«Искусственный интеллект (AI): инновационный образовательный тренд, опыт успешного применения».
методическая разработка по русскому языку (6, 7 класс)

Климова Марина Николаевна

Материал может использоваться учителями-предметниками для проведения открытого занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Слайд 1.

Представляю вам методические наработки по теме «Искусственный интеллект (AI): инновационный образовательный тренд, опыт успешного применения».

Слайд 2

Нейросети - это инновационные инструменты искусственного интеллекта, способные обрабатывать и анализировать большие объемы информации. Они повышают мотивацию к обучению, погружают учащихся в интересную и инновационную образовательную среду, которая стимулирует их активное участие и развитие, поэтому  учителю важно знать  все образовательные тренды и  грамотно их использовать.

 Я, учитель русского языка и литературы, представляю вам технологии искусственного интеллекта, которые могут быть использованы на любом учебном предмете

ИИ-это технология, которую мы интегрируем в образование. В условиях огромной нагрузки, перегрузки, в море документации- это для нас, учителей, просто спасение. Что же может ИИ?

Слайд 3. Объяснить сложные термины

--В процессе обучения постоянно приходится изучать новые темы и знакомиться со сложными терминами. Нейросети переформулируют «заумный» текст и объяснят понятие простым языком, что особенно важно для учащихся с низкой учебной мотивацией

Перед вами попытка объяснения термина Лингвистика. Если вас не устраивает такое объяснение, можно попросить ИИ объяснить иначе до тех пор, пока не добьетесь нужного текста.

Слайд 4. Создание и трансформация учебных текстов

Нейросети способны по вашему запросу сгенерировать текст любого объема и на любую тему, любого жанра или вида (монолог или диалог; повествование, описание или рассуждение). Вы можете также указать определенную лексику, которую нейросеть должна использовать в тексте, и задать его сложность.

Перед Вами текст, созданный ИИ. Если онвас не устроит, попросите ИИ написать его более простыми словами.

Лайфхак! Если вы попросите нейросеть написать текст по образцу или по подробному плану (например, приложив структуру письменного задания), то результат получится более качественным.

Слайд 5. Трансформация и адаптация текстов 

Как вы поняли ,можно попросить нейросеть упростить или усложнить текст.  Для чего это нужно? Не секрет, что мы работаем с разным контингентом учащихся: с повышенным уровнем обученности и с низким. Данный способ помогает адаптировать текст, чтобы непонятные и незнакомые слова были поняты всеми. Вот пример и его адаптация.

Слайд 6.

Как было сказано, ИИ способен сгенерировать текст любого объема и на любую тему, любого жанра или вида. Перед вами один и тот же текст, но сгенерированный в разных стилях. Учителя знают, что учащиеся плохо разбираются в стилях и типах речи, поэтому предлагаю такие задания6

1. Определите, какой стиль речи использован в каждом из текстов .

2. Найдите и проанализируйте примеры, иллюстрирующие особенности каждого из стилей.

3. Напишите короткое эссе на тему: «Влияние стиля речи на восприятие информации».

Слайд 7. Составить план сочинения

ИИ может составить план сочинения или научной работы. Основной текст сочинения учащимся придется написать самостоятельно, но план можно собрать за пару минут используя нейросети. Это поможет раскрыть заданную тему с разных сторон. Здесь мы признаем, что никто не заменит учителя, его интеллект, его интуицию, знания психологических особенностей ребенка, но у нас есть необучаемые дети и вот такие задания и можно дать. Нужно постараться создать иллюзию успеха, чтобы им было интересно, чтобы была мотивация- пусть он воспользуется интернетом. Наша задача-помочь учиться, вызвать интерес к учебе. Самое главное –не переступить ту грань, когда дети начнут «паразитировать». А вот успешным ученика, я усложню задачу.

Используйте такую команду:

Придумай план интересного сочинения / научной работы на тему (тема сочинения) для (возраст и целевая аудитория).

Распиши каждый пункт подробно, что можно в него включить.

Слайд 8. Автоматическая оценка работ учащихся

Нейросети могут быть  использованы для автоматической оценки работ учащихся, Нейросети могут  распознавать ошибки , осуществлять обратную связь.  

Они могут устанавливать, где именно возникают проблемы, предлагать комментарии и дополнительные материалы для поддержки прогресса учащихся. Это поможет учителям в  проверке большого количества работ и обеспечить более объективную оценку. НО! Текст должен быть напечатан учащимся и прислан учителю!

Для проверки нужно задать запрос в нейросеть, содержащий:

должность и предмет (например, учитель русского языка),

что нужно проверить,

какую оценку по 5-балльной шкале дать,

какие рекомендации по улучшению работы выдать.

    Ввести работу ученика.

Перед вами работа моей ученицы и проверка ее ChatGPT. На ней вы видите оценку работы, указаны положительные моменты и рекомендации по улучшению.

❗❗❗Необходимо помнить, что мы несем ответственность за использование нейросети, и необходимо всегда проверять достоверность выданного материала.

Слайд 9. Проверить текст на ошибки и отредактировать текст

Можно не только проверить, но отредактировать текст при помощи, например, YandexGPT. В отредактированном варианте даны рекомендации по улучшению текста. Вот вам и индивидуальный маршрут для учащегося

Слайд 10. Написание учебных планов

Нейросеть Вы можете использовать и для создания детальных планов уроков. Для этого нужно описать:

предмет,

тему урока,

обязательные моменты на уроке (рефлексия, разминка, дз и т.д.),длительность урока.

Далее корректируем, ставим задачи, создаем упражнения (лучше отдельно).

Слайд 11. Составление контрольных работ и тестов

Для этого нужно описать:

  • предмет,
  • тему контрольной работы,
  • вид контрольной (эссе, изложение, сочинение, контрольная, лабораторная работа и т.д.),
  • обязательные моменты в контрольной (например, для русского языка - что должно быть в каждом задании),
  • длительность работы.

Слайд 12. Создание тестов, викторин вTelegram - Quiz Bot

В Телеграм- канале вы можете создавать тесты , викторины. Набираем Quiz Bot

в строке меню выбираем новый тест

( выбираем количество правильных ответов)

бот попросит отправить вопрос с вариантами ответа

заполняем вопросы и варианты ответов

На этой платформе учитель сам подбирает вопросы и ответы. Это очень напоминает интерактивный рабочий лист. Как работать с ним,  я показывала вам несколько лет назад.  Но это облегчит работу учителя, т.к. проверяет платформа. Вы только получаете результаты.

Слайд 13. Составление упражнений                  ChatGPT

Упражнения можно создавать и нейросети, например в ChatGPT. Нейросеть может составить разные типы заданий: на заполнение пропусков, исправление ошибок, выбор правильного ответа, на отработку определенной лексической или грамматической темы и т.д.

Лайфхак! В запросах выше я подробно описывала, какое задание хочу получить (сколько должно быть предложений в задании, какие слова должны быть в пропуске; для теста указала, сколько вариантов ответа мне нужно, отметила, что один ответ должен быть верным, и привела пример оформления). Также можем предложить нейросети придумать для нас задание с нуля. Она может предложить интересные варианты, но более подробное описание в запросе помогает нейросети качественнее справиться с задачей.

Слайд 14. Работа со словами

Нейросеть справится с заданием: составить список слов по определенной теме или коммуникативной ситуации. Может подобрать список синонимов, антонимов, объяснить слово

Слайд 15. Ознакомиться с кратким содержанием книги или статьи

Для работы нам приходится изучать и дополнительную литературу,  иногда она может быть и на иностранном языке. YandexGPT может составлять краткие тезисы статей на русском языке по ссылкам. Этой функцией можно пользоваться на отдельном сайте от разработчиков системы или в браузере кампании. Введите ссылку в соответствующее поле и получите список тезисов.

