Словари русского языка
план-конспект урока по русскому языку
Цель: познакомить учеников со словарями русского языка;
Задачи:
- научить читать словарную статью;
- формировать навык работы со словарями;
- расширять знания учеников о культуре русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_slovari_russkogo_yazyka.docx | 255.9 КБ |
k_uroku_slovari_russkogo_yazyka.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Словари русского языка
Цель: познакомить учеников со словарями русского языка;
Задачи:
- научить читать словарную статью;
- формировать навык работы со словарями;
- расширять знания учеников о культуре русского народа.
Ход урока | Оценки/ Заметки | |
I. Организационный момент – Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь! Скажите, кто сегодня отсутствует? | ||
II. Объяснение нового материала СЛАЙД – Ребята, сегодня на уроке мы с вами изучим тему «Словари русского языка». Откройте ваши тетради, запишите в них число, «Классная работа» и тему урока «Словари русского языка». Слово учителя (информация, которая сообщается ученикам учителем, размещена на слайдах в кратком виде, информацию со слайдов ученики записывают в рабочую тетрадь) – Ребята, как вы думаете, что такое словарь? Какая информация может в нем содержаться? – Выслушиваю ответы учеников. СЛАЙД – Правильно. Словарь – справочная книга, содержащая собрание слов (или морфем, словосочетаний, идиом и т.д.), расположенных по определенному принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении и т.п. или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. СЛАЙД Словари принято делить на два типа: энциклопедические и лингвистические. Энциклопедические словари содержат сведения о научных понятиях, терминах, исторических событиях, персоналиях, географии и т.п. В энциклопедическом словаре нет грамматических сведений о слове, а даётся информация о предмете, обозначаемом словом. Объект описания лингвистических (языковых) словарей – языковые единицы (слова, словоформы, морфемы). В таком словаре слово (словоформа, морфема) может быть охарактеризовано с разных сторон, в зависимости от целей, объёма и задач словаря: со стороны смыслового содержания, словообразования, орфографии, орфоэпии, правильности употребления. В зависимости от того, сколько признаков слова описаны в словаре, различают словари одноаспектные и многоаспектные. СЛАЙД Структура словарной статьи определяется задачами словаря. Но словарная статья любого словаря начинается с заголовочное слово. Совокупность заголовочных слов образуют словник, или левую часть словаря. Правая часть словаря – та, в которой объясняется заголовочная единица. Правая часть толкового словаря, как правило, включает зоны: грамматическая характеристика слова, толкование, тип значения (прямое, переносное), стилистическая окраска, иллюстрации (цитаты, речения). Запишите структуру словарной статьи в тетрадь. Словарная статья в толковом словаре – это портрет слова. Чтобы правильно этот портрет воспринимать, надо уметь читать словарную статью, извлекая из нее всю заключенную в ней информацию. – Ребята, давайте рассмотрим словарную статью из толкового словаря, выделим ее основные части. СЛАЙД – Ребята, вы правильно выделили все части словарной статьи. СЛАЙД – Ребята, как бы вы сформулировали определение словарной статьи? – Выслушиваю ответы учеников. – Правильно. СЛАЙД Словарная статья – основная структурная единица словаря; текст, разъясняющий заголовочную единицу в словаре и описывающий ее основные характеристики. Ребята, давайте рассмотрим словарную статью из толкового словаря, выделим ее основные части. Любой словарь состоит из словарных статей. Создано более 30 типов лингвистических словарей, отражающих богатство русского языка, его историю, изобразительно-выразительные возможности. Наиболее распространенный тип – одноязычный толковый словарь. В нем даются слова с объяснением их значений, грамматическая и стилистическая характеристика. СЛАЙД Первым толковым словарем собственно русского языка был Словарь Академии Российской 1789 – 1794 гг., который включал 43 257 слов, а также грамматические и стилистические пометы. СЛАЙД В 1863 – 1866 гг. издан толковый словарь