Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в средних классах
статья по русскому языку
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в средних классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка в средних классах
Сахарова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы
Хабалтуева Татьяна Петровна учитель русского языка и литературы
Формирование функциональной грамотности - сложный, многогранный, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.
В новых условиях обучение обучающихся в школе должно быть ориентировано на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности.
Что же такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Функционально грамотный человек умеет ориентироваться в мире и действовать в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Компонентами функциональной грамотности являются:
- знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;
- умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;
- готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить функциональную грамотность учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Для этого необходимо знать учебные возможности школьников каждого возраста. Определяем учебную работоспособность учеников и исходя из этого составляем план работы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология «критического мышления”, технологии проектной деятельности, технологии продуктивного чтения, пирамида Блума, приемы работы с текстом, развивающие функциональную грамотность учащихся, интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками.
Приёмы, используемые на уроках русского языка в рамках должны удовлетворять потребность в творчестве учащихся, развивать способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизировать мыслительную деятельность учащихся, и в общем способствовать формированию различных компетенций. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла чаще всего используем приемы:
«Толстые и тонкие вопросы»,
«Чтение с остановками»,
«Чтение с пометками»,
«Составление кластера».
«Ромашка Блума».
Рассмотрим несколько наиболее эффективных и часто применяемых приёмов работы с текстом в средней школе. Прием «Толстые и тонкие вопросы». «Тонкие вопросы» требуют однозначных ответов, «толстые» - неоднозначных, развернутых ответов. Для примера рассмотрим имя прилагательное и причастие.
Таблица №1 «Тонкие и толстые вопросы»
«Тонкие» вопросы |
«Толстые» вопросы |
Что обозначает причастие? Что обозначает прилагательное? Как отличить причастие от прилагательного? | Дайте три объяснения, почему в речи нужны причастия и прилагательные? Объясните, почему прилагательное не может заменить причастие? Почему, причастный оборот выделяется запятыми? В каких случаях обособляются согласованные определения? Предположите, что будет, если из речи исчезнет прилагательные? Предположите, что будет, если из речи исчезнут причастия? В каких случаях причастия и прилагательные бывают определениями, а в каких сказуемыми? Как различить причастие и прилагательное, если у них одинаковый суффикс енн? |
Особое слово хочется сказать о кластерах. Это особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки- лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
Рисунок №1 «Кластер»
Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
Для формирования функциональной грамотности рекомендуется этот прием.
Мы можем использовать во время проверки усвоенных ранее и при изучении нового материала.
Знакомство с наречием, составление рассказа о наречии по опорным словам. (7класс)
Наречие-…….. часть речи, обозначает ……действия. Отвечают на вопросы…
Наречия ……изменяются.
В предложении наречия бывают….
Приём «Корзина» идей, понятий….
Описание: Это прием используется для организации индивидуальной и групповой работы учащихся. На доске - корзина, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Тема: Чередующиеся гласные в корне слова кас-кос
Косит
Коснуться
Касаться
1 этап работы
В начале задается вопрос по данной проблеме.
2 этап
Учащиеся вспоминают и записывают всё, что знают по этой теме.
3 этап
Происходит обмен информацией в парах (не более 3 минут)
4 этап
Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей)
5 этап
Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока это может быть связано в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Предложенные технологии, приемы, методы, задания направлены на формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся.
Представленные приемы работы с текстом развивают на уроках у обучающихся. читательскую грамотность.
Таким образом, систематическое применение всех методов и приемов служит развитию ключевых и предметных компетенций, а на их основе формируется функциональная грамотность школьника.
Литература
1) Федорова, Е. И. Логическая грамотность – одно из направлений функциональной грамотности / Е. И. Федорова // Современная образовательная среда: теория и практика : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. – Чебоксары, 2020. - С. 47- 49.
2) Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса.- Петрозаводск, 2020. - С. 116-125.
3) Медеубаева, К. Т. Педагогические условия формирования функциональной грамотности учащихся / К. Т. Медеубаева // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: терия и практика : сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского». - 2019. - С. 63-66.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
Виды заданий, включенных в презентацию, помогут учителям в работе по формированию функциональной грамотности обучающихся....
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию (OECD) и Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцат...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка
Дидактический материал для 6 кл , применяемый на уроках русского языка по развитию речи....
Мастер-класс "Реализация системно-деятельностного подхода с целью формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы".
Материал, представленный в данной презентации, был продемонстрирован на городском семинаре, участником которого я стала. Семинар был одним из этапов конкурса "Учитель года 2022"...
Практика формирования функциональной грамотности на уроках английского языка в средней школе
Практика формирования функциональной грамотностина уроках английского языкав средней школе Аннотация:Статья посвящена новой реальности образования - формированию навыков XXI века. Как готов...
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы...
Сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка для обучающихся 6-8 классов
Данный сборник заданий по формированию функциональной грамотности на уроках русского языка для обучающихся 6-8 классов состоит из 4 текстов и заданий к ним, которые помогут учащ...
- Мне нравится (1)