План работы ШМО учителей русского языка и литературы
методическая разработка
Данный план составлен для эффективной работы методического объединения учителей русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План ШМО учителей русского языка илитературы | 41.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Средняя Елюзань
План работы
ШМО учителей русского языка
и литературы
на 2022-2023 учебный год
Составила руководитель ШМО Курмашева Н.Р.
Методическая тема:
«Реализация обновленных ФГОС как приоритетное направление в преподавании русского языка и литературы»
Цель: Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для реализации ФГОС второго поколения, обновленных ФГОС; удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей.
Задачи:
1.Обеспечить новое качество образования, соответствующее ФГОС.
2.Повышать профессиональный уровень учителей, их методическое развитие и совершенствование.
3.Обеспечить условия для профессионального совершенствования педагогов и реализации их педагогического потенциала и мастерства.
4.Создать условия для самореализации всех участников образовательного процесса через раскрытие их творческого потенциала и участие в инновационной деятельности.
5.Продолжить работу по внедрению методики проектной деятельности обучающихся.
6. Освоить работу электронного ресурса «Конструктор рабочих программ».
7. Разработать методические механизмы, способствующие качественной реализации предметных рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС;
8. Способствовать качественной подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, написанию ВПР
Направления методической работы:
Деятельность ШМО в рамках методической системы школы через:
- участие в методических семинарах « Обновлѐнный ФГОС», «Конструируем и реализуем предметную рабочую программу».
- отбор содержания и составление рабочих программ, программ внеурочной деятельности в электронном ресурсе «Конструктор рабочих программ».
- утверждение рабочих программ по предметам и программ внеурочной деятельности.
- взаимопосещение уроков учителями с последующим анализом достигнутых результатов.
- обеспечение единых педагогических подходов к формированию метапредметных планируемых результатов, соответствующих требованиям обновленных ФГОС.
- организация открытых уроков с целью демонстрации овладения индивидуальной методической темой и обмена опытом в направлении реализации обновленных ФГОС.
- организация и участие в муниципальных и региональных профессиональных конкурсах с целью развития методического опыта педагога.
- организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.
- выступления учителей на ШМО, педагогических советах.
- повышение квалификации педагогов через вебинары, курсы повышения квалификации. Информирование коллег о результатах курсовой подготовки.
-прохождение аттестации педагогических кадров.
- развитие системы работы с детьми, имеющими повышенные творческие способности.
Аналитическая деятельность:
- анализ методической деятельности за 2021- 2022 учебный год и планирование на 2022 - 2023 учебный год.
- коррекция направлений деятельности педагогов (темы самообразования).
- анализ работы педагогов с целью оказания методической помощи .
Методическая деятельность
- методическое сопровождение преподавания в соответствии с требованиями обновленных ФГОС .
- работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.
- совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных технологий, направленных на формирование профессиональной компетентности в области реализации ФГОС.
- организация системной работы с детьми, имеющими повышенные творческие способности и детьми, неуспевающими по отдельным предметам.
- поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;
- пополнение методической копилки необходимым информационным материалом.
Консультативная деятельность:
- консультирование педагогов по вопросам составления и корректировки рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС;
- консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;
- консультирование педагогов по вопросам в сфере подготовки к ВПР, ГИА,
формирования различных видов функциональной грамотности
Ожидаемые результаты работы:
- рост качества знаний учащихся;
- повышение познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла;
- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с обновленными ФГОС;
- создание условий в процессе обучения для формирования у учащихся ключевых компетентностей, УУД.
Сведения о кадровом составе МО
№ п/п | ФИО учителей | Стаж работы в должности учитель | категория | Курсовая переподготовка (год прохождения) | Сроки прохождения аттестации | Тема самообразования |
43 года | высшая | Декабрь 2020г. | 2020г | Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ | ||
42 года | высшая | Декабрь 2019г. | 2019. | Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы | ||
42 года | высшая | 2021г. | 2021г | Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы | ||
40 лет | высшая | 2023г. | 2020 г. | Развитие интереса к урокам русского языка и литературы | ||
37 лет | высшая | 2022 | 2019. | Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках русского языка и литературы | ||
28 лет | высшая | 2022 | 2019г | Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования лингвистической компетенции обучающихся | ||
27 лет | первая | Октябрь 2020г. | 2020г. | Совершенствование орфографических умений и навыков учащихся на уроках русского языка и литературы | ||
27 лет | первая | Апрель 2021г. | Февраль 2019г | Использование личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы | ||
14 лет | первая | Декабрь 2020г | 2020г | Использование системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы | ||
