Урок-сказка «Имя существительное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель урока: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, закрепить знания о категории рода и числа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-skazka.docx | 93.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-сказка
«Имя существительное»
5 класс
Автор Масленникова Елена Петровна, учитель русского языка и литературы
Урок-сказка в 5-м классе по теме: «Имя существительное».
Цели и задачи урока:
- Обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, закрепить знания о категории рода и числа;
- Способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти; слуховой грамотности.
- Воспитывать интерес к русскому языку, к его устному народному творчеству;
- Создать атмосферу сказочности, развивать дух соревнования, способствовать эстетическому воспитанию детей.
Программа: АООП, вариант 7.2
Оформление урока:
- презентация с иллюстрациями к сказке «Царевна-лягушка» и отдельными заданиями;
- на доске записаны имена собственные:
- Иван-царевич,
- Баба-Яга,
- Василиса Премудрая,
- Кощей Бессмертный;
- ребусы – имена существительные.
Ход урока
І. Вступительное слово учителя
- Сегодня мы вспомним русскую народную сказку «Царевна-лягушка». Назовите ее героев.
- К какому типу сказок она относится? По каким законам строятся волшебные сказки?
- Что произошло, когда Иван-царевич сжег лягушечью кожу?
- Наша сказка тоже волшебная, и в ней мы встретимся с трудностями. Путь Ивана-царевича будет проходить через волшебный лес, хозяином которого является Имя существительное. Без вашей помощи нашему герою с ним не справиться.
- А что вы знаете об имени существительном?
ІІ. Путешествие по сказочному лесу (презентация)
1. Старичок, который подарил Ивану-царевичу волшебный клубок, дал ему три совета.
Задание. Записать предложения, подчеркнуть существительные как члены предложения.
Слезами горю не поможешь.
Риск – благородное дело.
Волков бояться – в лес не ходить.
2. Катится клубочек по тропинке. Вдруг выходит навстречу Ивану медведь.
Определите, к какому склонению относится существительное медведь, тогда он поможет герою. Для этого нам надо вспомнить, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонению.
Задание. Рассмотреть иллюстрацию, на которой изображен медведь, записать имена существительные, определить их склонение.
3. Покатился клубок дальше. Смотрит Иван-царевич: летит селезень.
Задумался он: какое существительное селезень: собственное или нарицательное? Давайте и мы вспомним, какие существительные называются собственными и нарицательными. Какие особенности есть в написании имен собственных?
Задание-игра. «Я знаю 5 имен …». Записать пять: имен сказочных героев; названий волшебных вещей; названий русских народных сказок.
4. Пошел Иван-царевич дальше, встретился ему заяц:
- Если хочешь, я помогу тебе. Только сначала скажи, какое существительное заяц: одушевленное или неодушевленное?
Задание. Распределить существительные в две колонки: одушевленные и неодушевленные.
Заяц, клубок, царь, тропинка, сундук, Кощей, сыновья, Иван, медведь, игла, дуб, избушка, лягушка.
5. Отправился Иван-царевич дальше. Видит: из реки щука выглядывает.
Щука умной оказалась, загадки стала загадывать.
Задание.
І вариант: Отгадать ребусы и записать имена существительные, обозначить в них изученные орфограммы.
ІІ вариант: определить, к какому правилу относятся существительные, записанные на доске. Составить с ними 4-5 предложений, обозначить орфограмму:
Ш..в
ш..рох
ш..мпол
крыж..вник
капюш..н
6. А Иван-царевич продолжил свой путь. Видит: перед ним избушка, а в ней сидит Баба-Яга.
Она-то и рассказала Ивану-царевичу, как победить Кощея Бессмертного и где найти его смерть. Только сначала проверила, как Иван-царевич знает падежи имен существительных и вопросы к ним. А вы знаете?
Задание. Выписать из рассказа Бабы-Яги существительные, выделить их окончания, определить падеж.
Трудно добыть смерть Кощея. Та игла - в яйце, яйцо - в утке, утка - в зайце. Заяц сидит в сундуке, а сундук висит на могучем дубе.
7. Бросился Иван-царевич к заветному дубу.
Висит на том дубе сундук, а на нем надпись:
В этом сундуке Кощей прячет свою смерть.
Задание. Произвести синтаксический разбор данного предложения и морфологический разбор одного существительного (на выбор).
8. Чем же закончится наша сказка? Сможет ли Иван-царевич найти Василису Премудрую и одолеть Кощея Бессмертного? Ответ на этот вопрос нам даст имя существительное. Отгадайте его.
Корень тот же, что в слове победный. Первый суффикс – из глагола вылечить, второй – последний в слове преподаватель.
(Победитель)
ІІІ. Подведение итогов урока
Учитель. И в нашей сказке Иван-царевич оказался победителем. И помогли ему вы.
А для чего нужны нам имена существительные?
Оценка за урок будет выставлена с учетом выполнения самостоятельной работы в тетради.
IV. Домашнее задание
Написать мини-рассуждение на тему «Если бы имена существительные исчезли из речи…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-сказка. Тема "Сказка про Ивана-царевича и деление обыкновенных дробей"
Главные задачи этого урока: познакомить с правилом деления обыкновенных дробей и научить выполненять деление.Вырабатывать навык хорошего счета.Формировать интерес к математике, развивать воображение, ...
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...
Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....
Обобщение по теме «Существительное»6 класс (УРОК- СКАЗКА)
Обобщение по теме «Существительное»6 класс (УРОК- СКАЗКА) 6 классОбобщение по теме «Существительное»...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....
Урок - сказка «Кто любит слушать сказки…» (Урок русской литературы, 5 класс)
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Сказки»Задачи: 1. Активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся.2. Разв...
Урок-сказка "Род имени существительного"
Данный урок представляет полностью авторский продукт. Это филологическая сказка, построенная на основе литературы абсурда "Алиса в стране чудес" Л. Кэрролл. В ходе импровизированного путешес...