Владимира Ивановича Даля. Он содержит 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла слова. Словарь этот, богатейший по своему содержанию, не является нормативным: в него, наряду с общеупотребительными, включены слова диалектные, слова узкого, местного употребления, слова, связанные с ремеслами. Словарь В. И. Даля, как и Словарь Академии Российской, был построен по гнездовому способу, при котором производные слова помещаются в одной словарной статье с производящим словом. СЛАЙД Современные наиболее полные нормативные толковые словари русского литературного языка, которые обычно строятся по алфавитному способу, насчитывают до 100 – 120 тысяч слов. К современным нормативным толковым словарям относят Большой академический словарь русского языка под редакцией Л. И. Балахонова, Малый академический словарь под редакцией А. П. Евгеньева, Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, Большой толковый словарь под редакцией С. А. Кузнецова и т.д. СЛАЙД К лингвистическим словарям также относят словарь иностранных слов, который содержит слова иноязычного происхождения и их объяснение. Например, Новый словарь иностранных слов Е. Н. Захаренко, Современный словарь иностранных слов Л. П. Крысина, Словарь новейших иностранных слов Е. Н. Шагаловой, Школьный словарь иностранных слов под редакцией В. В. Иванова и т.д. СЛАЙД Диалектный словарь включает диалектную лексику с ее толкованием. К диалектным словарям относят Опыт областного великорусского словаря под редакцией А. Х. Востокова, А. М. Коркунова, Псковский областной словарь и др. СЛАЙД – Ребята, рассмотрите словарную статью из Диалектного словаря. В парах обсудите: все ли части словарной статьи здесь есть. – В словарной статье из Диалектного словаря отсутствует указание на тип значения и пример, которые проиллюстрировал бы использование слова в речи. – Правильно. Нужно отметить, что Диалектные словари имеют особую помету – обл. («областное»), которая указывает на использование слова в той или иной местности. Продолжим наше знакомство со словарями. СЛАЙД Фразеологический словарь включает фразеологизмы и их значение. К ним относят Фразеологический словарь русского языка под редакцией А. И. Молотова, Фразеологизмы в русской речи A. M. Мелеровича, В. М. Мокиенко, Русская фразеология. Историко-этимологический словарь под редакцией В. М. Мокиенко и др. СЛАЙД – Ребята, рассмотрите словарную статью из Фразеологического словаря. В парах обсудите: все ли части словарной статьи здесь есть. – В словарной статье из Фразеологического словаря отсутствует грамматическая характеристика и указание на тип значения. – Правильно. Подумайте, нужны ли данные части словарной статьи во Фразеологическом словаре? – Нет, так как грамматическая характеристика бывает только у слова, а фразеологизм – это устойчивое словосочетание. Тип значения важен и для этого словаря, так как и фразеологизмы могут употребляться в прямом и переносном значениях. – Как вы думаете, почему здесь отсутствует помета о типе значения? – Эта помета здесь отсутствует, так как фразеологизм имеет одно значение, прямое. Если бы фразеологизм был многозначным, то, возможно, одно из его значений было бы переносным. – Правильно. Продолжим. СЛАЙД В орфографическом словаре дается нормативное написание слов (Орфографический словарь русского языка В. В. Лопатина и др.), в орфоэпическом – нормативное литературное произношение (Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова и др.), в этимологическом - объясняется происхождение слов (Этимологический словарь русского языка М. Фасмера, Историко-этимологический словарь современного русского языка П. Я. Черных, Краткий этимологический словарь русского язык Н. М. Шанского и др.), в топонимическом – даются сведения о собственных именах географических объектов – рек, озер, морей, островов, гор, городов и т. п. (Топонимический словарь Центральной России Г. П. Смолицкой). СЛАЙД – Ребята, рассмотрите словарные статьи из Орфографического и Орфоэпического словарей. В парах обсудите: все ли части словарной статьи здесь есть. – В орфографическом словаре отсутствуют толкование слова, тип значения, стилистическая окраска, пример употребления. В