Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
статья по русскому языку (5, 6 класс)

Рябчикова Ольга Васильевна

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.

Работая над формированием функциональной грамотности учащихся, в своей работе я опираюсь как на традиционные методы обучения, так и на новые технологии. Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль, так как это позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок приносит не только радость,но и пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.

Я согласна со словами В.А. Сухомлинского, который сказал «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы, сорвав цветок, не уронить каплю».

На уроках русского языка и литературы я использую различные методы и приёмы , которые способствуют развитию творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Проблема формирования функциональной грамотности школьников приобрела в последние годы особенную актуальность и значимость. Часто уровень сформированности функциональной грамотности определяют как индикатор общественного благополучия. С первых шагов школьного обучения деятельность детей становится общественно значимой и общественно оцениваемой. Именно со школой связан наиболее интенсивный и личностно значимый для каждого обучающегося этап становления его функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функциональная грамотность включает грамотность в чтении и письме, математическую и юридическую грамотность, грамотность в вопросах здоровья и семейной жизни, естественных науках. При этом важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую информацию, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности. Особое внимание уделяется возможностям для саморазвития и самообразования.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность  – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление – это умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их. Это способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями понимаются способности:
  • критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
  • осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
  • вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

На уроках русского языка и литературы мы формируем не только читательскую, но и языковую ФГ.

 Читательская функциональная грамотность - способность человека понимать текст, использовать информацию из текста, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Языковая функциональная грамотность – это владение нормативным, эстетическим и этическим аспектами культуры речи.

Сформированность языковой  функциональной  грамотности проявляется в:

– умении пользоваться фактами языка для реализации целей общения;

– соблюдении норм современного русского языка (орфоэпических, морфологических, словообразовательных, лексических, синтаксических и стилистических);

– соблюдении этикетных норм, правил речевого поведения, характерных для конкретных социальных условий, регулирующих употребление тех или иных речевых единиц;

– умении с помощью языковых средств грамотно выражать собственные мысли, решать конфликты с помощью слова;

– умении работать с лингвистической информацией, применять полученные знания в жизни.

 Добиться вышеперечисленных результатов поможет учителю использование современных инновационных технологий, которые позволят обучающимся саморазвиваться, самосовершенствоваться, самореализоваться путём осмысленного и деятельного усвоения нoвого социального опыта.

Приемы для формирования функциональной грамотности.

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.  

На уроках русского языка и литературы  используются  различные методы и приёмы , которые способствуют  развитию творческой активности, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Приём «Отсроченная отгадка»

Универсальный приём , направленный на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Формирует:

-умение анализировать и сопоставлять факты;

-умение определять противоречие;

-умение находить решение имеющимися ресурсами.

1 вариант приема. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

2 вариант приема. Загадку (удивительный факт) дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.  

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать прием: «Верные – неверные утверждения». Используя приём «Верные-неверные утверждения», предлагают  ученикам несколько утверждений по ещё не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии необходимо возвратиться  к  этому приёму, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Приём «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

На уроке детям предлагается  составить  таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал». К последней графе нашей таблицы возвращаются  уже в конце урока.

Приём «Бортовой журнал». Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Известная информация и предположения в первой графе, а во второй – новая информация.

Приём «Диктант на засыпку». Подобные тематические диктанты комплексно проверяют усвоение знаний по какому-либо разделу орфографии. 

Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла используется прием: «Чтение с остановками».  

Прием «Ассоциаций»  (Технология развития критического мышления). Развивает образное мышление, память, логику, речь. Учащимся необходимо назвать ассоциации по слову, которое написано на карточке.

Пример: урок в 6 классе. А.С.Пушкин. Стихотворение «Узник».

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «узник»?

Составим кластер на доске и в тетради.

- Какое настроение передают ваши ассоциации?

Приём «Синквейн» (Технология развития критического мышления)

Синквейн – самая лёгкая форма стихотворения по алгоритму. Данный приём помогает выразить свои мысли кратко и точно. Иногда его применяю на обоих этапах сразу.

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

Например, при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в 5 классе .Таким образом, нам становится  известна ключевая идея  – упорство и мужество всегда побеждают.

Приём «Незаконченные предложения»

1. На уроке русского языка я испытываю такие чувства, как…..

2. Я думаю, что уроки русского языка проходят……

3. Больше всего на уроках русского языка я люблю….

4. Мне не очень нравится……

5. Если бы я был учителем русского языка, я бы …..

Рефлексия осуществляется на разных этапах урока. На завершающем этапе можно спросить: Какие трудности встретились, Что нового узнали на уроке? Как эти знания можно использовать в жизни? (приём «Фантазёр»). 

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования функциональной грамотности  имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. Типы домашнего задания:

•        творческая работа

•        лингвистическое исследование текста

•        подготовка иллюстраций к литературным произведениям

•        рисование обложек к литературным произведениям

•        художественное чтение

•        инсценировка художественного произведения

•        создание самостоятельных литературных произведений различных жанров

•        продолжение неоконченных произведений

•        наблюдение за природой

•        составление вопросника к зачету по теме

•        составление конспекта, опорных таблиц

•        письмо по памяти. Такие домашние задания помогают избегать однообразия  в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, иллюстратора,  педагога.

 Инновационные технологии делают урок интересным, ярким; помогают учителю увлечь ребят своим предметом, создают на уроке ситуацию успеха для ученика.  Важно не в готовом виде давать знания учащимся, а добывать их в совместной работе.

Источники:

  1. https://sosh6ugansk.gosuslugi.ru/roditelyam-i-uchenikam/funktsionalnaya-gramotnost/
  2. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2022/12/12/formirovanie-yazykovoy-funktsionalnoy-gramotnosti-na-urokah
  3. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/11/03/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-priemy-i-metody


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...

Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".

Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Определение функциональной грамотности, виды. Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности. Требования ФГОС к читательской грамотности. Группы читательских действий, примеры у...

Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Выступление на педсовете "Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" (презентация и текст к ней) помогут учителям разнообразить ...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. Методы и приемы( из опыта работы).

Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно...