Типы придаточных в сложноподчиненных предложениях
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Презентация информационно-практического характера
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_pridatochnyh_p-y.ppt | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы придаточных Определительные Изъяснительные Обстоятельственные Вопросы определений Вопросы дополнений Вопросы обстоятельств
Придаточные обстоятельственные Времени Места Образа действия Меры и степени Уступки Причины Цели Следствия Сравнения Когда? С каких пор? До каких пор? Где? Куда? Откуда? Как? Каким образом? В какой мере? В какой степени? Несмотря на что? Невзирая на что? По какой причине? Почему? Зачем? С какой целью? Что стало следствием этого? Как что? Как кто?
НАЧЕРТИТЕ СХЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Определите тип придаточного предложения
Изъяснительное Невозможно было увидеть всё, что вальдшнеп достал из-под листвы.
Цели 2. Первая прибежала трясогузка, чтобы только на нас посмотреть.
Сравнительное 3. Все трясогузки помчались за ним, как комары несутся к добыче.
Определительное 4. Дятел сел на берёзу, где у него была мастерская для шелушения шишек.
Причина 5. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами и вместе с нами вставали.
Времени 6. Утром, когда солнце взошло, я увидел одуванчики, раскрывшие свои «ладони».
Условие 7. Во что превратится эта блестящая, пёстрая и проворная сорока, воровка яиц, если ей оборвать хвост?
Уступки 8. Сколько я ни ходил, встретить медведя мне в этот раз так и не удалось.
Следствие 9. Сегодня в муравейнике была объявлена всеобщая мобилизация, так что весь муравейник вылез вверх.
Места 10. Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему тёмно-зелёные сосны, поднялся большой орёл, взвился высоко, выглядел оленёнка и бросился.
Степени и меры. 11. Работа шла так бойко, что дятлы на моих глазах всё глубже и глубже уходили в дерево.
Изъяснительное 12. Многие думают, будто встретить медведя легко.
ОПРЕДЕЛИТЬ ТИПЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Списать предложения, расставив знаки препинания
Следствие 1. Плохой реставратор может испортить редчайшую первоклассную икону так что её нельзя будет выставить напоказ.
Причина 2. Во всяком создании и усовершенствовании художественной формы не может быть никакого предела потому что к построенному всегда можно добавить ещё что-нибудь.
Изъяснительное 3. Для того чтобы проявление человеческого духа можно было назвать подвигом в нём должны содержаться два обязательных момента: самоотверженность и благо других людей.
Изъяснительное 4. Сегодня я всего-навсего зачеркнул то что было написано вчера.
Времени 5. Вы кладёте на ладонь с десяток камешков и пальцем долго перекатываете их с места на место пока не остановите свой выбор на трёх.
Условие 6. Если прислушаться самый зловещий из всех земных звуков – тиканье часов.
Места 7. Человеку было бы более свойственно неторопливо ходить или ездить там где растёт трава где плавают облака и светит солнце.
Сравнение 8. Перевод стихотворения отличается от оригинала как гипсовая маска отличается от живого лица.
Изъяснительное 9. Я иногда вижу как во время оживлённого разговора один из собеседников вынимает записную книжку и скорее записывает в неё только что произнесённую фразу или только что рассказанный случай.
В14. Найдите СПП с придаточным цели (20) Той же осенью призвали на воинскую службу Ванюшку. (21) Совсем осиротела кузница, стоит в чистом поле с угрюмо распахнутыми воротами. (22) Серпилковцы, привыкшие к весёлому перезвону молотков за садами, чувствовали себя так, будто в их хатах остановились ходики. (23) Сразу стало как-то глухо и неуютно в Серпилках: очень уж не хватало им этого перестука на выгоне. (24) Сильно жалели серпилковцы, что в своё время не приставили к Захару какого-нибудь смышлёного мальца, чтобы усвоил и перенял тонкое Захарово искусство. 24
В14. Найдите СПП с придаточным определительным с дополнительным значением меры и степени. (19) И такая тоска была в этих глазах, такое горе, что невозможно было на него смотреть. (20) Поморы – люди суровые. (21) Всю жизнь тюленей бьют, летом рыбу ловят. (22) В тихую погоду и в штормы одинаково по морю ходят на маленьких мотоботах, сами не раз в глаза смерть видали. (23) Всякого насмотрелся каждый за свою жизнь. 19
В7. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые, которые обособляют придаточные цели. Люди шли ко дворцу и опрокидывали свои чаши в бассейн, (1) а взамен получали золотую монету. Утром раджа вышел к бассейну, (2) чтобы искупаться в молоке, (3) и обнаружил, (4) что бассейн заполнен простой водой. Он понял, (5) что его обманули. Люди решили, (6) что ночью никто не отличит молоко от воды, (7) и без зазрения совести лили в бассейн обыкновенную воду. 2, 3
В14. Найдите СПП с придаточным определительным (17) У страха глаза большие, и, возможно, опасность была не так велика, как кажется новичкам. (18) Но, ей-ей, небо не раз виделось нам с овчинку в прямом и образном смысле. (19) Наша лодка для этой реки была деревянной игрушкой, которую можно швырнуть на скалы, опрокинуть на быстрине. (20) Вода в реке не текла – летела! (21) Временами падение потока было настолько крутым, что казалось: лодка несётся вниз по пенному эскалатору. 19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.
Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях....
Типы придаточных и способы соподчинения придаточных в сложноподчиненном предложении. Тесты проверочные в 11 классе
2 варианта тренировочных тестов в 11 классе...
Виды придаточных в сложноподчиненном предложении 9 класс
Интерактивная презентация. Изложение теоретического материала в схемах, таблицах. Интерактивные задания для контроля усвоения материала учащимися....
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Изъяснительные придаточные в сложноподчиненном предложении"
Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме "Изъяснительные придаточные в сложноподчиненном предложении "...
Виды придаточных в сложноподчиненных предложениях
Урок-практикум в 9 А классе(с использованием сингапурского метода обучения)Шабалина Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №2» НМР РТ Цели: ·...
Мастер-класс "Типы подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении"
Цель - обобщить знания обучающихся о типах подчинения придаточных....
Урок-практикум 9 класс «Основные типы связи в сложноподчиненных предложениях с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них»
Тематический урок русского языка в 9 классе, на котором используются материалы из произведений М.Ю.Лермонтова....