«Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»
план-конспект
Материал подготовлен для кружка "Секреты орфографии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_pristavok_na_-z_i_-s.docx | 237.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительное образование
Тема: «Правописание приставок на –з и –с. Правописание приставки с-»
Теория:
Правописание приставок подчиняется морфологическому (основному), а также фонетическому и дифференцирующему принципам русской орфографии:
Принципы русской орфографии | ||
Морфологический: | Фонетический: | Дифференцирующий |
Приставки, правописание которых Согласные и гласные в большинстве приставок пишутся одинаково, не отражая изменения произношения: срубить – сбить – сгореть. В-, до-, за-, на-, над-, о, об-, от-, пере-, пред-, перед-, по-, под-,с-. | Приставки на-з и -с перед звонким согласным и гласной пишутся с буквой З на конце, перед глухим согласным – с буквой С на конце: разгадать – раскусить. раз-, рас-; роз-, рос-; воз-, вос-, вз-, вс-, из-, ис-, без-, бес-, чрез-, чрес-, через-, черес-, низ-, нис-. | Приставки пре-, при-. Приставка пре-: 1)обозначает высшую степень действия или качества (= очень): пресытиться, предлинный. 2) совпадает по значению с приставкой пере-: преградить, прервать. Приставка при-: 1)присоединение: пришить; 2) приближение: приехать; 3) близость к чему-то: пришкольный; 4) неполнота действия: прикрыть; 5) законченное действие: приготовить. |
Написание приставок, заканчивающихся на «з» и «с», подчиняется фонетическому принципу русской орфографии и зависит от того, с какого согласного, глухого или звонкого, начинается корень слова.
! Звонкие согласные: ой, мы же не забывали о друге!
! Глухие согласные: Фока, хочешь поесть щец?
! Приставки з- не существует: сгиб – согнуть, сжечь - сожгу
Существует «подводный камень» в написании следующих слов: несбыточный, несгибаемый, несговорчивый, несгораемый, несданный, несдобровать. Обратим внимание снова на перечень приставок, данных в начале файла, и убедимся, что среди них нет приставки нес-, а существует приставка низ-/нис-. Значит, в морфемном составе приведенных слов не одна, а две приставки: не-с-быточный, не-сг-ибаемый, не-с-говорчивый, не-с-гораемый, не-с-данный, не-с-добровать. Вот так спряталась приставка с- в середине слов. Хотя слышится звук [з] перед звонким согласным корня, все же напишем приставку с-.
Практика:
Упражнение 1. Спишите. Вставьте орфограммы и объясните (графически) правописание.
Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_костный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.
В_лететь, в_бешенный, в_дремнуть, в_тревоженный.
Во_рождение, во_действие, во_хождение, во_звание, мирово_зрение, во_любить, во_кликнуть, во_парить, во_препятствовать.
И_гнание, и_полнение, и_бежать, и_пуганный, и_тратиться, и_черпать, и_жарить, и_царапать, и_держки, и_давна, и_подлобья.
Ни_падать, ни_провержение, ни_вергать, ни_ринуться, ни_послать, ни_кий, ни_ший.
Ра_продажа, ра_двоение, ра_чесать, ра_щедриться, ра_биться, ра_щелина, ра_пространить, ра_толочь, ра_четливый, ра_пороть, ра_чертить, ра_крутить.
Чере_чур, чре_мерный.
_дача, _дание, _дельщина, _десь, _бежать, _давать, _бор, _бросить, _доровье, _держаться, _двинуть, _горяча, _дравница, _бить, _гинуть, не видно ни _ги, _дернуть, _гореть.
Упражнение 2. Запомните правописание следующих слов. С этими словами составьте и запишите предложения.
В русском языке есть несколько пар слов, которые удобно объединить в таблицу. Такое сопоставление помогает запомнить правило.
Без ударения – а, под ударением – о.
Рассыпать – россыпи;
распускать – роспуск;
расписание – роспись;
рассказ – россказни;
развалиться – розвальни;
разыграть – розыгрыш;
раздать – розданный;
разыскать – розыск.
Упражнение 3. Спишите. Разберите слова по составу.
Израсходовать, исподлобья, исподтишка, неизмеримый, безвыездный, безрассудство, пересдавать, переиздавать, предрассветный, порассказать, непревзойденный, предположение, предрассудок, побеспокоить, перераспределение, поднажать, распропагандировать, распространение, расположение, неиссякаемый, унаследованный, несоразмерный.
Упражнение 4. Замените данные слова синонимами с приставками на з, с.
Бесконечно (беспредельно, безгранично), спокойный (безмятежный), влезать (взбираться), возглас (восклицание), волнение (беспокойство), жестокий (безжалостный, бессердечный), напрасно (бесполезно), неведомый (безвестный), необозримый (беспредельный), приказ (распоряжение), простой (бесхитростный), пробовать (испытывать), противоречить (возражать), постоянно (беспрестанно, беспрерывно), разумно (рассудительно), равнодушный (бесстрастный, бесчувственный), слабый (беспомощный, бессильный), спасти (избавить), слишком (чересчур, чрезмерно), спокойный (безмятежный), справедливо (беспристрастно), тихий (бесшумный, безмолвный), ярость (исступление).
Упражнение 5. Подберите антонимы к данным словам.
Собрать (разбросать), сэкономить (израсходовать), трусливый (безбоязненный, бесстрашный), добрый (бессердечный, безжалостный), гуманный (бесчеловечный), затворить (распахнуть), гаснуть (воспламеняться).
Упражнение 6. Спишите. Подберите однокоренные антонимы, заменяя приставки.
Уехать (приехать), завернуть (развернуть), развязать (завязать, связать), подойти (отойти), прилететь (улететь), приносить (относить), смотать (размотать), приползти (отползти), закрыть (открыть), внести (вынести), отплыть (подплыть).
Источники:
- Дидактический материал по теме «Правописание приставок». 5 класс: https://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=200900202
- Правописание приставок на з- и с-: https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-pristavok-na-z-i-s.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...
урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"
2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...
Приставка как словообразующая морфема. Значения приставок. Правописание приставок.
Урок повторения, обобщения и углубления изученного. Учащиеся выделяют приставку в словах, определяют значение приставки на основе лексического значения слова....
Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...
Правописание приставок. Правописание согласных –з и –с в приставках
Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание приставок. Правописание согласных –з и –с в приставках"....