Дидактический материал "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении"
тренажёр по русскому языку (9 класс)

Наталья Николаевна Фролова

В представленном дидактическом  материале содержатся карточки на все виды придаточных  в сложноподчиненном предложении, а также тренажер по теме :" Средства связи в сложноподчиненном предложении: указательные  слова, союзы и союзные слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_po_spp_9_klass.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

I.Придаточные изъяснительные.

1.Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу, выделите средство связи, задайте вопрос от главной части к придаточной, начертите схемы предложений.

1.Свет решил что он умен и очень мил. 2.Ей снится будто бы она идет по снеговой поляне печальной мглой окружена. 3.Ты знаешь сам какое время наступило. 4.Затем она стала расспрашивать меня где я работаю. 5.Когда мы прибудем неизвестно. 6. Я спросила у кукушки сколько лет я проживу. 7.Обоим сыновьям очень хотелось узнать привез ли отец обещанные сани.8. Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том  что леса учат человека понимать прекрасное.

2.Отличие придаточных изъяснительных от определительных.

1.  Вопрос, что  ему задали, показался ему странным. 2.Мысль, что  пришла ему в голову утром, не давала ему покоя целый день.3. Известие, что  я получил вчера, очень меня расстроило.

1.Вопрос о том, что ему теперь делать, мучил его.2. Мысль о том, что он натворил, не давала ему покоя. 3.Известие о том, что произошло у нас в классе, изумило всю школу.

3.Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую  основу, определите тип придаточного + схема.

1.Владимир с ужасом увидел что он заехал в незнакомый лес. 2. Отец потребовал чтобы я ехала с ним. 3.А вы мне скажите почему вы так боитесь молчания? 4.Воропаев спросил где находится председатель колхоза. 5. Распространился  слух  что бригаду переведут  в другой цех. 6.Слух что распространился по заводу вскоре подтвердился. 7. Я тот чей взор тебя погубит. 8. Важно чтобы врач пришел.  9. Всякий кто покушается на чужую собственность должен быть наказан. 9.Жаль что погода испортилась. 10.Кто весел тот смеется.11. Известно что слоны в диковинку у нас. 12.Мы поинтересовались не нужна ли наша помощь.

4.Подготовка к проверочной  работе  по теме: « СПП с придаточными определительными, местоименно-определительными, изъяснительными»:

1.На какие вопросы отвечают придаточные определительные, местоименно – определительные и изъяснитеьные?

2. Задание: расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы,союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как член предложения, начертите схему предложения, укажите вид придаточного.

1. Он сообщил  что возвращается экспедиция.2. Второе окно   к которому я подкрадываюсь  выходило во двор подъезда.3. Давно поспела полевая клубника  лакомиться которой позволяли нам вдоволь.4. Обед в честь гостя что  приехал из Украины  по мнению хозяина  удался.5.Кто живет без печали и гнева тот не любит Отчизны своей.6.Боясь что брат обидит Софью мать торопливо  и строго заговорила.7.Мы любили когда взрослые нам что-нибудь  интересное  рассказывали перед сном.8.Хорошим кажется все что  было прежде.9.Город где мы с сестрой родились и провели раннее детство уже разросся.10. Никто не знал как мне удалось добраться до Индии.

5. Расставьте  знаки препинания, выделите грамматические основы, средства связи, определите главную часть СПП и придаточную, задайте вопрос от главной части к придаточной, укажите вид придаточного.

1.Ему  почудилось  будто  блеснуло  в  замке  огнем  маленькое  окошко. 2.Он  с  большой  веселостью  описывал  мне  семейство  коменданта  его  общество  и  край  куда  завела  меня  судьба. 3. Всю ночь Василиса не спала и думала что бы такое могло сидеть в голове у ее мужа.

4.Сетевым  этикетом  называют в компьютерной сети  правила  поведения  которые обеспечивают  бесконфликтное  общение  людей. 5.Кто словом скор тот в деле не спор. 6.Олег все больше осознавал что успех или неуспех дела зависит только от него самого. 7.Я  правду  о  тебе  порасскажу  такую  что  хуже  всякой  лжи. 8.Какое дерево таков и клин каков батька таков и сын.

9.Родовое имение Пушкиных Михайловское где поэт провел детство и три года ссылки сегодня превращено в литературный музей. 10.Каков едет таков и погоняет.

6. Проверочная работа по теме   «СПП с придаточными определительными и изъяснительными».