Слайд 16. Как эффективно сформулировать запрос для нейросети?

Очень важно! Чем точнее мы сформулируем запрос, тем более качественный получим ответ.  Советы по созданию запроса вы видите на экране и в буклетах.

Слайд 17. Виды нейросетей для работы с текстом

 На следующем слайде Вы видите часть нейросетей, которые разработаны для работы с текстом. У каждого есть свои особенности. Обратите внимание на Word.new -можно диктовать, а робот записывает. Это удобно для учителей, которые занимаются с учащимися дистанционно или посещают вебинары.

Слайд 18. Нейросети для генерации картинок

Кроме генерации текстов нейросеть способна генерировать картинки. Перед вами примеры сгенерированных двумя разными нейросетями изображений по запросу “волк в овечьей шкуре”, и пример работы  с фразеологизмами на платформе Юленд. Картинки создавала в других нейросетях, а вот карточки по работе с фразеологизмами на этой платформе.

Слайд 19.

Для генерации нужной картинки, запрос будет требовать уточнения с вашей стороны, если на изображении есть некоторые неточности, которые нужно поправить.

- Сравните изображения, сгенерированные одной нейросетью с уточнением значения.

Примеры сгенерированных изображений нейросети Lexica.art:

Ввожу текстовый пример “Бедный как церковная мышь” –  смотрим на картинку 1 пока непонятно, как “мышь” относится к “церкви”, хочется уточнения.

Меняю -“Бедная церковная мышь в бедной одежде” –  Картинка 2 -обратите внимание, что церковная одежда совсем не выглядит бедной;

Снова меняю запрос -“Бедная церковная мышь в бедной дырявой одежде”– на этом результате я остановилась, хотя слово “дырявый” нейросетью было проигнорировано.

Слайд 20.

Сравните изображения по запросу “денег куры не клюют” этих нейросетей:

1.Kandinsky2.2

2.Images.ai

3.Dream by Wombo

Для работы я не взяла ни одной картинки, потому что ни одна из них не соответствует содержанию данного фразеологизма

Использование нейронных сетей для генерации иллюстраций — это удобный и современный способ создания визуальных материалов. Дальнейшее развитие и исследования в этой области необходимы для эффективного использования наглядных средств в образовательных целях. Однако главным остается соблюдение требований к отбору средств наглядности в учебных материалах.

Слайд 21.

Вот пример, как еще можно использовать нейросети для урока. Картинки созданы в нейросети, но не мной, я позаимствовала у другого учителя, а вот задания мои.

1. Можно использовать в качестве подготовки к монологическому высказыванию (описанию).
Где происходит действие? В какое время года?
Что происходит?
Опишите персонажей.
Чем они занимаются?
Какое настроение от картинок?

2. Расскажите о своем самом запоминающемся моменте, связанном с играми зимой. Какие эмоции и впечатления остались у вас после этого события?

3. Опишите снег на картинках с помощью прилагательных. Подберите определения к домам, которые вы видите на картинке. Придумайте прилагательные для описания зимы.

4. Подберите прилагательные-эпитеты или прилагательные к словам: снег, дети, город, снеговик

Слайд 22. Какие нейросети дают лучшие результаты при генерации картинок?

Перед вами несколько примеров. У каждой есть свои плюсы и минусы

Midjourney v5

 Изображения  нейросети очень детальны и проникнуты особой атмосферой, их хочется рассматривать.

Для того чтобы пользоваться нейросетью, необходимо установить платформу Discord и зарегистрироваться на ней. Несмотря на качественные и впечатляющие изображения, бесплатно пользоваться этой нейросетью на постоянной основе не получится, бесплатных картинок всего 25

                                                                      Пример изображения, сгенерированного Midjourney v5 : “голодный как волк”;

Lexica.art

Нейросеть, которая демонстрирует достаточно хорошие и точные результаты. Ее использование не требует установки дополнительных программ.  С помощью этой нейросети можно генерировать до 100 бесплатных изображений в месяц.  

