Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Тема урока: гласные в приставках пре и при.
Класс: 6
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках пре и при
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._pre._pri.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Тема урока: гласные в приставках пре и при.
Класс: 6
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках пре и при
Задачи урока:
- Образовательные:
- выявить условия выбора гласных е – и в приставках пре и при;
- формировать навык написания приставок пре и при;
- повторить морфемный разбор слов;
- развить умение формулировать определение понятий;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические и умения.
- Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
- развитие умения формулировать проблему;
- развитие умения групповой и парной работы.
- Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД:
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Основные понятия: приставка, морфема
Ресурсы: 1) М.Т.Баранов., Т.А.Ладыженская. Русский язык. Учебник для 6-го класса основной школы. М.: Просвещение, 2013.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- доска
Структура урока:
- Организационный этап.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности.
- Построение проекта выхода из затруднения и его реализация
- Первичное закрепление во внешней речи
- Промежуточная рефлексия
- Физкультминутка
- Самостоятельная работа с самопроверкой
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия), выставление оценок за урок.
- Информация о домашнем задании (комментирование).
№ п/п | Этапы урока | Формируемые УУД, цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
1. | Организационный этап | Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. УУД: личностные, коммуникативные. | -Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Приветствие учащихся. Запись даты в тетрадях |
2. | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей по теме «Приставка» УУД: Регулятивные Коммуникативные | 1. Проверка домашнего задания через выявление затруднений учащихся, возникших в ходе его выполнения (употребление приставок с единообразным написанием). Упражнение из учебника.(Слайд 1) 2. Самостоятельная работа с новым материалом. (Слайд 2) Учащимся предлагается записать ряд слов (даны на доске) с пропущенными гласными в приставках. Слова необходимо сгруппировать (принцип группировки в слабом классе можно указать: с учётом собственных знаний о правописании приставок), вставить в них пропущенные буквы, в случае сомнения можно оставить в слове пропуск, выделить приставки, подчеркнуть орфограмму. Пр…шить, пр…открыть, пр…забавный, пр…винтить, пр…градить, пр…усадебный, пр…добрый, пр…ковылять
Обсудить предложенные варианты группировки слов. Должна получиться следующая запись: (Слайд 3) Пришить Презабавный Приоткрыть Преградить Привинтить Предобрый Приусадебный Премудрый Фронтальная беседа по вопросам: - Сравните. Все согласны с таким делением слов на группы? Дополнения есть? - На какие группы разделили слова? - Что объединяет приставки слов первого столбика? - Что объединяет приставки слов второго столбика? - Все ли пропущенные буквы в приставках второго столбика вы вставили? | К доске выходит 1человек: - задача – распределить слова по группам - задача остальных – распределить по группам и записать в тетрадь Проверка работы. |
3. | Выявление причин затруднений и постановка цели деятельности. | ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность УУД: познавательные коммуникативные | - Почему вы затруднялись вставлять пропущенные буквы? - Стоит ли выделять эти слова в отдельную группу и учиться писать? - Есть ли ещё слова с этими приставками? Приведите примеры. - Сформулируйте тему урока. - Какую цель можем поставить перед собой на уроке?( научиться правильно писать слова с приставками пре-, при-). -Чтобы достичь цели, какие задачи нам надо решить? (1. Выяснить, от чего зависит написание приставки пре, а от чего – при. 2. Потренироваться в написании слов с этими приставками.) -Давайте проверим, правы ли вы (Слайд 4) | Дети формулируют тему, цель и задачи урока После ответа детей открывается доска с названием темы урока Запись темы урока в тетради |