II вариант

1.На какие вопросы отвечают придаточные определительные? Перечислите союзные слова, при помощи которых придаточные  определительные присоединяются к главному предложению?

2.Задание: расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, союзы заключите в овал, союзные слова подчеркните как член предложения, начертите схему предложения, укажите вид придаточного.

1.Только  слышно  было  как  далеко-далеко   над  головой  голодный  ветер  гулял по  верхушкам  деревьев.

2.Я  правду  о  тебе  порасскажу  такую  что  хуже  всякой  лжи.

3.Затем  она  стала  расспрашивать  меня  где  я  теперь  работа.

4.Молодому  поколению  предстоит  развивать  правила  сетевого  этикета  которые сложились  к  нашему  времени

5.Кто жил и мыслил тот не может в душе не презирать людей.

                                          Самостоятельная работа.  Вариант №1

Расставьте  знаки препинания, выделите грамматические основы, средства связи, определите главную часть СПП и придаточную, задайте вопрос от главной части к придаточной, укажите вид придаточного.

1.Это был знаменитый артист которого я отдыхавшая летом в Одессе  видела в прошлом году на сцене нашего театра.

2.Оксана  знала  и  слышала  все  что  про  нее  говорили  и  была  капризна.

3.Кто жил и мыслил тот не может в душе не презирать людей.

4.Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

5.Тот кто приходил вчера сегодня не появлялся.

6.Только  слышно  было  как  далеко-далеко   над  головой  голодный  ветер  гулял по  верхушкам  деревьев.

                                       Самостоятельная работа.  Вариант №2

Расставьте  знаки препинания, выделите грамматические основы, средства связи, определите главную часть СПП и придаточную, задайте вопрос от главной части к придаточной, укажите вид придаточного.

1.Удивительной легкости был этот человек которого все друзья звали сокращенно Силыч.

2.Затем  она  стала  расспрашивать  меня  где  я  теперь  работа.

3. Каков сад таковы и яблоки.

4.Он выхватил добычу и прижимая её к груди  побежал в ту сторону откуда ехал доктор.

5.Тот кто посвятил себя науке не свободен от неё и в дни отдыха.

6.Распространился слух что нашу бригаду переведут в другой цех.

II.Придаточные определительные и местоименно-определительные.

1.Расставьте  знаки препинания, выделите грамматические основы, определите главную часть СПП и придаточную, задайте вопрос от главной части к придаточной, определите вид придаточной части.

1.С улицы доносился шум какой бывает только днем. 2.Настала минута когда я понял настоящую цену его обещаний. 3. Я тот кого никто не любит. 4. Перед нами стелется равнина, где ели изредка взошли. 5.Каков пастух таково и стадо. 6. Я тот чей взор надежду губит. 7. Не было у меня таково уговору чтобы дрова таскать. 8. За час тут происходят такие изменения какие матушке-пехоте и не снились. 9. Что с воза упало то пропало. 10.В разгар пира в сарай зашел Травкин которого никто не ждал.11.Голос его был строг и не имел уже того выражения доброты которое меня тронуло до слез. 12. Каково лето таково и сено. 13. Я тот кому внимала ты в полночной тишине.14. Дом где я вырос давно уже обветшал и покосился на правый бок. 15. Кто добр к окружающим тот и силен духовно.

2. 1.Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу предложений, определите средства связи, нарисуйте схемы, подписав вид придаточного.

1. Удивительной лёгкости был этот человек  которого все друзья звали сокращённо Силыч  вкладывая в это слово много хорошей, настоящей нежности. 2. А бывают случаи когда книга мирно лежащая у вас на полке  постепенно и незаметно теряет свое обаяние.3. Он выхватил добычу и прижимая её к груди  побежал как раз в ту сторону  откуда ехал доктор. 4.Дом что стоял одиноко на юру обдувался всеми ветрами. 5. Он с большой веселостью описывал мне семейство коменданта, его общество и край куда завела меня судьба. 6. Тогда человек десять побежали в ту сторону, где от площади начинались три узенькие улочки.

3.                                          Самостоятельная работа.  Вариант №1

Расставьте  знаки препинания, выделите грамматические основы, средства связи, определите главную часть СПП и придаточную, задайте вопрос от главной части к придаточной, укажите вид придаточного.

1.Это был знаменитый артист которого я отдыхавшая летом в Одессе  видела в прошлом году на сцене нашего театра.

