Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
план-конспект урока по литературе

   Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания, владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку функциональная грамотность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности

на уроках русского языка и литературы.

Учитель МБОУ ВСОШ №2 при ФКУ ИК-1  

Доржиева Э.Л.

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации и внедрении приемов развития функциональной грамотности (ФГ) на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

• продемонстрировать коллегам эффективные методы и приемы работы по развитию ФГ на уроке русского языка;

• прокомментировать эффективность применения данных приемов.

В современном мире, где социум и экономика в обществе развиваются со стремительной скоростью, необходимы люди, которые способны к большим достижениям. На сегодняшний день главными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни.

Если раньше на уроках учитель старался уделять внимание систематизации изученного материала, формированию основных навыков, орфографической зоркости, то теперь, в рамках обновления содержания образования, на уроке нельзя ограничиваться академическими целями. Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания, владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку функциональная грамотность. Замечательные слова Яна Аммоса Каменского как нельзя лучше отражают суть функциональной грамотности: «Для жизни, а не для школы мы учимся».

Глобальные процессы информатизации общества, увеличение с каждым годом количества текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости переработки поставили теоретиков и практиков образования перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтения. Ведь что греха таить, наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией.

Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное, уметь понимать, использовать и оценивать тексты.   Обучающиеся должны опираться на чтение, как на необходимый вид учебной деятельности для того, чтобы сформировать специальные читательские умения, которые необходимы для полной работы с текстами: понимать текст, определять тему и главную мысль, находить нужную информация в различных литературах, сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте. Поэтому читательская грамотность является основой основ любого вида функциональной грамотности.

Писатель А. Н. Толстой  говорил: «Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку. Читать должно быть интересно». С этими словами трудно не согласиться! Поэтому для поднятия интереса учащихся к своим предметам,  я часто использую приёмы и методы игровой технологии, технологии критического мышления.

Приём «Кластер»

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.

Этапы работы над кластером:

1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» темы.

2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)

3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

Для примера возьмём повесть Н.В.Гоголя «Шинель».

–Итак, главный герой повести – А.А.Башмачников. Чтобы детально рассмотреть его образ, мы обратимся к приёму кластер.

Способы характеристики героя напишем в центре кластера.

- Как вы думаете, что может характеризовать героя? (Имя, портрет, семья, речь героя…) Способы характеристики будем вписывать в кластер (по ходу работы будем вносить дополнения в грозди кластера).

Имя - АКАКИЙ – смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный.( По народному представлению, имя – это судьба. И когда его нарекли Акакием Акакиевичем, судьба его была предрешена).

 - А о чём говорит фамилия «Башмачкин»? (Фамилия эта говорит о скромном происхождении героя повести, совершенно не дворянском. Башмачников-от слова «башмак», что-то незначительное, непримечательное, совершенно лишённое поэзии. Герой повести даже не “Башмаков”, в фамилии Башмачкин нет солидности, силы, твёрдости характера, кажется, что человек, наделенный такой фамилией, какой -то мягкий, маленький, беззащитный).

Портрет:  «..низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам…»

Почему, давая характеристику герою, автор  употребляет неопределённые местоимения и прилагательные с суффиксом оват-еват? (Они подчёркивают ощущение нечёткости, неясности, отсутствие чего-то выдающегося, запоминающего).

Вывод: невзрачен, неказист.

Речь: - «Изъяснялся большей частью предлогами, наречиями, … частицами…)

Вывод: косноязычен, не умеет говорить, неуверенный в себе человек.

Справка. Косноязычие - невнятное, неправильное произношение, расстройство речи.

Приём «Синквейн»

Синквейн - это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Этот прием, позволяет развивать способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии.

Правила написания синквейна:

1 строка - Существительное – тема синквейна (объект)

2 строка - 2 прилагательных описывающие признаки и свойства объекта

3 строка - 3 глагола– действия, совершаемые объектом

4 строка - Предложение – отношение автора к объекту

5 строка - Синоним к первой строчке – суть объекта

По теме: Н.В.Гоголь. Повесть «Шинель»

А.А.Башмачкин

Спокойный, безобидный

Мучается, терпит, страдает

Живёт в своём мире

Жертва

По теме «Октябрьская революция глазами поэтов начала 20 века»

Задание: Составить по 2 синквейна со словом революция, передающие отношение к октябрьской революции поэтов, представляющих советскую литературу и литературу русского зарубежья (эмигрантскую)

1.Отношение к октябрьской революции поэтов, представляющих советскую литературу

Революция

 Справедливая, благословенная

 Свергает, восхваляет, преобразует

 Крушение старого мира, , построение нового общества;

 Праздник

 2. Отношение к октябрьской революции поэтов, представляющих литературу русского зарубежья (эмигрантскую литературу)

 Революция

 Кровавая, разрушительная, роковая

Свергает, убивает, уничтожает

Резкое неприятие революционных событий

Катастрофа

Прием «Чтение с остановками»

       Материалом для использования приема «Чтение с остановками» служит повествовательный текст. Особенность данного анализа в том, что текст не знаком учащимся до урока. Произведение делится учителем на части, намечаются остановки. После знакомства с каждой частью, остальная часть закрывается (не показывается) и учитель использует прием прогнозирования. Непременное условие для использования данного приема - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий.