11 лет | первая | 2021г. | Ноябрь 2022 | Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы |
План заседаний ШМО
№ | Тема заседания | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Занятие 1 Тема: Основные задачи работы методического объединения учителей русского языка и литературы в новом учебном году 1.Анализ деятельности МО учителей русского языка и литературы за 2021-2022 учебный год и утверждение плана работы МО на 2022-2023 учебный год. 2.Анализ результатов итоговой государственной аттестации выпускников основной и средней школы за 2021-2022 учебный год. 3.Согласование рабочих программ по русскому языку и литературе на 2022-2023учебный год, составление тематического планирования. 4. Утверждение Плана работы методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с.Средняя Елюзань на 2022-2023 учебный год. 5. Утверждение программ курсов по русскому языку и литературе 6. Утверждение заданий для входной диагностики по предметам. 7. Обсуждение методических тем учителей –словесников по самообразованию. 8. Рассмотрение и подготовка УМК по предмету. | Август 2022г | Руководитель МО, учителя русского языка и литературы |
2 2. | Занятие 2 Тема: Роль методического объединения в формировании ценностной культуры учебно-воспитательного процесса 1. Анализ результатов контрольного среза (входной диагностики) по предметам. 2. Проведение школьного этапа олимпиад по русскому языку и литературе. 3. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе (допуск к ЕГЭ). Основные требования, критерии оценивания. 4. Участие в муниципальных и региональных конкурсах по русскому языку и литературе. | Ноябрь 2022г | Руководитель МО. |
3. | Занятие 3 Тема: Проведение промежуточных итогов, обмен опытом
| декабрь 2022 г | Руководитель МО |
4. | Занятие 4. Тема: «Развитие УУД и формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ- технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности в ходе внедрения обновленных ФГОС (5 класс), а также реализации основной образовательной программы на всех уровнях обучения» 1. Результаты итогового устного собеседования (9 класс). 2. Планирование и подготовка материалов для проверки техники чтения в 5-8-х классах. 3. Семинар «Развитие УУД и формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ- технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности на основе ФГОС и в ходе внедрения обновленных ФГОС (5 класс)». 4. Рассмотрение и утверждение материала итоговой аттестации по русскому языку в 5 – 8, 10 классах. 5. Объективность выставления оценок за 2 триместр | Февраль 2023г | Руководитель МО. |
о5. | Занятие 5 Тема: «Подведение итогов работы МО за 2022-2023 учебный год. Планирование работы МО на 2023-2024 учебный год». 1. Итоговая аттестация обучающихся ( анализ работ). 2 Анализ результатов Всероссийских проверочных работ по предметам гуманитарного цикла. 3 Рассмотрение «Федерального перечня учебников» на 2023-2024 учебный год. 4 Отчѐт учителей-предметников по Программам самообразования. 5 Итоги работы методического объединения за II полугодие, год. Планирование основных направлений учебно-воспитательной деятельности на 2023-2024 учебный год. 6 Анализ результатов проверки техники чтения уч-ся 5-8-х классов. 7. Прохождение программного материала за 2022-2023 уч. Год 8. Объективность выставления оценок за 3 триместр | Май 2023г | Руководитель МО |
Работа между заседаниями
№ | Деятельность МО | Сроки |
1 | Разработка образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО. Изучение инструктивно-методических, нормативных документов Министерства образования РФ | Август |
2 | Проверка адаптации учащихся 5-х классов. Стартовая контрольная работа по русскому языку. | Сентябрь, октябрь |
3 | Проведение школьного этапа Всероссийского конкурса сочинений | Сентябрь-октябрь |
4. | Работа с одарёнными детьми. Подготовка к олимпиадам по русскому языку и литературе. | В течение года |
5. | Работа со слабоуспевающими учащимися по восполнению дефицита знаний | В течение года |
6. | Вовлечение учащихся в различные творческие конкурсы. | В течение года |
7. | Организация экскурсий по литературным местам | В течение года |
8. | Консультации по вопросам подготовки к ГИА | В течение года |
9. | Участие в муниципальном этапе олимпиады по русскому языку и литературе | ноябрь |
10. | Результаты адаптации и входной диагностики пятиклассников. Обсуждение проблем, путей их решения. | декабрь |
11. | Проведение итогового сочинения | декабрь |
12. | Работа комиссии по проверке итогового сочинения в 11 классе | декабрь |
13. | Пробный экзамен в форме ОГЭ по русскому языку в 9-х классах. | декабрь |
14. | Проверка готовности обучающихся 9 классов к итоговому собеседованию | ноябрь –декабрь-январь |
15. | Участие в конкурсах различных уровней | В течение года |
16. | Подготовка учащихся к школьному этапу международного конкурса чтецов «Живая классика» | Январь Февраль |
17. | Участие в проведении итогового собеседования | февраль |
18. | Подготовка и участие в муниципальном и региональном этапе конкурса « Живая классика» | Март - апрель |
19. | Проведение пробных экзаменов в форме ГИА в 9,11 классах. | В течение года |
20 | Проведение и анализ ВПР | Март-апрель |
План работы с одаренными детьми
Цель: создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей .
Задачи:
- обеспечение участия одаренных и мотивированных детей в предметных олимпиадах , конкурсах, проектах различных уровней ;
- использование системно-деятельностного подхода в работе с одаренными учащимися;
- осуществление необходимых мероприятий по методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми.