2.Кто жил и мыслил тот не может в душе не презирать людей.

3.Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

4.Тот кто приходил вчера сегодня не появлялся.

                                       Самостоятельная работа.  Вариант №2

Расставьте  знаки препинания, выделите грамматические основы, средства связи, определите главную часть СПП и придаточную, задайте вопрос от главной части к придаточной, укажите вид придаточного.

1.Удивительной легкости был этот человек которого все друзья звали сокращенно Силыч.

2. Каков сад таковы и яблоки.

3.Он выхватил добычу и прижимая её к груди  побежал в ту сторону откуда ехал доктор.

4.Тот кто посвятил себя науке не свободен от неё и в дни отдыха.

Ш Придаточные места и времени.

1. Расставь знаки препинания, выдели грамматическую основу, найди средства связи, зада вопрос к придаточному предложению и определи его тип. Нарисуй схему.

1.Когда хозяин вышел и унес с собой свет снова наступили потемки. 2.Вдруг там где прибой швыряет на берег свои белые фонтаны поднялся орел.3. Пока в цехе шли обычные операции здание тонуло о мраке. 4. Он засмеялся и отправился куда ему вздумалось. 5.Не прошло и четверти часа как нараставший стрекот моторов наполнил собою все вокруг. 6.Тетка вздрогнула и посмотрела туда где кричали чайки. 7.Едва жандармы начали обыск вернулся из театра отец. 8.Все невольно поглядывали в ту сторону откуда должна была появиться колонна пленных.

2. Расставь знаки препинания, выдели грамматическую основу, найди средства связи, зада вопрос к придаточному предложению и определи его тип. Нарисуй схему.

И через силу скачет конь туда  где светится огонь  А час спустя там где вода сливается с небом показался белый дымок  Я оттуда где струится Тихий Дон краса степей, и оттуда, где клубится беспредельный Енисей . А дальше где тростинки зелены уже просто до черноты державным строем стоят вокруг какого-то окна или особо опасной топи камыши в коричневых меховых опушках . Где силой взять нельзя  там надобна ухватка. Едва кончился снегопад население Новинска вышло расчищать заваленные пути. Тогда лишь становится город героем  когда стал героем солдат.Лишь только мы въехали на самую высокую точку горы  лошади вдруг совсем остановили.Пока солнце не обогреет землю  на зеленой листве деревьев  на поникшей от холода траве лежит нежный, лёгкий иней . С тех пор как ушёл Григорий из дома  установились между ними отношения не то что враждебные  а холодно-натянутые .

3.Проверочная работа по СПП с придаточными времени и места. 1 вариант.

Задание: расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и средства связи , нарисуйте схему предложения, задайте вопрос от главной части к придаточной и определите его тип.

1.Оттуда где серебристой змейкой пригрелась на солнце река доносились ребячьи крики.

2. Весной когда разливается река начинаются хлопоты в деревне.

3. Я посмотрел туда откуда доносился шум.

4. Перед тем как зайти в класс Васька поплевал трижды через левое плечо.

Проверочная работа по СПП с придаточными времени и места. 2 вариант.

Задание: расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и средства связи , нарисуйте схему предложения, задайте вопрос от главной части к придаточной и определите его тип.

1. Когда мы отправились на речку уже стемнело.

2. Туда где ты был счастлив никогда не следует возвращаться.

3. Я был в избе до тех пор  пока закладывали лошадей.

4. Где тонко там и рвется.

IV Придаточные  уступки, причины, цели ,следствия, условия.

1. Расставь знаки препинания, выдели грамматическую основу, средства связи, нарисуй схемы, определи тип придаточного.

1.Так как вы на все предметы смотрите с их смешной стороны то и положиться на вас нельзя.2.Водитель застопорил машину против калитки как раз для того чтобы люди схлынули.   3.Казак весь был ясно виден несмотря на то  что ехал в степи.   4. У заборов росли липы бросавшие при луне  широкую тень так что забор и ворота совершенно утопали в потемках. 5.Раз никому нет дела до меня останусь здесь и буду жить дальше. 6.И собаки притихли оттого что никто не потревожил их покоя. 7.Князь Вяземский предпочел прогулку в линейке с тем чтобы не разлучаться с милою своею соседкой. 8.Хотя казаков было мало Левинсон почувствовал вдруг сильное волнение.9.Вдруг он развеселился и пустился в пляс так что с чердака опилки посыпались.10.Когда в товарищах согласья нет на лад их дело не пойдет. 11.Он предвидел неминуемые расходы ибо давний запас гробовых снарядов у него заканчивался. 12.А старики пускай дерутся ежели им это весело.13. няня оставалась в тени чтобы вязать чулок. 14.Коли земля перестанет вращаться вокруг своей оси прекратится смена дня и ночи.

