Учебная стратегия «До и После»
методическая разработка по русскому языку
Предварительный просмотр:
Учебная стратегия «До и После»
Эта стратегия – также, как и предыдущие две, – направлена на развитие рефлексии собственного обучения, на сопоставления между новой и известной информацией. Она основывается на представлении о процессе обучения как о результате смены представлений о явлении. Истинное обучение, как говорят конструктивисты, происходит тогда, когда человек активен в анализе своих достижений. То есть, он активно сравнивает то, что было «до» с тем, что стало «после». Именно так и называется данная стратегия. Впервые я увидел этот прием в исполнении Игоря Макраусова, педагога из Самары.
Схема реализации стратегии «До и После»
В процессе изучения темы всегда наступает момент, когда педагог планирует расширить представления учащихся по тому или иному вопросу. К примеру, нынешнее гимназическое образование предполагает уже в первом классе изучение основных вех истории России. В среднем звене школьники на новом витке возвращаются к тому, что изучали ранее, поэтому и возникает потребность в определении того, что учащиеся знают по изучаемой теме. И, чтобы зафиксировать уже существующие представления школьников о данном вопросе, он просит их заполнить графу «До» в приведенной ниже таблице.
Очень важный момент!!! Тема для использования таблицы «До и После» подбирается таким образом, чтобы в графу «До» был занесен, в основном материал сомнительный, неоднозначный, который бы хотелось проверить. Одна учительница физики использовала эту таблицу в следующей ситуации. Она взяла обычное ситечко для заварочного чайника и налила в него воды. Вода, разумеется, просочилась сквозь отверстия и вылилась в раковину. Затем она что-то сделала быстро под столом с ситечком и показала ребятам. Ничего не изменилось – обычное мокрое ситечко. Затем она снова стала лить в него воду, но класс увидел только одну-две капельки, упавшие в раковину, а вся остальная жидкость осталась в ситечке. Как такое могло получиться?
Затем, сначала индивидуально, потом – в парах, и, наконец, – в группах школьники попытались объяснить это явление. Это описание они представили в графе «До». После того, как были заслушаны варианты ответов от групп, учитель предложила им ознакомиться с текстами, посвященными теме натяжения жидкостей. После ознакомления учащиеся заполнили вторую часть таблицы.
В заключении они написали небольшое эссе в пол-странички на тему «Мои сегодняшние достижения на уроке физики».
Схожее занятие приходилось наблюдать и на уроке литературы, посвященном изучению «Войны и мир» Л.Н.Толстого. Когда главный герой впервые появлялся в повествовании, учитель просила заводить на него табличку «До и После». Они записывали свои впечатления, краткую субъективную характеристику персонажа. После дальнейшего знакомства с эпопеей, наступало время, когда учащиеся обращались уже к графе «После». Эти таблицы складывались в портфолио по «Войне и мир» и затем многим помогли при написании сочинений.
До | После |
|
|
1. Учащиеся в парах (или в малых группах) обмениваются своими записями в графе «До». На этом этапе интересно предложить старшим школьникам осознать индивидуальные отличия в интерпретации некоторых фактов, мнений, сюжетов.
2. Учащиеся заполняют первую часть таблицы – «До» – и оставляют её на несколько дней в портфолио. В это время они знакомятся с материалом, осваивают его, а затем заполняют вторую часть – «После».
3. По результатам сравнения двух частей учащиеся пишут небольшое эссе, пытаясь в нем проанализировать причины, которые обусловили выявленные изменения.
II. Еще раз просмотрите приложение с графическими формами отображения информации. Используйте их при работе с каким-нибудь текстом. Психолог А.Эсаулов еще в начале 1970-х годов доказал, что чем больше учащиеся используют графические формы, тем выше качество их образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование стратегии пересказа учебного текста в 5 кл.
Методическая статья о развити познавательной компетенции учащихся через выявление и усовершенствование индивидуальных стратегий учеников. Основу создания учебных стратегий и осуществления познав...
Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...
Развитие автономии учащихся через формирование учебных стратегий
Общество, в котором мы живем, постоянно развивается, меняется и предъявляет новые требования к членам этого общества. При переходе от индустриального общества к информационному, ценным становится не к...
Методическое объединение по теме "Использовании электронных образовательных ресурсов как одной из стратегий формирования универсальных учебных действий школьников при обучении математике. "
В своей работе я следую изречению известного французского публициста и общественного деятеля Анри Барбюса: «Школа-это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо ...
Развитие эффективных учебных стратегий при обучении аудированию на уроках немецкого языка
Аудирование – это процесс восприятия звучащей речи, помимо слушания предполагающий еще слышание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации. Оно даёт возможность овладевать звуковой с...
Статья «Стратегия и тактика формирования универсальных учебных действий в ходе решения учебных задач»
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального образования....
Учебная стратегия «Бортовой журнал»
Учебная стратегия «Бортовой журнал»...