Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (9 класс) по теме

Богатырева Елена Викторовна

Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_konspekta_uroka.doc687 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока:

Обучающие задачи:  

- закрепить полученные знания о СПП;

- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

- обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

- развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать положительное отношение к знаниям и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать интерес к литературе.

Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока –интегрированный урок

Оборудование урока:

- компьютер,

- проектор,

- интерактивная доска Clasus.

  1. Оргмомент
  2. Прочитайте эпиграф

  • Дайте характеристику предложения из слайда

(сложное, сложноподчиненное, состоит из двух предложений: главного  и придаточного – определительного; главное и придаточное соединены при помощи союзного слова – в которой)

  • Как вы думаете, почему на уроке русского языка мы будем говорить о Гоголе и его бессмертной комедии «Ревизор»?

(потому что  в 2009г. исполнилось 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя)

  • Как вы думаете, каковы цели урока русского языка?

( на примере текста Н.В.Гоголя «Ревизор» мы повторим материал об изученных видах придаточных в сложноподчиненных предложениях, попутно будем решать проблему «Почему в пьесе Гоголя «Ревизор» нет положительных героев?» а также продолжим подготовку к итоговой аттестации.

  1. Работа с интерактивной доской.

  • Выполняем следующие задания
  • Посмотрите на предложения, прочитайте их
  • Скобками обозначьте придаточные предложения
  • Соедините стрелками предложения по видам придаточных
  • Назовите виды придаточных, которые не перечислены.

       

         4. Работа с текстом на слайде

  • Прочитайте монолог городничего и выполните следующие задания

К доске выполнять задания 3, 6, 7 выходит 1 учащийся

  • Остальные задания выполняем устно (с классом )
  1. прочитаем монолог
  2. тест

С какой целью городничий предлагает почтмейстеру вскрывать письмо?

а) знать, что делается в его губернии

б)интересно читать чужие письма

в) узнать, что-нибудь о себе

  1. дайте характеристику 2 предложения, постройте схему, определите вид придаточного.
  2. найдите в тексте сложноподчиненные предложения (кроме 2). Определите тип придаточных.

              5) объясните лексическое значение слова со'лоно (2-е пред-е)

   Замените синонимом

 6) Из 6 предложения выпишите такое словосочетание со связью согласование,     которое можно заменить связью управление

              7) выписать из текста все частицы.

    После устной проверки класса, продолжаем беседу.

  • Мы поработали  с монологом городничего

 Что вы можете сказать о нем?

 Употребляется ли  слово «городничий» сейчас?

  • Проверяется уч-ся у доски, задания 3, 6, 7.
  • Проверяются выписанные частицы то, даже, ли, же, ли, этак, не, ли, же, то.  

 

  • Как вы думаете, почему в этом монологе так много частиц?

(Я думаю, потому что этот текст разговорного стиля. Большое количество частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и не подготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определенную информацию, но и одновременно выразить своё отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается с помощью частиц
(в разговорном стиле используются частицы всех разрядов)

 - Какие ещё стили речи вы знаете?

5.Словарная работа.

  • Ребята, вспомните,  есть ли положительные герои в этой пьесе ?

(НЕТ. Гоголь не в силах был дать положительных человеческих образов и очень страдал. Он мучительно искал положительный образ, но не находил его. Он верил в человека, но не находил его в России)

  • Нет положительных героев, потому что в стране процветало  ЧТО? (уч-ся должны сказать)

  • Давайте запишем словарный диктант.

Взяточничество, казнокрадство, самоуправство, безнаказанность, произвол, мошенничество, лицемерие.

  • Эти слова будут опорными для творческой работы и для выполнения домашнего задания.
  • Записываем д/з – на выбор

а) написать сочинение-миниатюру на тему «Актуальна ли пьеса Гоголя в наше время?» с использованием СПП.

б) или выписать из любого произведения Гоголя 10 предложений с разнообразными видами связи.

6. Творческая работа (работа с интерактивной доской)

 

  • Составить предложения, используйте слова из словарного диктанта.

  1. Городничий боялся ревизора…                                                        (причина)

(потому что занимался произволом)

  1. Судья Ляпкин – Тяпкин брал взятки борзыми щенками …          (следствие)

(так что не считал себя мошенником)

  1. Городничий при положительном исходе обещает поставить большую свечу…                                                       (условие)

(если ревизор не заметит его самоуправства)

  1. Чиновники дают Хлестакову деньги взаймы…                                 (цель)

(чтобы остаться безнаказанными)

  • Оценки

№6 Подведем итоги

В чем своеобразие СПП?

Какие трудности при изучении?         

  • Мы продолжим изучение СПП  на следующих уроках.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наследие Гоголя нельзя представить себе без комедии «Ревизор», в которой великий писатель учинил публичную казнь смехом над чиновниками – казнокрадами, взяточниками, подхалимами. Детская энциклопедия

Слайд 2

Предложения Виды придаточных 1)Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. Уступки 2)Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Изъяснительное 3)Если вы начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются. Причины 4)Иной раз всё до последней рубашки спустит, так что на нём всего останется сюртучишка да шинелишка. Условия 5)Я и сижу здесь, потому что у меня нет ни копейки. Следствия

Слайд 3

(1) Купечество да гражданство меня смущает. (2) Говорят, что я им солоно пришёлся. (3) А я, если и взял с иного, то, право, без всякой ненависти. (4) Я даже думаю, не было ли на меня какого-нибудь доноса.(5) Зачем же в самом деле к нам ревизор? (6) Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам всякое письмо, которое прибывает к нам в почтовую контору, этак немножко распечатать и прочитать. (7) Прочитать, не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки. (8) Если же нет, то можно опять напечатать.

Слайд 4

Городничий боялся ревизора… (причина) Судья Ляпкин – Тяпкин брал взятки борзыми щенками … (следствие) Городничий при положительном исходе обещает поставить большую свечу… (условие) Чиновники дают Хлестакову деньги взаймы… (цель)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды придаточных в сложноподчиненном предложении 9 класс

Интерактивная презентация. Изложение теоретического материала в схемах, таблицах. Интерактивные задания  для контроля усвоения материала учащимися....

Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях

Урок-практикум в 9 А классе(с использованием сингапурского метода обучения)Шабалина Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» НМР РТ Цели: ·...

Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях

Презентация к практическому уроку после знакомства с темой "Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях". В презентации представлены упражнения и проверочный тест....

Виды придаточных в сложноподчиненном предложении

Виды придаточных в сложноподчиненном предложении (презентация)...

Открытый урок по теме "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении", русский язык, 9 класс

Цели урока:Обучающая: обобщение и систематизация материала по теме "Сложноподчиненное предложение".Развивающая: совершенствование навыков определения видов придаточных предложений и способов...

Дидактический материал "Виды придаточных в сложноподчиненном предложении"

В представленном дидактическом  материале содержатся карточки на все виды придаточных  в сложноподчиненном предложении, а также тренажер по теме :" Средства связи в сложноподчиненном пр...