2. Расставь знаки препинания, выдели грамматическую основу, средства связи, нарисуй схемы, определи тип придаточного.

1.Яблони  пропали оттого что мыши объели всю кору кругом. 2. Всякий труд важен ибо облагораживает человека. 3.Снег всё становился белее ярче так что ломило глаза. 4. Мы сидели на углу бастиона так что в обе стороны могли видеть всё. 5.Раз начался морозобой в лесу это значит уже градусов под сорок. 6.Ехать  по дороге было бы совсем невозможно если бы не женщины-крестьянки быстро орудующие лопатами.7.Мы прекрасно провели время несмотря на то что лето выдалось дождливое.8. Андерсен всю свою жизнь умел радоваться хотя детство его не давало для этого никаких оснований.9. Я жить хочу чтоб мыслить и страдать. 10. Медведица напала на охотника не со зла а для того чтобы защитить своих медвежат.

3.Проверочная работа по придаточным уступки, причины, цели ,следствия, условия.

1.Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и средства связи, нарисуйте схему предложения. 1 вариант.

1.Никто так и не смог вспомнить чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.

2. Чтобы добиться осуществления мечты  ты должен будешь хорошо постараться.

3. Всякий человек  который  считает себя вершиной творения Всевышнего  должен соответствовать этому званию.

1.Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и средства связи, нарисуйте схему предложения. 2 вариант.

1. Дети часто поступают против воли родителей  потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.

2. Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре  управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.

3. Клумба  которая была разбита во дворе по левую сторону от крыльца  напоминала уменьшенную копию городка.

V Придаточные сравнения, образа действия, меры и степени.

1.Расставь знаки препинания, выдели грамматические основы и средства связи, определи тип придаточного по вопросу, нарисуйте схемы.

1.Казаки поймали столько рыбы что не смогли вытянуть сеть из воды.2.С тех пор Анна старалась делать все так чтобы её похвалили. 3.Люди были интересны Климу Самгину настолько насколько он присматриваясь к ним видел себя непохожим на них. 4.Природа в этих местах такая сказочная что просто дух захватывает. 5. Ася знала жизнь настолько плохо насколько это возможно в 20 лет.6. Это было сказано так твердо и властно что Лунину оставалось только подчиниться. 7. Виктор старался водить машину так чтобы не нарушать правила.8. Евгений собрал прибор ночного видения так как было написано в инструкции.

2. Расставь знаки препинания, выдели грамматические основы и средства связи, определи тип придаточного по вопросу, нарисуйте схемы.

 1.Станет как-то радостно и больно будто кто-то шепчет о любви.

2.Лиза начала медленно опускаться, как будто ей нужно было что-то поднять с пола.

3.Служите мне  как вы ему служили.

4.С глухими звуками  как будто кто-то бьет ладонью по картонной коробке  рвутся гранаты.

5.Чем ближе подходит дневная съемка к концу  тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер.

Отличие спп с придаточными сравнительными от придаточных образа действия и сравнительных оборотов:

1.Я много раз видел ледоход  и всегда это было так  как будто какая-то сила нехотя ломала грязный лед.

2.Чем меньше женщину мы любим  тем легче нравимся мы ей.

3.Сосна как дерево смолистое  почти не поддаётся гниению.

4.Серёжа рос в семье как трава росла в степи.

5.Как стройный тополь  носился он на буланом коне своём. 

VI Место придаточного и главной части в СПП

Вариант 1. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке,(1) из-под которой виднеются редкие седые волосы. Он сидит подле столика,(2) на котором стоит кружок с парикмахером,(3) бросавшим тень на его лицо; в одной руке он держит книгу,(4) другая покоится на ручке кресел; подле него лежат часы с нарисованным егерем на циферблате,(5) клетчатый платок,(6) черная круглая табакерка,(7) зеленый футляр для очков,(8)щипцы на лоточке. Все это так чинно,(9) аккуратно лежит на своем месте,(10) что по одному этому порядку можно заключить,(11) что у Карла Иваныча совесть чиста и душа покойна.    