                          Пример изображения, сгенерированного Lexica.art : “пчелы слетаются на мед” (фразеологизм “как пчелы на мед”);

ClipDrop Stable Diffusion XL

 Возможности этой нейросети позволяют выбирать параметры изображения и генерировать их необходимое количество, обрабатывать и даже извлекать изображения из физического окружения в цифровое пространство. Иллюстрации не настолько красочны и детальны,  но зато есть возможность упражняться в запросах неограниченное количество раз.

Пример изображения, сгенерированного  ClipDrop Stable Diffusion XL: “кошка и собака дерутся” фразеологизм “жить как кошка с собакой”)

Слайд 23.

Другие нейросети, которые смогут генерировать уникальные иллюстрации по текстовой подсказке

Слайд 24. Шедеврум Кандинский 2.3  РуДали  Aigital

На данном слайде представлены работы моих учеников с 5-9 класс. Здесь и Алые паруса и Бирюк , и произведения Пушкина. Многие наши дети визуалы, поэтому представить или увидеть героя им проще с помощью картинки. А в 9 классе шел анализ лирических произведений АСПушкина, шла работа со словом.

Слайд 25. Анимация

Одна из сильных сторон свежих версий нейросетей — способность генерировать необычные и реалистичные изображения. Вы можете подбирать картинки для визуального сопровождения своего проекта и через привычные поисковые системы, но ИИ поможет адаптировать содержимое иллюстраций под ваши конкретные запросы.

Вот работы моих учеников, созданы в разных нейросетях.

Слайд 26. Создание презентаций

Используя сервисы вроде Gamma, Вепик, Свей оффис,  может быстро сгенерировать базу для вашей презентации или документа. При создании шаблона достаточно выбрать дизайн и тему для текста, а дальше к работе подключится нейросеть. Самое главное быстро!

Слайд 27.

Использование нейросетей – это не замена учителя, а скорее мощный инструмент, который помогает нам, педагогам, улучшить качество обучения и сделать уроки более интересными и эффективными для всех участников образовательного процесса, но они не заменят человеческий опыт и интуицию.

Учителя всегда должны оставаться в центре образовательного процесса, используя нейросети как дополнительный инструмент для улучшения образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные образовательные технологии опыт и перспективы применения

Материалы для проведения методических семинаров и педагогических советов....

Круглый стол «Применение инновационных технологий в образовательном процессе: опыт и достижения»

Круглый стол «Применение инновационных технологий в образовательном процессе: опыт и достижения»Цель: стимулирование интереса к научной деятельности, к теоретическому исследованию и практи...

«Использование современных ИКТ в обучении иностранным языкам. Практическое применение веб-форумов и мессенджеров. Искусственный интеллект - эволюция образования».

Можете ли Вы представить себе современного человека без сотового телефона? Или без интернета? А есть ли у Вас знакомые, которые ни разу в жизни не пользовались компьютером? Думаю, ответ на все э...

Занятие 1. История искусственного интеллекта. Основные сферы применения

Задачи: Познакомить учащихся  с понятием "Искусственный интеллект",Рассмотреть историю развития искусственного интеллектаРассмотреть задачи искусственного интеллектаОбсудить Кодекс этик...

Применение искусственного интеллекта в анализе лингвистических данных: методы и перспективы развития

Данная статья рассматривает применение искусственного интеллекта в анализе лингвистических данных. Она указывает на возможности, которые предоставляет использование методов машинного обучения и нейрон...

Искусственный интеллект в образовании: варианты применения, возможные риски

Доклад, предназначенныйдля выступления на районной конференции...

О роли нейросетей и искусственного интеллекта в образовательном процессе

Нейросеть в образовательном процессеНейросети могут быть полезным инструментом для учебного процесса. Однако, их использование не всегда однозначно. Кроме того, некоторые нейросети могут содержать оши...