План работы ШМО учителей русского языка и литературы
методическая разработка

Данный план составлен для эффективной работы методического объединения учителей русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Средняя Елюзань

План работы

ШМО учителей русского языка

и литературы

на 2022-2023 учебный год

 

Составила руководитель ШМО  Курмашева Н.Р.

 

Методическая тема:

«Реализация обновленных ФГОС как приоритетное направление в преподавании русского языка и литературы»

Цель: Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя для реализации ФГОС второго поколения, обновленных ФГОС; удовлетворение образовательных запросов обучающихся и их родителей.

 

Задачи:

1.Обеспечить новое качество образования, соответствующее ФГОС.

2.Повышать профессиональный уровень учителей, их методическое развитие и совершенствование.

3.Обеспечить условия для профессионального совершенствования педагогов и реализации их  педагогического потенциала и мастерства.

4.Создать условия для самореализации всех участников образовательного процесса через раскрытие  их творческого потенциала и участие в инновационной деятельности.

5.Продолжить работу по внедрению методики проектной деятельности обучающихся.

6. Освоить работу электронного ресурса «Конструктор рабочих программ».

7. Разработать методические механизмы, способствующие качественной реализации предметных рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС;

8. Способствовать качественной подготовке обучающихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, написанию ВПР

Направления методической работы:

Деятельность ШМО в рамках методической системы школы через:

- участие в методических семинарах « Обновлѐнный ФГОС», «Конструируем и реализуем предметную рабочую программу».

- отбор содержания и составление рабочих программ, программ внеурочной деятельности  в электронном ресурсе «Конструктор рабочих программ».

- утверждение рабочих программ по предметам и программ внеурочной деятельности.

- взаимопосещение уроков учителями с последующим анализом достигнутых результатов.

- обеспечение единых педагогических подходов к формированию метапредметных планируемых результатов, соответствующих требованиям обновленных ФГОС.

- организация открытых уроков с целью демонстрации овладения индивидуальной методической темой и обмена опытом в направлении реализации обновленных ФГОС.

- организация и участие в муниципальных и региональных профессиональных конкурсах с целью развития методического опыта педагога.

- организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.

- выступления учителей на ШМО, педагогических советах.

- повышение квалификации педагогов через вебинары, курсы повышения квалификации. Информирование коллег о результатах курсовой подготовки.

-прохождение аттестации педагогических кадров.

- развитие системы работы с детьми, имеющими повышенные творческие способности.

Аналитическая деятельность:

- анализ методической деятельности за 2021- 2022 учебный год и планирование на 2022 - 2023 учебный год.

- коррекция направлений деятельности педагогов (темы самообразования).

- анализ работы педагогов с целью оказания методической помощи .

Методическая деятельность

- методическое сопровождение преподавания в соответствии с требованиями обновленных ФГОС .

- работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.

- совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования. Внедрение в практику работы всех учителей МО современных  технологий, направленных на формирование профессиональной компетентности в  области реализации ФГОС.

- организация системной работы с детьми, имеющими повышенные творческие способности и детьми, неуспевающими по отдельным предметам.

- поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;

- пополнение методической копилки необходимым информационным материалом.

Консультативная деятельность:

- консультирование педагогов по вопросам составления и корректировки рабочих программ в соответствии с обновленными ФГОС;

- консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности;

- консультирование педагогов по вопросам в сфере подготовки к ВПР, ГИА,

формирования различных видов функциональной грамотности

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний учащихся;

- повышение познавательного интереса обучающихся к предметам гуманитарного цикла;

- овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с обновленными ФГОС;

- создание условий в процессе обучения для формирования у учащихся ключевых компетентностей, УУД.

Сведения о кадровом составе МО

п/п

ФИО учителей

Стаж работы в должности учитель

категория

Курсовая переподготовка (год прохождения)

Сроки прохождения аттестации

Тема самообразования

43 года

высшая

Декабрь 2020г.

2020г

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ

42 года

высшая

Декабрь 2019г.

2019.

Формирование орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы

42 года

высшая

2021г.

2021г

Активизация познавательной деятельности  на уроках русского языка и литературы 

40 лет

высшая

2023г.