Вариант 2. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

 Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках,(1) немного не доходивших до худых,(2) острых локтей,(3) и в белых атласных башмачках. Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов - я до сих пор не могу простить это ему - пригласил ее,(4) только что она вошла,(5) а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Мазурку я танцевал не с ней,(6) а с одной немочкой,(7) за которой я немножко ухаживал прежде. (Л.Н.Толстой. После бала) 

Проверочная работа 1 вариант.

1. Над счастливой землей где никогда не знали горя  стояла медовая луна.

2. Хотя все стороны старались избежать конфликта  конфликт все-таки произошёл.

3. Дворник сметал поздние листья  которые  рассыпавшись по асфальту  напоминали кем-то потерянный клад.

Проверочная работа 2 вариант.

1.Мы  когда было принято решение не отступать  ни на минуту в нем не усомнились.

2. Кот лениво потянулся и подобрался  потому что увидел мелькнувшую под печкой мышь.

3. Если мы встретимся на дуэли  милостивый государь  то я вас непременно убью.

VII.Указательные слова в СПП

1.Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, найдите и выделите в кружок союзы, союзные слова и указательные слова, нарисуйте схемы предложения.

1.Жар такой что на песке горят следы. 2. Обо всем этом говорилось затем чтобы как можно больше  затруднить и без того сложное дело. 3.Вчера мы до того были утомлены что даже не осмотрелись как следует. 4.Близкого человека только тогда и поймешь вполне когда с ним расстанешься. 5.Она нелепым и выспренным слогом писала о том что обратного пути нет. 6. Я всегда был за то чтобы прекратить наши споры и найти разумное решение. 7. В то время когда на участке 9-й и 10-й армий производились  необходимые перегруппировки командование заканчивало формирование корпуса. 8. О характере женщины можно судить (по)тому что лежит в её сумочке. 9. Я не зашел к тебе (по)тому что уже опаздывал. 10. Мы отъехали (от)того  дома что стоял посреди села. 11.(От)того что ты не выучил правило знания по этой теме у тебя слабы.

2.Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, найдите и выделите в кружок союзы, союзные слова и указательные слова, нарисуйте схемы предложения.

1) Тот  терминал  к которому мы подъезжали  встретил нас дверями нараспашку. 2) Этот ответ был таким развернутым  что придраться было попросту не к чему. 3) Скажи мне  где встретился тебе тот человек? 4) Именно тогда мы поняли  как важно уважать старость. 5) Везде куда бы ни ступали легкие ножки весны  зацветали первые цветы.6) Я именно тот кого вы так долго искали. 7) У соседа был такой компьютер  о котором тогда мечтал каждый ребенок. 8) Мы встретимся тогда  когда вновь пойдут осенние дожди. 9) Сын хотел распорядиться имуществом так как завещал ему отец.10) Ноги проваливались под лед так как уже начались весенние оттепели.11) Мы не спешили возвращаться домой и потому что возможность наблюдать лунное затмение выпадает не каждый день.12) Он шел через двор с опаской потому что на ночь хозяева завели привычку спускать собаку с цепей.13 ) Мальчик влез на забор только для того чтобы увидеть новых соседей.14) В палисаднике царил переполох потому что кто-то вырвал все любимые мамины петунии.15) Девочка плакала так громко оттого что обида все не желала проходить.16) Он умел прыгать в воду так как не прыгают и опытные гимнасты. 17) Дворник свистел ребятам вслед  несомненно  потому что они разбили окно. 18) Мы припарковались  где не стояло ни одной машины. 19) Легкой пушинкой вспорхнула дама со своего места  потому что увидела, как к ней приближается кавалер.20) Колено болело все сильнее оттого что я вовремя не приложил к нему лед.

VIII. Союзы и союзные слова в СПП

1.Определите: в каком СПП употреблен союз, а  в каком СПП – союзное слово.

1. Мы не видели, как ученики подошли к школе. 2.Я не знаю, как пройти к остановке. 3.Я верил, что мы достигнем цели. 4. Я не знаю, что бы тебе подарить на Новый год? 5.Мы ушли, когда на улице уже стемнело. 6. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет! 7.Чтобы не проиграть ответный матч, команда должна усиленно тренироваться. 8. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. 9. В тех комнатах, через которые я проходил, были мутно-серые окна. 10.Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась.11.В город мы ехали вместе, что было вполне естественно. 12.Ночь была тиха и светла, хотя луны не было. 13. Подмастерье сделал колодку так хорошо, что хозяин его похвалил. 14. Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти.15. Глаза светятся в темноте, как будто звездочки мерцают.

2. Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и союзы, нарисуйте схемы.

1. Когда светит солнце и на небе нет облаков то пение и запах сена чувствуются сильнее. 2.Если бы Земля перестала вращаться вокруг своей оси то прекратилась бы смена дня и ночи. 3. В иные дни так припекало что становилось трудно дышать.

3. Расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и союзы, нарисуйте схемы

1.Было так темно что на самом близком расстоянии невозможно было определить предметы. 2. Солнце ярко блеснуло ему в глаза  так что больно стало глядеть. 3. Хотя снегу не было сверху  над головой не виднелось ни одной звездочки. 4. Медведь так полюбил Никиту  что  когда он уходил куда-нибудь  зверь тревожно нюхал воздух. 5. Дня через три пришел ко мне Афанасий и спросил  не надо ли послать за доктором. 6. Я зачитался до того  что  когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце  не сразу понял  кто это звонит и зачем.

4. 1.Выпишите цифры, указывающие на СПП с союзами.

1.Она не сводила глаз с дороги, что вела через рощу.2.Отец мой скончался, когда мне шел шестнадцатый год.3.Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда.4.Коли душа черна, так мылом не отмоешь.5. Расскажи мне ту сказку, которую любила мама.

2.Выпишите цифры, указывающие на СПП с союзными словами.

1.Мы не знаем, что мы будем делать завтра. 2.Он предупредил, что вернется к ужину. 3.Я догадался, где вы были вчера. 4.Служите мне, как вы ему служили.5.Поступай так, как тебя учили.

Самостоятельная работа.  Выпишите цифры, указывающие на СПП с союзными словами:

1.Я знаю, как она любит детей. 2. Он слышал, что за стеной всю ночь плакал ребенок. 3. Мы вернулись в тот город, где провели нашу юность. 4.Ты позвонил, чтобы узнать  новости? 5.Вот скамья, на которой любила сидеть бабушка. 6.Если хочешь быть здоров, закаляйся!

IX Обобщение: примеры всех видов придаточных в СПП

Виды придаточных в  СПП.

СПП с разными видами придаточных.

Вид придаточного:

1.Москва выглядела пустовато потому что война вымела из неё все постороннее.

2 Хотя он себя не прославил но сделался втрое сильнее.

3.Владимир с ужасом увидел что заехал в незнакомый лес.

4.Няня оставалась в тени чтобы вязать чулок.

5.Мы втроем начали беседовать как будто век были знакомы.

6.Окрик Аксинье показался настолько громким что она ничком упала на землю.

7.Пока в цехе шли обычные операции здание тонуло во мраке.

8.Откуда ветер дует оттуда и счастье придет!

9.Прилуне липы бросали широкую тень так что забор и ворота утопали в потемках.

10.Если бы я знал ремесло то жил непременно в городе.

11.Обе девицы надели желтые шляпки что бывало  только в торжественные дни.

12. Кто весел тот и смел.

13.Надо стать так чтобы Полярная звезда очутилась как раз над колокольней.

14.Началась  и вторая кадриль которую я танцевал с Сонечкой.

Виды придаточных в  СПП.

СПП с разными видами придаточных.

Вид придаточного:

1.Что с воза упало то пропало

2 .А вы мне скажите почему так боитесь молчания?

3. Слух что распространился по заводу скоро подтвердился.

4.Волнение во мне было настолько сильно что я не надеялся на верность руки.

5.Больной вел себя так как советовал врач.

6.Мать говорила  сдавленным виноватым тоном  точно сидела перед судьей.

7.Едва жандармы начали поиск вернулся из театра Кирилл.

8. В нижнем этаже окна были открыты потому что отчетливо слышались голоса.

9. Вдруг там где прибой швыряет свои белые фонтаны  поднялся орел.

10. Чтобы они поняли нашу правду скорее мы должны идти вперед.

11. Если светит солнце и на небе нет облаков запах сена чувствуется сильнее.

12. Сколько Саша ни раздумывал ничего не приходило в голову.

13.Мы втроем начали беседовать как будто век были знакомы.

14.Вдруг развеселится пойдет в пляс так что опилки с чердака сыпятся.

СПП с разными видами придаточных.

Вид придаточн.