орфоэпическом словаре отсутствуют тип значения, стилистическая окраска, иногда отсутствуют толкование слова и пример употребления. – Правильно. Подумайте, нужны ли данные части словарной статьи в этих словарях? – Нет, так как цель Орфографического словаря – дать нормативное написание слова, цель Орфоэпического словаря – дать нормативное литературное произношение, поэтому в этих словарях не важные такие части словарной статьи, как толкование слова, его стилистическая окраска, тип значение и употребления в речи. – Правильно. Продолжим. СЛАЙД Есть синонимические словари, словари антонимов, омонимов, паронимов, эпитетов, словообразовательные и морфемные словари, словари сокращений, русских личных имен, русских фамилий, словари-справочники. СЛАЙД – Ребята, рассмотрите словарную статью из Словаря синонимов. В парах обсудите: все ли части словарной статьи здесь есть. – В словарной статье из словаря синонимов отсутствую все части, кроме заголовочного слова. – Как вы думаете, почему эти части словарной статьи отсутствуют? – Эти части словарной статьи отсутствуют, так как цель Словаря синонимов – дать цепочку слов, близких по значению к заголовочному слову. СЛАЙД – Правильно. Ребята, есть ли у вас вопросы по тому, что вы услышали? – Нет. – Хорошо. Тогда перейдем к выполнению упражнений. СЛАЙД | *Работаем со словарной статьей | |
III. Закрепление изученного материала Упр. 1. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВЫХОД. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. ВЫ́ХОД, -а, муж. 1. см. выйти. 2. Появление на сцене действующего лица. Ваш в.! (напоминание актёру, находящемуся за сценой). 3. Место, где выходят, а также место, где что-н. выступает наружу, выпускается, вытекает. Стоять у выхода. Запасный в. В. алмазоносной трубки. 4. Способ разрешить трудность, выйти из затруднения. В. из положения. 5. Количество произведённого продукта (спец.). Норма выхода. Высокий в. шерсти у овец. (2)<...> для предупреждения и предотвращения опасных радиоактивных загрязнений проводится контроль за движением грунтовых вод от пунктов захоронения до выхода грунтовых вод к поверхностному водоисточнику. Ответ: 3. Место, где выходят, а также место, где что-н. выступает наружу, выпускается, вытекает. Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ОБОРОТ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. ОБОРОТ, -а; м. 1) Употребление, использование. Пустить в о. юбилейную монету. Вошло в о. новое слово. 2) Отдельная часть, отдельное звено, стадия какой-н. деятельности, развития чего-н. (спец.). О. стада (изменение его структуры и численности за определённый период). 3) Законченный цикл операций, производимых средствами передвижения (напр. движение куда-н. с возвращением к исходному пункту) (спец.). О. вагонов. 4) Обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получения прибыли. О. капитала (его непрерывно возобновляющийся кругооборот). 5) Один круг обращения вокруг чего-н.; виток (в 3 знач.). Набирать обороты (также перен.: о каком-н. деле, событии: убыстряться, ускоряться). (3)( ... )это намерение имело и практическое значение: эфесцы вели крупные ростовщические операции, под большие проценты отдавали деньги взаймы и надеялись, что новое сооружение увеличит оборот их «банков». Ответ: 4) Обращение денежных средств и товаров для воспроизводства, получения прибыли. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТА. Определите, в каком значении это слово употреблено во втором (2) предложении текста.
РАБОТА, -ы, ж.р. 1) Нахождение в действии, деятельность чего-н., процесс превращения энергии одного вида в другой. Р. машины. 2) Занятие, труд. Физическая р. 3) Служба, занятие на каком-н. предприятии, учреждении как источник заработка. Поступить на работу. 4) мн. Производственная деятельность по созданию, обработке чего-н. Оросительные работы. 5) Продукт труда, готовое изделие. Печатные работы. (2)Гантенбринк, которого Немецкий археологический институт, расположенный в Каире, взял на работу для исследования возможности установления в Великой пирамиде системы вентиляции, заслал в южную вентиляционную шахту погребальной камеры созданного им дистанционно управляемого робота.