2020 г.

Развитие интереса к урокам русского языка и литературы

37 лет

высшая

2022

2019.

Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках русского языка и литературы

28 лет

высшая

2022

2019г

Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы как средства формирования лингвистической компетенции обучающихся

27 лет

первая

Октябрь 2020г.

2020г.

Совершенствование орфографических умений  и навыков учащихся на уроках русского языка и литературы

27 лет

первая

Апрель 2021г.

Февраль 2019г

Использование личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы

14 лет

первая

Декабрь 2020г

2020г

Использование системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы

11 лет

первая

2021г.

Ноябрь 2022

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

План заседаний ШМО

Тема заседания

Сроки проведения

Ответственные

1.

Занятие 1 

Тема: Основные задачи работы методического объединения учителей русского языка и литературы в новом учебном году

1.Анализ деятельности  МО учителей  русского языка и литературы  за 2021-2022 учебный год и утверждение плана работы МО на 2022-2023 учебный год.

2.Анализ результатов  итоговой  государственной аттестации выпускников основной и средней школы за 2021-2022 учебный год.

3.Согласование рабочих программ по русскому языку и литературе на 2022-2023учебный год, составление тематического планирования.

4. Утверждение Плана работы методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ  СОШ №1 с.Средняя Елюзань  на 2022-2023 учебный год.

 5. Утверждение  программ курсов по русскому языку и литературе

6. Утверждение заданий для входной  диагностики  по предметам.

7. Обсуждение методических тем учителей –словесников по самообразованию.

8. Рассмотрение и подготовка УМК по предмету.

Август

2022г

Руководитель МО, учителя русского языка и литературы

2

2.

Занятие 2

 Тема: Роль методического объединения в формировании ценностной культуры учебно-воспитательного процесса 

1. Анализ результатов контрольного среза (входной диагностики) по предметам.

2. Проведение школьного этапа олимпиад по русскому языку и литературе.

3. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе (допуск к ЕГЭ). Основные

требования, критерии оценивания.

4. Участие в муниципальных и региональных конкурсах по русскому языку и литературе.

Ноябрь

 2022г

Руководитель МО.

3.

Занятие 3 

Тема: Проведение промежуточных итогов, обмен опытом

  1. Анализ итогового сочинения в 11 классах.
  2. Утверждение плана  пробных экзаменов по русскому языку: итогового собеседования, ОГЭ в 9-х классах и ЕГЭ в 11-х классах.
  3. Пути повышения качества обучения русскому языку и литературе и проблемы подготовки к ВПР и ГИА-2023 с учетом результатов предыдущего года.  (Обмен опытом и мнениями, мастер-классы педагогов).
  4. Повышение квалификации  педагогов МО русского языка и литературы, работающих в 5-х классах
  5. Индивидуальный проект в системе ГИА в 9 и 11 классах (в рамках реализации основной образовательной программы ФГОС ООО, СОО):  требования к подготовке и защите. (Подготовленные выступления учителей, обмен опытом, обсуждение проблемы).

декабрь

2022 г

Руководитель МО

4.

Занятие 4.

Тема: «Развитие УУД и формирование компетенций обучающихся в области использования ИКТ- технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности в ходе внедрения обновленных ФГОС (5 класс), а также реализации основной образовательной программы на всех уровнях обучения»

1. Результаты итогового устного собеседования (9 класс).

2.  Планирование и подготовка материалов для проверки техники чтения в 5-8-х классах.

3. Семинар «Развитие УУД и формирование компетенций обучающихся в области

использования ИКТ- технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности

на основе ФГОС и в ходе внедрения обновленных ФГОС (5 класс)».

4.  Рассмотрение  и утверждение материала итоговой аттестации по русскому языку в 5 – 8, 10 классах.

5. Объективность выставления оценок за 2 триместр

Февраль

2023г

Руководитель МО.

о5.

Занятие 5

Тема: «Подведение итогов работы МО за 2022-2023 учебный год. Планирование работы МО на 2023-2024 учебный год».

1. Итоговая аттестация обучающихся ( анализ работ).