Данный прием имеет следующий алгоритм работы:

1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе учащиес должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. На данной стадии (этап усвоения новых знаний) учащимся предлагается текст, разбитый на части. После знакомства с содержанием каждой части, происходит активное обсуждение и прогнозирования дальнейшего развития сюжета. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»

3 стадия – рефлексия (закрепление полученных знаний) На этой стадии текст опять представляет единое целое (выявляется часть темы урока, закрытая ранее, идея произведения, определяются результаты прогнозирования). Формы работы с учащимися могут быть различными: беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы (можно использовать такие приёмы, как составление кластера, синквейна).

Основная задача, которая стоит перед учителем, решившим использовать прием «чтение с остановками», - это развитие творческого мышления и воображения учащихся, а также развитие их речи. Суть данного приема как раз и заключается в том, чтобы побудить учащихся размышлять, фантазировать, высказывать свою точку зрения, свои предположения, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции).

В современных общеобразовательных стандартах перед каждым учителем стоит задача, не преподносить знания обучающим, а создавать такие условия, чтобы обучающий самостоятельно добывал знания. Поэтому на уроках русского языка я использую такие приемы, как «Отсроченная отгадка», «Удивляй!», «Да или нет», «Третий лишний» и другие.

Прием «Отсроченная отгадка»

До объявления темы предлагаю ученикам необычный факт, иллюстрацию, пословицы и т.д., которые показывают тему урока, но не называют ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь. В технологии проблемного обучения «Отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

Например, при изучении темы «Текст. Признаки текста» урок начинаю с вопроса:

- Что общего между предметами, изображенными на слайде? (Мы видим разную ткань, оформленную в рулоны, и книгу с напечатанным текстом).

(В тексте все слова и предложения, как нити ткани, связаны в единое целое. Если из куска ткани вынуть хоть одну ниточку, то ткань испортится. Так и любой текст. Потеряв одно или несколько предложений, текст может потерять смысл).

- Предположите, что станет на уроке предметом нашего разговора?  (Текст)

(Слово ТЕКСТ произошло от латинского слова, означает «ткань, единство» (т.е. словесное единство).

- Что можно исследовать и анализировать в тексте? 

(Законы построения текста, как связан текст, признаки текста и т.д.)

Прием «Удивляй!»

Удивление активизирует мыслительную деятельность ученика. Данный прием лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Например, учащиеся знают, что корень - главная значимая часть слова, без корня слов не бывает… И вдруг, начиная урок, учитель говорит:

- А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня? (вынуть)

-Верите, что корень может состоять из одной только буквы? (обуть)

«Третий лишний»

Необходимо найти слово, которое не соответствует определённому правилу, части речи и т. д.

Например: Приближается, подниматься, сомневается

Помочь, прилечь, дочь

Не буду, не смогу, недоумеваю

«Цифровой диктант»

Данный прием на уроке позволяет обучающим сразу же включиться в активную познавательную деятельность, закрепить ранее приобретенные базовые знания, которые необходимо помнить для понимания новой темы. Этот вид работы позволяет мне развивать у обучающихся скорость реакции, непроизвольное внимание, формировать умение не только слушать, но и слышать задания, быть независимым от мнения других.

Задание: записать номера тех предложений, в которых встречаются однородные члены.

1. На краю города были построены красивые кирпичные дома.

2. Мы могли пойти или купаться, или играть в футбол, или собирать землянику

3. Мал золотник, да дорог.

4. Недалеко от деревни, прижавшись друг к другу, росли высокие зеленые ели.

5. В живом уголке школы жили не только ежи, но и морские свинки.

Подобные приёмы активизируют познавательную деятельность обучающихся, что помогает им быстро включиться в работу, у учеников развиваются мыслительные навыки, которые необходимы не только в учебе, но и в повседневной жизни: уметь принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Считаю, что эффективное использование данных приемов на уроках русского языка и литературы развивает функциональную грамотность учащихся. Ведь мы, учителя, преследуем главную цель обучения, определенную ФГОС - развитие и воспитание ученика, умеющего обучаться, знающего, как использовать информацию в нужных целях; взаимодействовать с другими людьми и обладать целым рядом компетенций, способного жить и действовать в условиях быстро меняющегося мира.

Свое выступление позвольте закончить словами Колина Тернера: «Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо».

Литература

1.Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. №5. 2007.

2.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

3.Учебно-методический комплекс по формированию функциональной грамотности «ПРОтекст» / под общей ред. Т.П. Кибальник, И.В. Муштавинской, М.Ю. Обуховой. – СПб.: ГБОУ гимназия № 171, 2019.

4.Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Формирование ОУН на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы.

Представлен отчёт учителя о своей работе по формированию общеучебных умений и навыков у учащихся....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена формированию УУД на уроках русского языка и литературы...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ

Формирование УУД средствами информационных технологий  является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информ...

Работа по формированию УУД на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем учитель имеет дело ежедневно, это то, что ему понятно. Поэтому есть смысл сначала рассмотреть урок с позиции требований стандарта второго поколения ...

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы с применением элементов технологии РКМ

Педагогический опыт формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы при помощи приемов технологии развития критического мышления....