Ответ: 3) Служба, занятие на каком-н. предприятии, учреждении как источник заработка. СЛАЙД Упр. 2. Замените иноязычные слова русскими синонимами. Используйте словарь синонимов. Агрессор, аморфный, апломб, генеральный, иллюзия, мемуары, архитектор, дефект, полисемичный, фрагмент, вояж, индивидуальный, коллективный, лаконичный, метаморфоза. Агрессор – захватчик, завоеватель; аморфный – бесформенный; апломб – самоуверенность, самонадеянность, самонадежность; генеральный – главный, первый, ключевой, коренной; иллюзия – призрак, мираж; мемуары – воспоминания, записки; архитектор – зодчий; дефект – недостаток, несовершенство, недочет; полисемичный – многозначный; фрагмент – отрывок, часть, кусок; вояж – путешествие, поездка; индивидуальный – 1. своеобразный, самобытный, неповторимый, 2. отдельный, изолированный, обособленный; коллективный – общий, общественный; лаконичный – краткий, короткий; метаморфоза – 1. изменение, перемена, видоизменение, 2. превращение, обращение, перевоплощение. СЛАЙД
Упр. 3. Прочитайте. Используя историко-этимологический справочник К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степановой, определите значение фразеологизма и культурологическую информацию, которую он содержит. Запишите. Каши не сваришь, чинить кашу, поднести хлеб-соль. Каши не сваришьʻне сговоришься, не сделаешь какого-либо дела с кем-либоʼ. Фразеологизм связан с древним ритуально-обрядовым назначением каши и процессом ее приготовления. Совместное приготовление обрядовой еды свидетельствовало о желании участвовать в делах всей общины, вкладывать свою долю в общий «котел» (ср. однокашник). Человек, не желающий участвовать в общем обрядовом действе, считался чужим и ненадежным. Отсюда – осуждение, сохранившееся в форме и содержании фразеологизма. Чинить кашу ʻустраивать свадебный пирʼ. Фразеологизм отталкивается от ритуально-обрядовой символики каши у русских и других славян. Каша являлась обязательным угощением на свадебном пиру, поскольку она символизировала плодородие. Поднести хлеб-соль ʻо доброжелательном приеме, встрече дорогих, желанных гостейʼ. Фразеологизм возник на основе метонимического переноса названия детали старинного ритуала встречи именитых и почетных гостей или молодых на свадьбе, когда им подносили хлеб и соль. Хлеб считался знаком благоволения, соль – знаком любви.
| * Упражнение выполняется устно. Учитель спрашивает 3 учеников * Упражнение выполняется самостоятельно, письменно. Проверка: учитель спрашивает учеников по цепочке, один ученик – одно слово *Упражнение выполняется учениками самостоятельно. После его выполнения учитель спрашивает 3 учеников: один фразеологизм – один ученик. *Историко-этимологический справочника К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степановой в школе нет, поэтому учитель заранее приготовил распечатки из справочника для учеников | |
IV. Рефлексия – Ребята, сегодня на уроке каждый из вас хорошо потрудился. В завершении нашего урока я предлагаю вам написать синквейн. Синквейн – это пятистрочная строфа, где 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Мы с вами составим синквейн со словом словарь. СЛАЙД | *После выполнение задания учитель спрашивает 2 учеников | |
V. Д/з – Ребята, наш урок подходит к концу, поэтому откройте дневники и запишите д/з. Дома вам нужно будет почитать информацию в учебнике на страницах 30 – 33, а также выполнить упражнение 41 на странице 29, при выполнении задания пользуйтесь Орфографическим словарем В. В. Лопатина.
Спасибо за урок. Вы можете быть свободны. | *Д/з учитель раздает на листочках |
Предварительный просмотр:
Словари русского языка
Словари делят на энциклопедические и лингвистические. В энциклопедических словаря дается описание, характеристика предметов, явлений, событий, известных людей и т. д., в лингвистических – объясняются слова и их значения.
Создано более 30 типов лингвистических словарей, отражающих богатство русского языка, его историю, изобразительно-выразительные возможности.