2 Анализ результатов Всероссийских проверочных работ по предметам гуманитарного цикла.

3 Рассмотрение «Федерального перечня учебников» на 2023-2024 учебный год.

4 Отчѐт учителей-предметников по Программам самообразования.

5 Итоги работы методического объединения за II полугодие, год. Планирование основных направлений учебно-воспитательной деятельности на 2023-2024 учебный год.

6 Анализ результатов проверки техники чтения уч-ся 5-8-х классов.

7. Прохождение программного материала за 2022-2023 уч. Год

8. Объективность выставления оценок за 3 триместр

Май

2023г

Руководитель МО

Работа между заседаниями

Деятельность МО

Сроки

1

  Разработка образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО. Изучение инструктивно-методических, нормативных документов Министерства образования РФ

Август  

2

Проверка адаптации учащихся 5-х классов. Стартовая контрольная работа по русскому языку.  

Сентябрь, октябрь

3

  Проведение школьного этапа Всероссийского конкурса сочинений    

Сентябрь-октябрь

4.

Работа с одарёнными детьми. Подготовка к олимпиадам по русскому языку и литературе.

В течение года

5.  

Работа со слабоуспевающими учащимися  по восполнению дефицита знаний

В течение года

6.

Вовлечение учащихся в различные творческие конкурсы.  

В течение года

7.  

Организация экскурсий по литературным местам  

В течение года

8.

Консультации по вопросам подготовки к ГИА

В течение года

9.

Участие в муниципальном этапе олимпиады по

русскому языку и литературе  

ноябрь

10.

  Результаты адаптации  и входной  диагностики

пятиклассников.  Обсуждение проблем, путей их решения.

декабрь

11.

Проведение итогового сочинения  

декабрь

12.

Работа комиссии по проверке  итогового сочинения в 11 классе

декабрь

13.

Пробный экзамен  в форме ОГЭ по русскому языку в 9-х классах.

декабрь

14.

Проверка  готовности    обучающихся  9  классов  к  итоговому собеседованию

ноябрь –декабрь-январь

15.

Участие в конкурсах различных  уровней  

В течение года

16.

Подготовка  учащихся  к  школьному    этапу  международного конкурса чтецов «Живая классика»

Январь

Февраль

17.

 Участие в проведении итогового собеседования  

февраль  

18.

Подготовка  и  участие  в  муниципальном  и  региональном  этапе конкурса « Живая классика»

Март - апрель

19.

Проведение  пробных  экзаменов  в  форме  ГИА  в  9,11  классах.  

В течение года

20

  Проведение и анализ ВПР    

Март-апрель

План работы с одаренными детьми

 Цель: создание условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей .

Задачи:

  •   обеспечение участия одаренных и мотивированных детей в предметных олимпиадах , конкурсах, проектах различных уровней ;
  • использование  системно-деятельностного подхода в работе с одаренными учащимися;
  • осуществление необходимых мероприятий по методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми.

№  

Содержание работы  

Ответственный

1

Создание банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к предметам русский язык и литература

Классый руководитель  

2

Подготовка мотивированных учащихся к Всероссийским олимпиадам школьников

учителя МО

3

Подготовка школьников к участию в конкурсе проектов  « Шаг в науку»

учителя МО

4

Участие в  конкурсах различных уровней  

учителя МО

5

Обучение работе с электронными справочно- библиографическими источниками

учителя МО

6

Обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности.

психолог

7

Участие в  недели русского языка и литературы, в

творческих  вечерах, концертных программах.

учителя МО

8

Посещение литературных мест  

учителя МО

План работы со слабоуспевающими учащимися по восполнению дефицита знаний

Цель: Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:

1) создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ;

2) отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников;

3) реализация разноуровнего обучения;

4) изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;

5) формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

Мероприятия

Срок

1.   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися.

В течение учебного года.

3. Участие в обсуждении вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах).

В течение учебного года.

4. Составление учителями МО индивидуальных маршрутов по восполнению  пробелов в знаниях отстающих  учеников  

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

5. Использование  дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроках, включение посильных индивидуальных заданий для слабоуспевающих .

В течение учебного года.

6. Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся

В течение учебного года.

7. Ведение специальных тетрадей  индивидуальной работы со слабыми  учащимися

В течение уч. года.

План подготовки обучающихся  9-11 классов

к ГИА по русскому языку и литературе

Вид деятельности

Мероприятие

Дата

Ответственные

Организационно-

методическая

работа

- Заседание методического объединения:

«  Результаты государственной итоговой аттестация по русскому языку и литературе за курс основной и средней школы в 2021году .»

- Систематическое изучение нормативных документов по итоговой аттестации

   - Своевременное прохождение курсов повышения квалификации  

-Организация семинаров по обмену опытом  

- Методические рекомендации по организации учебной деятельности школьников при подготовке к итоговому сочинению

Доклад: «Художественные произведения о Великой Отечественной войне, их воспитательная ценность»

Из опыта работы  Особенности работы  с обучающимися с ОВЗ -  Обсуждение перспективных моделей ЕГЭ ,  ОГЭ по русскому языку и литературе  

август

 В течение

года  

 

ноябрь  

 

 

 

 В течение

года  

В течение

года  

Сентябрь  -декабрь

август

В течение

года  

Руководитель МО

Учителя МО

Работа с

обучающи

мися

-  Ознакомление обучающихся со спецификацией ,

демоверсией и кодификатором , критериями оценивания работы

- инструктирование учащихся по работе с бланками,  

- указание  официальных сайтов при подготовке  к  ЕГЭ, ОГЭ;

- ознакомление с графиком диагностических и тренировочных работ ;

-  ознакомление с графиком диагностических и тренировочных работ ;

- работа с заданиями из открытого банка;      - Организация индивидуальных консультаций для учащихся.

- Выполнение диагностических и тренировочных работ.

Учителя, работающие в

выпускных классах   -  Мониторинг результатов

диагностических и тренировочных работ: типичные ошибки, задания,

вызывающие затруднения, ликвидация пробелов.

 - Создание консультационных пунктов из мотивированных и одаренных учащихся

«Понимаю сам - научу другого» по направлениям подготовки к ГИА - Работа с дополнительной литературой

   

сентябрь

сентябрь

 

 

в течение

года

 

 

в течение

года

 

в течение

года

Учителя,

работающие в

выпускных

классах

Работа с

родителями

учащихся 9, 11

классов.

1. Индивидуальное консультирование

родителей учащихся.

2. Подготовка материалов

(информационных наглядных:

графики, диаграммы) и результатов диагностических работ к выступлению на родительском собрании.

 

в течение

года

Учителя МО

График  проведения предметной недели

Сроки

Мероприятие

Участники

Ответственные

январь

Старт Недели.

Цикл бесед под общей рубрикой «Экология слова» (беседы о русском языке, об ученых-лингвистах).

Учащиеся 5-11 классов

Учителя русского языка и литературы

Интеллектуальная игра «УМНИКИ». Викторина по русскому языку.

5-6 классы

Учителя русского языка и литературы

Интеллектуальная игра «Великий и могучий»

9 –е классы

Учителя русского языка и литературы

Слайд-шоу «Как ты знаешь русский?» (в течение дня)

Интеллектуальная игра «Самые грамотные».

5-11 классы

7-8 класс

Учителя русского языка и литературы

Конкурс рисунков «Русский язык в картинках» (в течение недели)

Учащиеся 5-

8 классов

Учителя русского языка и литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы ШМО учителей русского языка и литературы на 2010-2011 год

Материалы для руководителя ШМО учителей русского языка и литературы....

План работы МО учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год

Цель работы МО учителей русского языка и литературы: совершенствование личности педагога, имеющего установку на инновационное развитие, который умеет разрабатывать и реализовывать проекты в сфере проф...

План работы МО учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год

План работы МО учителей русского языка и литературы на 2012-2013 учебный год...

план работы кафедры учителей русского языка и литературы

план работы кафедры учителей русского языка и литературы на 2012-2013 уч.год...

План работы ШМО учителей русского языка и литературы

Предложенный план работы ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ № 8 позволит проследить работу МО в течение 2013-2014 учебного года...