№ | Содержание работы | Ответственный |
1 | Создание банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к предметам русский язык и литература | Классый руководитель |
2 | Подготовка мотивированных учащихся к Всероссийским олимпиадам школьников | учителя МО |
3 | Подготовка школьников к участию в конкурсе проектов « Шаг в науку» | учителя МО |
4 | Участие в конкурсах различных уровней | учителя МО |
5 | Обучение работе с электронными справочно- библиографическими источниками | учителя МО |
6 | Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности. | психолог |
7 | Участие в недели русского языка и литературы, в творческих вечерах, концертных программах. | учителя МО |
8 | Посещение литературных мест | учителя МО |
План работы со слабоуспевающими учащимися по восполнению дефицита знаний
Цель: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи:
1) создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ;
2) отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников;
3) реализация разноуровнего обучения;
4) изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;
5) формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
Мероприятия | Срок |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися. | В течение учебного года. |
3. Участие в обсуждении вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах). | В течение учебного года. |
4. Составление учителями МО индивидуальных маршрутов по восполнению пробелов в знаниях отстающих учеников | Сентябрь, обновлять по мере необходимости. |
5. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроках, включение посильных индивидуальных заданий для слабоуспевающих . | В течение учебного года. |
6. Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся | В течение учебного года. |
7. Ведение специальных тетрадей индивидуальной работы со слабыми учащимися | В течение уч. года. |
План подготовки обучающихся 9-11 классов
к ГИА по русскому языку и литературе
Вид деятельности | Мероприятие | Дата | Ответственные |
Организационно-методическаяработа | - Заседание методического объединения:« Результаты государственной итоговой аттестация по русскому языку и литературе за курс основной и средней школы в 2021году .»- Систематическое изучение нормативных документов по итоговой аттестации- Своевременное прохождение курсов повышения квалификации-Организация семинаров по обмену опытом- Методические рекомендации по организации учебной деятельности школьников при подготовке к итоговому сочинениюДоклад: «Художественные произведения о Великой Отечественной войне, их воспитательная ценность»Из опыта работы Особенности работы с обучающимися с ОВЗ - Обсуждение перспективных моделей ЕГЭ , ОГЭ по русскому языку и литературе | августВ течениегоданоябрьВ течениегодаВ течениегодаСентябрь -декабрьавгустВ течениегода | Руководитель МОУчителя МО |
Работа собучающимися | - Ознакомление обучающихся со спецификацией ,демоверсией и кодификатором , критериями оценивания работы- инструктирование учащихся по работе с бланками,- указание официальных сайтов при подготовке к ЕГЭ, ОГЭ;- ознакомление с графиком диагностических и тренировочных работ ;- ознакомление с графиком диагностических и тренировочных работ ;- работа с заданиями из открытого банка; - Организация индивидуальных консультаций для учащихся.- Выполнение диагностических и тренировочных работ.Учителя, работающие ввыпускных классах - Мониторинг результатовдиагностических и тренировочных работ: типичные ошибки, задания,вызывающие затруднения, ликвидация пробелов.- Создание консультационных пунктов из мотивированных и одаренных учащихся«Понимаю сам - научу другого» по направлениям подготовки к ГИА - Работа с дополнительной литературой | сентябрьсентябрьв течениегодав течениегодав течениегода | Учителя,работающие ввыпускныхклассах |
Работа сродителямиучащихся 9, 11классов. | 1. Индивидуальное консультированиеродителей учащихся.2. Подготовка материалов(информационных наглядных:графики, диаграммы) и результатов диагностических работ к выступлению на родительском собрании. | в течениегода | Учителя МО |
График проведения предметной недели
Сроки | Мероприятие | Участники | Ответственные |
январь | Старт Недели. Цикл бесед под общей рубрикой «Экология слова» (беседы о русском языке, об ученых-лингвистах). | Учащиеся 5-11 классов | Учителя русского языка и литературы |
Интеллектуальная игра «УМНИКИ». Викторина по русскому языку. | 5-6 классы | Учителя русского языка и литературы | |
Интеллектуальная игра «Великий и могучий» | 9 –е классы | Учителя русского языка и литературы | |
Слайд-шоу «Как ты знаешь русский?» (в течение дня) Интеллектуальная игра «Самые грамотные». | 5-11 классы 7-8 класс | Учителя русского языка и литературы | |
Конкурс рисунков «Русский язык в картинках» (в течение недели) | Учащиеся 5- 8 классов | Учителя русского языка и литературы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы ШМО учителей русского языка и литературы на 2010-2011 год
Материалы для руководителя ШМО учителей русского языка и литературы....
План работы МО учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год
Цель работы МО учителей русского языка и литературы: совершенствование личности педагога, имеющего установку на инновационное развитие, который умеет разрабатывать и реализовывать проекты в сфере проф...
План работы МО учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год
План работы МО учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год...
план работы кафедры учителей русского языка и литературы
план работы кафедры учителей русского языка и литературы на 2012-2013 уч.год...
План работы ШМО учителей русского языка и литературы
Предложенный план работы ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № 8 позволит проследить работу МО в течение 2013-2014 учебного года...
План работы МО учителей русского языка и литературы на 2013-2014 учебный год
В плане отражены все разделы работы МО...
План работы МО учителей русского языка и литературы на 2013-2014 учебный год
В помощь руководителям ШМО...