Наиболее распространенный тип – одноязычный толковый словарь. В нем даются слова с объяснением их значений, грамматическая и стилистическая характеристика.
Первым толковым словарем собственно русского языка был Словарь Академии Российской 1789 – 1794 гг., который включал 43 257 слов, а также грамматические и стилистические пометы.
В 1863 – 1866 гг. издан толковый словарь Владимира Ивановича Даля. Он содержит 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла слова. Словарь этот, богатейший по своему содержанию, не является нормативным: в него, наряду с общеупотребительными, включены слова диалектные, слова узкого, местного употребления, слова, связанные с ремеслами. Словарь В. И. Даля, как и Словарь Академии Российской, был построен по гнездовому способу, при котором производные слова помещаются в одной словарной статье с производящим словом.
Современные наиболее полные нормативные толковые словари русского литературного языка, которые обычно строятся по алфавитному способу, насчитывают до 100 – 120 тысяч слов. К современным нормативным толковым словарям относят Большой академический словарь русского языка под редакцией Л. И. Балахонова, Малый академический словарь под редакцией А. П. Евгеньева, Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой, Большой толковый словарь под редакцией С. А. Кузнецова и т.д.
К лингвистическим словарям также относят словарь иностранных слов, который содержит слова иноязычного происхождения и их объяснение. Например, Новый словарь иностранных слов Е. Н. Захаренко, Современный словарь иностранных слов Л. П. Крысина, Словарь новейших иностранных слов Е. Н. Шагаловой, Школьный словарь иностранных слов под редакцией В. В. Иванова и т.д.
Диалектный словарь включает диалектную лексику с ее толкованием. К диалектным словарям относят Опыт областного великорусского словаря под редакцией А. Х. Востокова, А. М. Коркунова, Псковский областной словарь и др.
Фразеологический словарь включает фразеологизмы и их значение. К ним относят Фразеологический словарь русского языка под редакцией А. И. Молотова, Фразеологизмы в русской речи A. M. Мелеровича, В. М. Мокиенко, Русская фразеология. Историко-этимологический словарь под редакцией В. М. Мокиенко и др.
В орфографическом словаре дается нормативное написание слов (Орфографический словарь русского языка В. В. Лопатина и др.), в орфоэпическом – нормативное литературное произношение (Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р. И. Аванесова и др.), в этимологическом - объясняется происхождение слов (Этимологический словарь русского языка М. Фасмера, Историко-этимологический словарь современного русского языка П. Я. Черных, Краткий этимологический словарь русского язык Н. М. Шанского и др.), в топонимическом – даются сведения о собственных именах географических объектов – рек, озер, морей, островов, гор, городов и т. п. (Топонимический словарь Центральной России Г. П. Смолицкой).
Есть синонимические словари, словари антонимов, омонимов, паронимов, эпитетов, словообразовательные и морфемные словари, словари сокращений, русских личных имен, русских фамилий, словари-справочники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необычный словарь русского языка
А.И.Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, личность, заслужившая уважение и признание всего мира. До настоящего времени в большинстве образовательных учреждений ...
"Словари русского языка"
Презентация, рассказывающая о словарях...
" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...
Орфографический словарь русского языка для школьников
§ 1. Слова в Словаре размещены в алфавитном порядке.§ 2. Слова пишутся со строчной буквы.§ 3. В Словаре представлены произносительные,грамматические и словообразовательные вариантыслов, связанн...
Словари русского языка
Обязательный шаг для поиска информации – обращение к словарям. В них можно найти…ВСЁ!! Чтобы уметь правильно и красиво говорить, необходимо знать значение слов,их пр...
конспект урока по теме "Словари русского языка"
методический комплекс включает в себя конспект, презентацию и оценочный лист занятия по теме "Словари русского языка"...
Реклама "Толковому словарю русского языка" С.И.Ожегова
Сотни слов, родных и метких,Сникнув, голос потеряв,Взаперти, как птицы в клетках,Дремлют в толстых словарях.Ты их выпусти оттуда,В быт обыденный верни,Чтобы речь - людское чудо -Не скудела в наш...