4. | Построение проекта выхода из затруднения и его реализация. | ЦЕЛЬ: спланировать дальнейшую деятельность УУД: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные | - Итак, что же нам предстоит выяснить? Для решения выявленной проблемы ребятам предлагается стать исследователями и самим постараться определить условия выбора гласных в приставках пре и при. Необходимо вспомнить правила работы в группах. Для работы предлагается инструкция и текст упражнения. (Слайд 5) - Прочитайте инструкцию к тексту. Какое задание вам необходимо выполнить? Работаем с лексическим значением неизвестных ребятам слов с помощью толкового словаря. В результате выполнения работы должна получиться следующая запись: (Слайд 6) Прицепить, преинтересный, прибегать, приседать, премудрый, прибрежный, приобрести, прилагать (усилия), прибрать ( в комнате), пренеприятный, претерпевать. После демонстрации учащимися схематической записи правила учитель показывает схематический рисунок. (Слайд 7) | От чего зависит написание приставок пре и при Работа в группах Учащиеся перечисляют правила работы в группе: - Получив задание, разберись в нем. - Не пренебрегай опытом других - он твой помощник. - Определите, что вам понадобится в работе. - Каждый несет персональную ответственность за свой участок работы. - Согласовывай свою работу с другими. - Вместе работали - вместе обсуждаем. Определение лексическо- го значения слов Выполнение заданий в тетрадях Выделяют приставки. Группы предлагают свои варианты схематичной записи правила, например: Близкое к пере е «очень» и присоединение, приближение, неполнота действия
|
5. | Первичное закрепление во внешней речи | ЦЕЛЬ: Развивать умения применять новые знания УУД: регулятивные, познавательные | - Проверим себя по учебнику, к правильным ли выводам мы пришли в результате исследования. Чтение правила (параграф 32). Возвращаемся к пропускам, оставленным в словах на 2-м этапе урока, объясняем правописание приставок в словах второй колонки. (Слайд 8) | Учащиеся доказывают, в каких словах в приставках пишется е, а в каких – и. |
6. |
Промежуточная рефлексия | ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные | - Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж теоретических знаний. - Какие знания вас приблизили сегодня к открытию? (Слайд 9) - Что было трудным на этом этапе работы? Что удалось? - Как бы вы оценили работу группы и свою собственную? | Умение выделять приставки, т.е. знание морфемики Самооценка |
7. | Физкультминутка | |||
8. | Самостоятельная работа с самопроверкой и озвучиванием результатов. | ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: личностные, Регулятивные, коммуникативные | Выполнение тестового задания с помощью маркерной доски. (Слайд10)
Оцените свою деятельность: (Слайд 11) +-уверен ?-сомневаюсь - - трудно Теперь оцените работу своего соседа (Слайд 12) | Записи в тетрадях Самооценка Взаимопроверка работ по заранее определённым критериям, например: «5» - без ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 и более ошибок |
9. | Включение в систему знаний и повторение. | ЦЕЛЬ: закрепить полученные знания УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные |
Задания: - вставить подходящие по смыслу слова; - что объединяет данные пословицы? - объясните смысл последней пословицы
Присмотреться к работе, приготовиться к тренировке, придумать комплекс упражнений, преодолеть препятствие, прекрасный пример для подражания, пригласить на пришкольный участок, причина поражения, презирать опасность.
| Выполняют задания, отвечают на вопросы Объясняют условия выбора орфограмм. Работают над своей устной речью. Отрабатывают правило «Гласные в приставках пре и при» Комментированное письмо |
10. | Рефлексия. | ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка УУД: познавательные, регулятивные | - Какую цель мы поставили в начале урока? (Слайд 15) - Удалось ли нам достичь поставленных целей? Каким образом? - Что было самым интересным на уроке? Самым трудным? - Над чем вы хотели бы поработать на следующем уроке? - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)? - Кто доволен своей работой на уроке? - А кто не доволен? | Оценка работы класса Самооценка |
11. | Объяснение домашнего задания. | Слайд 15 Демонстрирует слайд с дифференцированным домашним заданием | Записывают задания в дневники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...
урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"
2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...
Конспект урока «Повторение правописания гласной в корне и правописания приставок» (подготовка к заданиям теста ЕГЭ №8 и №9)
Данный урок помогает повторить основные правила орфографии для решения заданий 8 и 9 ЕГЭ по русскому языку...
Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.
Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....
Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...
«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»
Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"...