1. Мы радуемся попадая в природу потому что тут же приходим в себя.

2 . Хотя небо уже потемнело облака всё ещё различались на нём.

3. Удивительно что может сделать один луч солнца с душой человека!

4. Чтобы поверить в добро надо начать его делать.

5. И эта песнь была нежна как будто для земли она была на небе сложена. 

6. Он так близко подошёл к окну что ему стали видны люди находившиеся в комнате.

7. Когда садится солнце в лесу становится всё тише и тише.

8. Нет величия там, где нет добра и правды.

9. Я отвечал замечательно так что оценка должна быть высокая.

10. Образование не даёт ростков душе если оно не проникает до значительной глубины.

11. . День когда ты ничему не научился пропал даром.

12. Кто сам на себя много берёт тот и от других вправе ждать многого.

13. Мы решили действовать так как нам подсказали родители.

Расставь недостающие знаки препинания, определи тип придаточного, впиши его во вторую колонку напротив  СПП:

1. Он поехал туда  где цветы благоухают круглый год.

2. Петя не смог ответить на вопрос потому что  не был к нему готов.

3.Все кто собирался нам помогать с переездом внезапно оказались заняты.

4. Я случайно наткнулась на письмо  которое было написано задолго до моего рождения

5. Я понял свою ошибку тогда  когда было уже поздно.

6. Она выглядела  сногсшибательно  так что глаз было не оторвать.

7. Я до сих пор не понимаю как это могло случиться.

8.Путники пошли туда откуда доносился рокот машин.

9.Он не решал тесты и не писал сочинений так что экзамен не сдал.

10.Я вернусь когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

11.Нужно зажечь лампу так как становится темно.

12.Нет такой вещи чтобы не пригодилась к месту.

13.Кто думает тот до чего-нибудь додумается!

14.Все гости пожелали чтобы лампу оставили на ночь включенной.

Определите тип СПП, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, средства связи.

1.Я должен был ждать когда меня уволят.

2.Была та очаровательная пора когда лес роняет свой убор багряный.

3.Так как к рассвету стало холодать Варя крепко заперла балконную дверь.

4.Я надел перчатки чтобы не обжечь руки и снял кастрюлю с керосинки.

5.Если исчезнет воображение человек перестанет быть человеком.

6.Письмо что ты мне написала меня ничуть не испугало.

7.Ветки деревьев  так тесно переплелись наверху   что даже в солнечный день под ними было темно.

8.Где путь прямой не езди по кривой.

9.Расширять свои знания можно только тогда когда смотришь прямо в глаза своему незнанию.

10.Хотя на севере суровый климат там произрастает много редких растений.

 11.Тот спокоен  кто мудр.

 12.Чаще стали слышны удары  будто гром катился раскатами.

X.СПП с несколькими видами придаточных.

Вид  подчинительной связи в СПП с несколькими придаточными.

Название связи:

1.Помню как пошли мы с лесником в дубраву где в зарослях возле воды держались олени и кабаны.

2.Я понимал что лежу в постели  что я болен  что я только что бредил.

3.Утром бабушка пожаловалась что в саду ночью посбивало все яблоки и что сломало одну старую сливу.

4.Как только жара спала в лесу  стало так быстро холодать и темнеть что оставаться в нем не захотелось.

5.Когда у меня в руках новая книга  я чувствую что  в мою жизнь вошло что-то новое говорящее чудесное.

6. Поездка шла без особых приключений но когда до конца пути оставалось всего пять километров машину неожиданно занесло потому что лопнула шина.

2. Задание: расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и средства связи, определите типы придаточных и вид подчинительной связи.

1.Я тем завидую  кто жизнь провел в бою  кто защищал великую идею. 2. Шацкий видел как последняя шлюпка вернулась к пароходу и матросы долго  мешая друг другу  подтягивали её на талях 3. Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями  чтобы поймать ту незаметную долю секунды  когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. 4. В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места  где она родилась и где так памятны были месяцы детства.   5. Если мы обратимся к лучшим образцам прозы  то убедимся  что они полны подлинной поэзии. 6. Отец мой говорил мне  что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный. 7. Тот кто жизнью живёт настоящей  кто к поэзии с детства привык  вечно верует в животворящий  полный разума русский язык. 8. Я понимал  что лежу в постели  что я болен  что я только бредил. 9.Когда он подъезжал к заднему двору Егорушка напряг своё зрение  чтобы получше рассмотреть   его. 10. Я пришёл к тебе с приветом  рассказать что солнце встало  что оно горячим светом по листам затрепетало. 11. Вода обрушилась так страшно  что  когда солдаты бежали внизу  им вдогонку уже летели бушующие потоки. 12. Быть бы нашим странникам под родною крышею  если б знать могли они  что творилось с Гришею.13. Вздрогнем  если вдруг взметнётся птица или лось протрубит вдалеке. 14. Молодые казаки ехали и  едва  удерживали слёзы  так как боялись отца который тоже был несколько смущён  хотя старался этого не показывать.15. Зеркало сплошь покрылось кружочками будто бы какой-то ученик быстро рисовал кружки на чистом листе и только прозрачные пузырьки свидетельствовали о том что в воде идет жизнь что там кормится рыба.

