Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (9 класс) по теме
Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekta_uroka.doc | 687 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.
Задачи урока:
Обучающие задачи:
- закрепить полученные знания о СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие задачи:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к знаниям и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать интерес к литературе.
Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока –интегрированный урок
Оборудование урока:
- компьютер,
- проектор,
- интерактивная доска Clasus.
- Оргмомент
- Прочитайте эпиграф
- Дайте характеристику предложения из слайда
(сложное, сложноподчиненное, состоит из двух предложений: главного и придаточного – определительного; главное и придаточное соединены при помощи союзного слова – в которой)
- Как вы думаете, почему на уроке русского языка мы будем говорить о Гоголе и его бессмертной комедии «Ревизор»?
(потому что в 2009г. исполнилось 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя)
- Как вы думаете, каковы цели урока русского языка?
( на примере текста Н.В.Гоголя «Ревизор» мы повторим материал об изученных видах придаточных в сложноподчиненных предложениях, попутно будем решать проблему «Почему в пьесе Гоголя «Ревизор» нет положительных героев?» а также продолжим подготовку к итоговой аттестации.
- Работа с интерактивной доской.
- Выполняем следующие задания
- Посмотрите на предложения, прочитайте их
- Скобками обозначьте придаточные предложения
- Соедините стрелками предложения по видам придаточных
- Назовите виды придаточных, которые не перечислены.
4. Работа с текстом на слайде
- Прочитайте монолог городничего и выполните следующие задания
К доске выполнять задания 3, 6, 7 выходит 1 учащийся
- Остальные задания выполняем устно (с классом )
- прочитаем монолог
- тест
С какой целью городничий предлагает почтмейстеру вскрывать письмо?
а) знать, что делается в его губернии
б)интересно читать чужие письма
в) узнать, что-нибудь о себе
- дайте характеристику 2 предложения, постройте схему, определите вид придаточного.
- найдите в тексте сложноподчиненные предложения (кроме 2). Определите тип придаточных.
5) объясните лексическое значение слова со'лоно (2-е пред-е)
Замените синонимом
6) Из 6 предложения выпишите такое словосочетание со связью согласование, которое можно заменить связью управление
7) выписать из текста все частицы.
После устной проверки класса, продолжаем беседу.
- Мы поработали с монологом городничего
Что вы можете сказать о нем?
Употребляется ли слово «городничий» сейчас?
- Проверяется уч-ся у доски, задания 3, 6, 7.
- Проверяются выписанные частицы то, даже, ли, же, ли, этак, не, ли, же, то.
- Как вы думаете, почему в этом монологе так много частиц?
(Я думаю, потому что этот текст разговорного стиля. Большое количество частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и не подготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определенную информацию, но и одновременно выразить своё отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается с помощью частиц
(в разговорном стиле используются частицы всех разрядов)
- Какие ещё стили речи вы знаете?
5.Словарная работа.
- Ребята, вспомните, есть ли положительные герои в этой пьесе ?
(НЕТ. Гоголь не в силах был дать положительных человеческих образов и очень страдал. Он мучительно искал положительный образ, но не находил его. Он верил в человека, но не находил его в России)
- Нет положительных героев, потому что в стране процветало ЧТО? (уч-ся должны сказать)
- Давайте запишем словарный диктант.
Взяточничество, казнокрадство, самоуправство, безнаказанность, произвол, мошенничество, лицемерие.
- Эти слова будут опорными для творческой работы и для выполнения домашнего задания.
- Записываем д/з – на выбор
а) написать сочинение-миниатюру на тему «Актуальна ли пьеса Гоголя в наше время?» с использованием СПП.
б) или выписать из любого произведения Гоголя 10 предложений с разнообразными видами связи.
6. Творческая работа (работа с интерактивной доской)
- Составить предложения, используйте слова из словарного диктанта.
- Городничий боялся ревизора… (причина)
(потому что занимался произволом)
- Судья Ляпкин – Тяпкин брал взятки борзыми щенками … (следствие)
(так что не считал себя мошенником)
- Городничий при положительном исходе обещает поставить большую свечу… (условие)
(если ревизор не заметит его самоуправства)
- Чиновники дают Хлестакову деньги взаймы… (цель)
(чтобы остаться безнаказанными)
- Оценки
№6 Подведем итоги
В чем своеобразие СПП?
Какие трудности при изучении?
- Мы продолжим изучение СПП на следующих уроках.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предложения Виды придаточных 1)Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. Уступки 2)Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Изъяснительное 3)Если вы начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются. Причины 4)Иной раз всё до последней рубашки спустит, так что на нём всего останется сюртучишка да шинелишка. Условия 5)Я и сижу здесь, потому что у меня нет ни копейки. Следствия
(1) Купечество да гражданство меня смущает. (2) Говорят, что я им солоно пришёлся. (3) А я, если и взял с иного, то, право, без всякой ненависти. (4) Я даже думаю, не было ли на меня какого-нибудь доноса.(5) Зачем же в самом деле к нам ревизор? (6) Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам всякое письмо, которое прибывает к нам в почтовую контору, этак немножко распечатать и прочитать. (7) Прочитать, не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки. (8) Если же нет, то можно опять напечатать.
Городничий боялся ревизора… (причина) Судья Ляпкин – Тяпкин брал взятки борзыми щенками … (следствие) Городничий при положительном исходе обещает поставить большую свечу… (условие) Чиновники дают Хлестакову деньги взаймы… (цель)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды придаточных в сложноподчиненном предложении 9 класс
Интерактивная презентация. Изложение теоретического материала в схемах, таблицах. Интерактивные задания для контроля усвоения материала учащимися....
Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях
Урок-практикум в 9 А классе(с использованием сингапурского метода обучения)Шабалина Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» НМР РТ Цели: ·...
Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях
Презентация к практическому уроку после знакомства с темой "Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях". В презентации представлены упражнения и проверочный тест....
Виды придаточных в сложноподчиненном предложении
Виды придаточных в сложноподчиненном предложении (презентация)...
Открытый урок по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении", русский язык, 9 класс
Цели урока:Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение".Развивающая: совершенствование навыков определения видов придаточных предложений и способов...
Конспект урока по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении"
Это урок с использованием ТРМК И ИКТ...
Дидактический материал "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении"
В представленном дидактическом материале содержатся карточки на все виды придаточных в сложноподчиненном предложении, а также тренажер по теме :" Средства связи в сложноподчиненном пр...