонатана Свифта)
Сочинения дляучащихся 9 классов по данным выражениям....
Подготовка к экзамену.Сочинение.Вступление.Приемы, используемые во вступлениях к сочинению.
Вступление к сочинению должно быть очень небольшим-предложения два-три.Ничего лишнего.Время все ценят и разговоры "вокруг да около " не нужны. Итак,вступление должно быть коротким и обязате...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению для участников итогового сочинения
Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению...