Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему «Имя числительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему
«Имя числительное как часть речи»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 6 классе на тему
«Имя числительное как часть речи»
Цель урока:
- создать условия для получения обучающимися представлений об имени числительном как самостоятельной части речи, познакомить учащихся с именем числительным как частью речи, его грамматическими признаками, синтаксической ролью;
- дать представление о разрядах числительных;
- формировать умение находить числительное среди других слов со значением числа.
- Задачи урока:
– активизировать полученные ранее знания учащихся об именных частях речи, ознакомить с общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного, выработать умение находить имя числительное в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать слова данной части речи от однокоренных слов других частей речи (предметные результаты);
- помочь учащимся осознать социальную и практическую значимость данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, обеспечить развитие монологической и диалогической речи (метапредметные результаты);
- способствовать формированию интереса к предмету, бережному отношению к своему здоровью, приобщению обучающихся к здоровому образу жизни, воспитывать патриотические чувства (личностные результаты).
Планируемые результаты:
Личностные: понимание значения русского языка в процессе получения образования, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание значимости здорового образа жизни и необходимости укрепления здоровья;
Метапредметные:
Регулятивные: развитие способности целеполагания, планирования, рефлексии и саморегуляции;
Познавательные: формирование навыка поиска и выделения необходимой информации, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, смыслового чтения, извлечения необходимой информации из текста; - развитие умения анализировать текст с целью выявления общих законов, умения доказывать;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничество с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, выявление отсутствующих в классе.
- Весёлый прозвенел звонок, мы начинаем наш урок.
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на своем уроке! Какие вы все красивые!
- Давайте поприветствуем наших гостей, повернемся, улыбнёмся и поднимем настроение себе и другу. Повернитесь к своему соседу, разогрейте свои ладони (трут ладони) и поделитесь теплом с соседом. Молодцы!
- Ребята, у каждого из вас на столе лежит лист достижений, в котором вы будете ставить себе оценки по пятибалльной системе за каждое задание, в конце урока выведете средний балл. Критерии оценок будут показаны на слайдах.
II. Актуализация знаний.
В течение нескольких уроков вы изучали тему «Имя прилагательное как самостоятельная часть речи». И, прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте немного повторим. Проведём орфографическую разминку. На столах карточки с пропуском букв, вставить пропущенные буквы. После завершения, обменяйтесь работами с соседом и оцените его по критериям.
Карточка для повторения:
Спишите, вставляя Н или НН:
Глиня…ый кувшин, ржа…ой хлеб, безветре…ый день, соловьи…ая трель, маши…ое масло, стекля…ая ваза, листве…ый лес, традицио…ые блюда, ветре…ая погода, лу…ая ночь.
III. Мотивация учебной деятельности. Определение темы, постановка цели и задач урока.
- Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число, классная работа. Оставьте строчку под тему. Мы ее определим чуть позже.
- Ребята, я задам вам несколько вопросов. Ответы запишите себе в тетрадь.
- Сколько тебе лет?
- Какое сегодня число?
- В каком классе ты учишься?
- За какой партой ты сидишь?
- Сколько человек сегодня в классе?
- Что общего в ваших ответах? (числа)
- К изучению какой части речи мы с вами приступаем? (Ответом является число, задавались вопросы: сколько? который?)
- Действительно, мы приступаем к изучению имени числительного – самой молодой из всех имен. Запишите, пожалуйста, тему урока в тетради.
- Посмотрите на эпиграф нашего урока:
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен
И ты с числительным будь дружен!
- Какова основная мысль эпиграфа? (Числительные необходимы в нашей жизни).
- Каковы же будут цели нашего урока? (Узнать, что такое имя числительное, какие морфологические признаки оно имеет).
- По ходу урока мы будем заполнять таблицу, в которой отразим общую информацию о числительном и сравним с другими частями речи.
Часть речи | Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное |
Что обозначает | предмет | Признак предмета | Количество предметов, порядок при счете |
Отвечает на вопросы... | Кто? что? | Какой? какая? какое? какие? каков? | Сколько? какой? какая? какое? какие? |
Чем является в предложении | Любым членом предложения | Определением и сказуемым | Любым членом предложения |
Морфологические признаки | Род, число, падеж, собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, склонение. | Качественное, относительное или притяжательное, полная и краткая форма, степень сравнения, падеж, число, род (в ед.ч.) | Количественное или порядковое, падеж, число, род. |
IV. Изучение нового материала
- Давайте обратимся к учебнику и прочитаем правило на 54-ой странице.
Синтаксическая пятиминутка: (предложение на слайде)
- Запишите предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор. (Один человек делает синтаксический разбор у доски, остальные в тетрадях).
На землю выпал первый пушистый снежок и укрыл её мягким одеялом. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., осложнено однор. сказуемыми).
- Итак, ребята, в предложении, которое мы разобрали, нам встретилась новая для вас часть речи – имя числительное. Какое это слово? (первый).
- Хорошо, молодцы! А теперь прочитайте предложения и назовите все числительные.
Два мальчика подошли к школе.
Не хватает седьмого стула.
Рассмотрите рисунок на десятой странице.
Занятия начинаются в восемь часов.
Три и семь – десять.
Разделите шесть на три.
- Задайте к ним вопрос.
- Обратите внимание, на какие вопросы отвечают записанные нами числительные? Вернемся к учебнику на странице 54ой и дочитаем наше правило. (Читают правило до конца).
- Теперь мы можем заполнить еще одну строку нашей таблицы. (Заполняют).
- Распределите числительные из данных выше предложений по разрядам.
(Количественные: два, восемь, три, семь, десять, шесть.
Порядковые: седьмого, десятой).
- А теперь скажите, какими членами предложения являются эти числительные? (Всеми членами предложения).
- Какой мы можем сделать вывод? (Могут быть любым членом предложения. Количественные числительные являются одним членом предложения вместе с существительными. Порядковые числительные, как и имена прилагательные, чаще всего выполняют в предложении роль определения).
- Давайте заполним еще одну строку в нашей таблице.
- Скажите, ребята, а слова тройка, удвоить, семиэтажный - тоже числительные? (Это слова других частей речи, то есть существительное, глагол, прилагательное с числовым значением).
- Определите часть речи (слайд).
- Как отличить числительные от других частей речи? (Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами).
- А теперь давайте узнаем, как изменяются числительные.
- Замените цифры словами. Определите их падеж, род и число.
У меня не хватает 5 (пяти) баллов. Р.п., мн.ч.
2 (двум) участникам соревнования вручили ценные подарки. Д.п., мн.ч.
С 33 этажа нашего дома открывается замечательная панорама города. Р.п., ед.ч., м.р.
- Какой мы можем сделать вывод? Давайте подтвердим наши слова правилом на стр.55.
V. Физ. минутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть.
VI.Закрепление материала
Игра «Третий лишний».
- В строчках есть лишнее слово, найдите его.
Трижды, втроем, третий, в-третьих.
Одиннадцать, три, сорок, тройка.
Пятак, пятерка, пятьсот.
- Ребята, давайте закрепим наши знания. (Работа с текстом).
- Прочитайте текст:
Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать пять процентов он зависит от наследственных факторов, пятнадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.
По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни, в первую очередь, подразумевает отказ от вредных привычек.
- В каком стиле написан текст? (В научном, так как здесь чётко, сжато, лаконично приводятся научные сведения о здоровье человека).
- Какие слова обращают на себя внимание? (Научные термины).
- И огромное количество числительных – это тоже признак научного стиля. Почему? (Они помогают нам получить точную, достоверную информацию).
- Как вы думаете, какое вас ждёт сейчас задание? (в левый столбик выписать количественные числительные, в правый порядковые). Выполняйте.
- Давайте, ребята, проверим вашу работу. Прочитайте количественные числительные в левом столбике. Они на какой вопрос отвечают?
- А теперь хочу услышать порядковые числительные в правом столбике. К ним какой вы поставили вопрос?
Количественные | Порядковые |
Сто, двадцать пять, пятнадцать, десять, пятьдесят. | Третий, второй, первую. |
- Молодцы. Оцените, пожалуйста, ниже свою работу.
- Еще одно задание. Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают: 1) число; 2) количество предметов; 3) порядок предметов при счете. (слайд)
- Выполните взаимопроверку.
Число | Количество предметов | Порядок предметов при счете |
Десятью, пять, восемь, тринадцать, восьми, два, шестьдесят, один. | В трех, семь. | Четвертую, первого. |
VII. Подведение итогов.
Прием «верные и неверные утверждения»
- У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что…». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».
Утверждения:
1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»;
2….имен числительных в языке очень немного;
3…имена числительные изменяются по падежам;
4…эта часть речи может быть только определением;
5. ..числительные имеют общие признаки с существительными;
6…они имеют общие признаки с прилагательными;
7….можно прожить день, не встретив ни одного числительного;
8….числительное не может состоять из 3 слов.
- Самопроверка:
Лингвистическая сказка.
Числительные счёт любят! Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех частей речи – эта самая молодая.
А хотите послушать, как впервые было выдвинуто Числительное другими частями речи? К сожалению, мы попали к концу их разговора.
- Кто за это предложение, прошу поднять руку, - сказал Председатель. - Существительное, подсчитайте количество голосов.
- Кто-то крикнул: “Много!”, и существительное подхватило:
- Много!
- Вы не считали! Или вы не хотите считать?
- Товарищ Председатель, - вступился Глагол, - существительное не умеет считать по порядку, у него есть единственное число, обозначающее один предмет, и множественное со значением неопределенного множества.
- Но кто же тогда подсчитает нам голоса? – расстроился Председатель.
- Числительное!!! – хором выдохнул зал.
Вот, оказывается, какая важная часть речи - числительное.
В. Волина
- Ребята, как вы думаете, действительно ли числительное занимает важное место в нашей жизни? Давайте представим, что бы было, если бы в нашем мире не было ни одной цифры. (Тогда бы не было такого понятия как время, потому что оно тоже связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы денег, цен, да и магазинов бы тоже).
- Что ещё стало бы невозможным, не будь в мире цифр?
- Вспомните цель урока. Скажите, над чем мы работали сегодня?
- Что называется числительным? Чем отличаются порядковые числительные от количественных?
- Какова роль числительного в предложении? Как отличить числительное от других частей речи с числовым значением?
- Молодцы! А сейчас я предлагаю вам заполнить кластер на тему «числительное»
5. Домашнее задание.
Письменное задание на выбор:
а) упражнение 68 (карточка);
б) записать 6 пословиц или загадок, в которых употребляются имена числительные.
6. Рефлексия.
- Сегодня я узнал...
- Было интересно...
- Было трудно...
- Я понял, что...
- Я хочу сказать вам, ребята, что имя числительное – это уникальная часть речи, далее вас ждёт ещё много уроков, посвящённых ему. На этих уроках вас ждут новые интересные открытия. Например, вы узнаете, почему в числительном «одиннадцать» две нн, а в числительном «двенадцать» всего одна. Я думаю, вы удивитесь тому, как, оказывается, трудно произносить многие числительные. Вы узнаете, например, каким образом появилось в русском языке необычное числительное «сорок». На все эти вопросы вы ответите в процессе изучения данной темы.
Рабочий лист ФИО ___________________________________________________
- Вставьте Н или НН:
Глиня…ый кувшин, ржа…ой хлеб, безветре…ый день, соловьи…ая трель, маши…ое масло, стекля…ая ваза, листве…ый лес, традицио…ые блюда, ветре…ая погода, лу…ая ночь.
Часть речи | Имя существительное | Имя прилагательное | Имя числительное |
Что обозначает | |||
Отвечает на вопросы | |||
Чем является в предложении | |||
Морфологические признаки |
- Прочитайте текст:
Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать пять процентов он зависит от наследственных факторов, пятнадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.
По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни, в первую очередь, подразумевает отказ от вредных привычек.
Стиль: ___________________________
Количественные | Порядковые |
- Распределите по колонкам
Число | Количество предметов | Порядок предметов при счете |
Лист достижений ФИО _____________________________________________
1. «Н или НН» 0-1 ошибка «5» 2-3 ошибки «4» 4-5 ошибок «3» 6 и более «2» | 2. «Колич./Поряд». 0 ошибок «5» 1-2 ошибки «4» 3-4 ошибки «3» 5 и более «2» | 3. «Три колонки» 0-1 ошибка «5» 2-3 ошибки «4» 4-6 ошибок «3» 7 и более «2» | 4. «+/-» 0 ошибок «5» 1-2 ошибки «4» 3-4 ошибки «3» 5 и более «2» | 5. Итоговая оценка Сложите все оценки и поделите на их количество. |
Кластер «Имя числительное»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Спишите, вставляя Н или НН: Глиня … ый кувшин, ржа…ой хлеб, безветре … ый день, соловьи… ая трель, маши… ое масло, стекля… ая ваза, листве… ый лес, традицио … ые блюда, ветре… ая погода, лу … ая ночь. Проверка: ГлиняНый кувшин, ржаНой хлеб, безветреННый день, соловьиНая трель, машиННое масло, стекляННая ваза, листвеННый лес, традициоННые блюда, ветреНая погода, луННая ночь.
1. Сколько тебе лет? 2. Какое сегодня число? 3. В каком классе ты учишься? 4. За какой партой ты сидишь? 5. Сколько человек сегодня в классе?
Имя числительное как часть речи
Познакомиться: с именем числительным как частью речи. Научиться находить: числительное в тексте. Узнать: о количественных и порядковых числительных. Цели урока:
Часть речи Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Что обозначает Отвечает на вопросы... Чем является в предложении Морфологические признаки
Имя числительное I . Общее значение Обозначает число, количество предметов и их порядок при счете, отвечает на вопросы сколько? который? (какой?)
На землю выпал первый пушистый снежок и укрыл её мягким одеялом. Синтаксическая пятиминутка Два мальчика подошли к школе. Не хватает седьмого стула. Рассмотрите рисунок на десятой странице. Занятия начинаются в восемь часов. Три и семь – десять. Разделите шесть на три.
числительные Обозначают количество СКОЛЬКО? количественные Обозначают порядок при счете КАКОЙ? КОТОРЫЙ? порядковые два, восемь, три, семь, десять, шесть. седьмого, десятой
Два мальчика подошли к школе. Не хватает седьмого стула. Рассмотрите рисунок на десятой странице. Занятия начинаются в восемь часов. Три и семь – десять. Разделите шесть на три.
Пять или пятёрка Какая разница? Тройка, удвоить, семиэтажный.
Определите часть речи Пятый этаж Пятиэтажный дом Медный пятак Пять этажей Пятерка Пятилетний малыш
Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.
Физ. минутка Раз – подняться, потянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на стульчик тихо сесть
Игра «Третий лишний» - Трижды, втроем, третий, в-третьих. - Одиннадцать, три, сорок, тройка. - Пятак, пятерка, пятьсот.
Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать пять процентов он зависит от наследственных факторов, пятнадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека. По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни, в первую очередь, подразумевает отказ от вредных привычек.
В трех тетрадях. Семь книг. Десятью минутами позже Пять и восемь будет тринадцать. К восьми прибавьте два. Сложите шестьдесят и один. Четвертую тарелку. Первого сентября. Выпишите в три колонки числительные, которые обозначают : 1) число; 2) количество предметов; 3) порядок предметов при счете.
Проверка!!! Число Количество предметов Порядок предметов при счете Десятью, пять, восемь, тринадцать, восьми, два, шестьдесят, один. В трех, семь. Четвертую, первого.
«Верные и неверные утверждения» «Правда ли, что…». Если вы отвечаете «да», то ставьте « + », если «нет» , то « - ». Утверждения: 1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»; 2….имен числительных в языке очень немного; 3…имена числительные изменяются по падежам; 4…эта часть речи может быть только определением; 5. ..числительные имеют общие признаки с существительными; 6…они имеют общие признаки с прилагательными; 7….можно прожить день, не встретив ни одного числительного; 8….числительное не может состоять из 3 слов.
Проверка!!! 1) + 2) - 3) + 4) - 5) + 6) + 7) - 8) -
Домашнее задание: Письменное задание на выбор: а) упражнение 68 (карточка); б) записать 6 пословиц или загадок, в которых употребляются имена числительные.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"
Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...
Открытый урок по русскому языку 6 класс по теме "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Урок составлен к учебнику С.И.Львовой,В.В. Львова...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"
Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о новой части речи – прилагательное; формирование умени...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Имя прилагательное как часть речи, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Имя прилагательное как часть речиЦели деятельности учителя: актуализация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи; совершенствование умения зад...
- Мне нравится (1)