3. Задание: расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и средства связи, определите типы придаточных и вид подчинительной связи, нарисуйте схемы:

1.Всегда когда видите преступление обман лицемерие поступайте так как подсказывает  вам ваша совесть.

2.Оглядываясь назад я и сейчас склонна думать что молчание  это даже худшее зло чем воровство нашего недобросовестного завхоза.

3.Я сказал  что у меня ревматизм и мне трудно ходить

4. Когда оратор закончил говорить  в зале воцарилось молчание  так как публика была шокирована услышанным.

5.И опять меня словно неожиданно ударили  и показалось что пахнет порохом и где-то стреляют и кричат.

6.Нас предупредили что если будет плохая погода экскурсия не состоится.

7. Я подумал что если сейчас не переспорю старика то впоследствии мне будет трудно освободиться от его опеки.

4.Задание: расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и средства связи, определите типы придаточных и вид подчинительной связи, нарисуйте схемы:1 вариант

1.Я вижу день когда  я встретился с Мартой и она разбила от смущения кувшин с молоком.

2.Если от мыса Телок долго идти по проселку в глубь леса то обязательно выйдешь на просеку где стоит маленькая сторожка.3.Мы  вышли из бурелома и оказались на краю оврага так неожиданно что замерли на месте забыв о ягодах которые сжимали в руке.4.Только теперь когда Баваклавы не стало внук стал смутно догадываться какую важную роль играла бабушка в его жизни.5.Ноги у старушки заметно дрожали но она боялась сойти с калориферной решетки чтобы её тотчас не занял другой.

5. Задание: расставьте знаки препинания, выделите грамматическую основу и средства связи, определите типы придаточных и вид подчинительной связи, нарисуйте схемы:

1.Когда наступала зима и дом заваливало снегом по ночам в деревнях раздавался собачий лай.

2Когда собрались рыбаки Иван Иванович уж по-своему как-то вывел что к вечеру ветер погонит лед по реке.3Тетушка интересно рассказывала о том что ее первый муж был персидским консулом и она с ним некоторое  время жила в Тегеране.

4.Ранней весной как только сойдет снег поле где была посеяна озимая рожь покрывается сочной зеленью.5.Все доступно человеку в этой жизни если только страстно желать так страстно чтобы и самой жизни не жалко стало при этом.

6. Проверочная работа по теме: «СПП с несколькими придаточными».

1.Красавец скворец поет на березе-инвалиде к которой баба Маня еще в тот день когда вместе с земляками вышла из партизанских лесов приладила немудреную наспех сколоченную скворечню.

2.Дед понял что начался лесной пожар и огонь идет прямо на него.

3. Отчасти успокоенная тем что игрушка цела Ассоль воззрилась на незнакомца изучающим взглядом ожидая когда он поднимет голову.

4.Когда у меня в руках новая книга я чувствую что в мою жизнь вошло что-то новое говорящее чудесное.

5.Теперь когда мне 16 лет и я пишу эти строки я могу все осознать и найти нужные слова чтобы выразить свое состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях....

Виды придаточных в сложноподчиненном предложении 9 класс

Интерактивная презентация. Изложение теоретического материала в схемах, таблицах. Интерактивные задания  для контроля усвоения материала учащимися....

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Изъяснительные придаточные в сложноподчиненном предложении"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Изъяснительные придаточные в сложноподчиненном предложении "...

Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях

Урок-практикум в 9 А классе(с использованием сингапурского метода обучения)Шабалина Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» НМР РТ Цели: ·...

Типы придаточных в сложноподчиненных предложениях

Презентация информационно-практического характера...