Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. Методы и приемы( из опыта работы).
статья по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Ганьшина Люсиена Михайловна

 Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы. Методы и приемы (методический материал из опыта работы)

 Одна из важнейших задач современной школы - формирование функционально грамотных людей. Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у учащихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Поэтому обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.

 Как этого достигнуть? И что означает термин «функциональная грамотность»?

  Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Найти свое место в жизни, реализоваться.

 Функциональная грамотность - умение использовать полученные знания для решения жизненных задач.

 Компонентами функциональной грамотности являются:

• знание сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

• умение адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

• готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

 

 Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время.

 Я считаю, что для формирования функциональной грамотности нужно использовать проблемное обучение на уроках русского языка и литературы.

 

 Использование проблемных заданий на уроках русского языка и литературы позволяет развивать такие качества личности, как находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям.

 При проблемном обучении можно использовать индивидуальную, парную, групповую формы работы, чтобы одновременно выдвигать и проверять несколько гипотез. Технология проблемного обучения применима практически на уроках всех типов. Формы уроков могут быть разнообразными. За свою профессиональную деятельность каждый учитель отбирает  приемы, которые позволяют создать проблемную ситуацию на уроках русского языка и литературы.

Например, при изучении темы «Ударение» в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография» (Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений) можно использовать следующий приём.

 На доске записаны слова: полки, пропасть, кружки, стрелки, атлас, хлопок, мука, плачу. Учитель просит в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – ударение падает на второй слог. Обучающиеся зачитывают свои ответы. Они понимают, что вариантов много и теряются в своих догадках. Учитель предлагает обратиться к словарю. Обучающиеся приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и любой из вариантов был правильным.

 Постановка проблемы. Прием: столкновение мнений.

У доски два ученика записывают слова под диктовку:  грузчик, резчик, заказчик, сменщица, закройщица, переводчица, выдумщица.

- Вы записали слова по-разному. Почему  так вышло? Что мы не знаем? (побуждение к формулировке проблемы). Значит, какая будет тема урока?

 

 При повторении темы «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи» (5,6, 7 класс) можно использовать следующий прием.

Запишите в своих тетрадях слова «фальшь», тушь(для ресниц), туш(марш), хорош, спишь, уж, настежь, замуж, свеж, прячь, идешь, беречь, стричь, режь, молодежь.

Проверяем получившиеся ответы. Возникло несколько вариантов написания.

- Проверьте себя по образцу.

− Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно записать слова.)

 Следующий шаг  - разобраться в затруднениях.

Этап выявления места и причины затруднения.

− В чем затруднение? Почему оно возникло? Не все смогли правильно записать слова. У нас нет правила для определения, когда нужно писать мягкий знак после шипящих, а когда - нет.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в словах разных частей речи после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).

- Сформулируйте тему нашего урока? (Мягкий знак после шипящих в разных частях речи).

 Прием постановки ключевого вопроса урока. Можно использовать на уроках литературы.

Кем легче быть: Чацким или Молчалиным? Почему?

Чем интересен  или неинтересен современному читателю роман «Война и  мир»?

Кабаниха: заботливая мать или бездушный тиран?

Упрек или защита революции слышится в поэме А.Блока «Двенадцать»?

 Проблемный вопрос содержит, как правило, сложность, противоречие, заставляет задуматься ученика. Чаще проблемные вопросы имеют альтернативную форму «или-или»: Кому легче построить карьеру: Чацкому или Молчалину? (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

 Проблемный вопрос вызывает интерес у учащихся, заставляет обратиться не только к художественному произведению, но и к критическим статьям, посвященным его анализу.

Постановка проблемного вопроса и сочетание его с вопросами, требующими

 осмысленного воспроизведения материала, необходимы на всех этапах изучения литературного произведения в школе: и для выяснения читательского восприятия на вступительных занятиях, и в процессе самого разбора, и на заключительных занятиях.

 

 Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.  

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 

 Здесь важно научить учащихся не только быстро, но и вдумчиво, внимательно, осмысленно читать различные тексты.

Необходимо работать как с текстами художественных произведений, так и  с нестандартными текстами (реклама, афиши, упаковки товаров и т.д.).

Можно использовать такие приемы, как «Чтение наоборот», «Сплошной текст», «Текст с наложением» (какие-то мелкие детали, картинки мешают читать текст; идет формирование внимательности, наблюдательности, вдумчивости), «Отгадай ребус». (Ре́бус — загадка, в которой разгадываемые слова представлены в виде рисунков в сочетании с буквами, цифрами и другими знаками). Этим приемы можно использовать в среднем звене.

 В старших классах на уроках литературы идет целенаправленная  работа с художественным текстом. Как можно применять приемы здесь? После записи темы урока можно попросить учащихся

  • Записать  в тетрадь ассоциативные цепочки , связанные с данной темой;
  • Задать вопросы автору или  одному из героев;
  • Записать вопросы, которые возникли при чтении текста дома.

Данные приемы можно использовать учителям разных учебных дисциплин, дополняя своими находками. Таким образом, каждый педагог будет способствовать развитию функциональной грамотности школьников, готовить их к самостоятельной жизни, жизни в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...

Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".

Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...

Формирование языковой функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы: эффективные технологии, приемы и методические находки

В сентябре 2022 года в силу вступили новые федеральные образовательные стандарты для начальной и основной школы (1,5 классы). В новых стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности ка...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Определение функциональной грамотности, виды. Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности. Требования ФГОС к читательской грамотности. Группы читательских действий, примеры у...

Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

Выступление на педсовете "Деятельностный подход при формировании функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" (презентация и текст к ней) помогут учителям разнообразить ...

Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Формирование грамотного письма - одна из самых сложных задач. Но именно она обозначена как важнейшая программная установка при формировании функционально грамотной личности.Работая над формированием ф...