Доклад на тему: Преодоление трудностей при устном итоговом собеседовании в 9 классе (из опыта работы)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Ладыгина Ольга Дмитриевна

Алгоритм подготовки обучающихся к итоговому устному собеседованию по русскому языку в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_okruzhnom_mo_mart_2022.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Преодоление трудностей при устном итоговом собеседовании  в 9 классе

(из опыта работы)

Автор доклада: Ладыгина Ольга Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы

2022 г.

«Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими…» Ральф Эмерсон 


Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения, определять и решать проблемы.

И в этом смысле речевое развитие, уровень сформированности коммуникативной компетенции (слушания, письма, чтения и говорения) школьников имеет решающее значение.

  Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.

     В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знать особенности диалогической и монологической речи;
  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Устное собеседование по русскому языку введено в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников. В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь. Подразумевается, что прохождение итогового собеседования в дальнейшем является допуском для выпускников девятых классов к государственной итоговой аттестации.  Модель собеседования включает следующие типы заданий: 
1) чтение текста вслух; 
2) пересказ текста с включением цитаты; 
3) монологическое высказывание по одной из выбранных тем; 
4) диалог с экзаменатором-собеседником. 

 Тексты для чтения, которые предлагаются участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России. На выполнение работы каждому участнику  предоставляется  15 минут. В процессе проведения собеседования ведётся аудиозапись. 

При выполнении заданий учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение). Оценка выполнения заданий работы осуществлялась экспертом непосредственно в процессе ответа по специально разработанным критериям с учетом соблюдения норм современного русского литературного языка. Оценивается итоговое собеседование по системе «зачет»/«незачет». 

Провела исследовательскую работу в сети Интернет . Ознакомилась с проблемами, которые возникают при сдаче экзамена   по устному собеседованию в 9 классе. Выделила наиболее яркие:

Голунова Елена Николаевна, г. Истра: 

«Наибольшую трудность при прохождении итогового собеседования у девятиклассников вызывает пересказ текста с дополнительным привлечением информации. Школьники допускают неоправданно длинные паузы в речи, искажения в произношении имён собственных и терминов, фактические ошибки, пропуски важных микротем текста, также проблемой является логичное включение в пересказ высказывания и использование способов цитирования в речи». 

Савченко Ольга Константиновна, г. Рузский: 

«Проблемы при подготовке к ИС: нет времени на подготовку; современные ученики мало читают, общение в гаджетах не способствует развитию устной речи. Как решаю проблемы? Начала систематическую работу с 5 класса по развитию навыков, связанных с соблюдением орфоэпических, лексических, грамматических и стилистических норм. Развиваю навыки ораторского искусства: в учебнике для 6 класса…»

Климачева Галина Владимировна, г. Химки: 

«…В задании, связанном с составлением текста, наибольшую сложность, на мой взгляд, вызывает описание фотографии. Учащиеся не соотносят тему, заявленную в задании, с тем, что они в итоге рассказывают, на чем останавливают свое внимание…»

Разберём более подробно каждую часть заданий устного собеседования.

Трудности 1 части задания ( чтение текста):

- выразительное чтение текста;

Формы подготовки к чтению:

Читать на уроках фрагменты текстов учебника, упражнения, обращая внимание учащихся на темп чтения, правильную постановку ударений, интонацию, допущенные ошибки, искажения слов.

Проводить пятиминутку «выразительное чтение», чтение по цепочке, прослушивать образцы чтения (в аудиозаписи, чтении учителя, подготовленного ученика).

Давать задания для домашнего чтения (тексты из КИМов)

Трудности 2 части задания ( пересказ):

Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы.  Пересказ звучит на уроках истории, обществознания, химии,  географии, биологии, физики и, конечно, литературы. Мы осознанно или неосознанно используем этот вид работы на своих уроках.

На конференциях, вебинарах, посвященных итоговому собеседованию по русскому языку, не раз было озвучено, что к итоговому собеседованию обучающегося должны готовить абсолютно при изучении всех предметов, существующих в школе. Следить за правильностью речи ученика, исправлять орфоэпические, грамматические, речевые ошибки, работать над умениями находить основную информацию в тексте, осознанно её запоминать, а не механически зазубривать, грамотно воспроизводить прочитанное – вот чем может помочь учитель любого предмета своему ученику.

Первое, что должен объяснить учитель-словесник девятикласснику, это то, что первое и второе задание тесно связаны между собой.

Формы подготовки к персказу:

  • Работа с текстом ( выделение микротем, членение текста на части, составление плана);
  • Словарная работа (если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют).  Затем необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.

Рекомендации, которые необходимы при подготовке к пересказу на экзамене:

1) вдумчиво прочитать текст, мысленно прослеживая логику изложенных в нем событий (Если текст содержит рассуждение, то постараться понять точку зрения автора, посмотреть на проблему его глазами);

2) отметить главную информацию (предложения, словосочетания) в каждом абзаце (это микротемы, их нельзя упускать при пересказе, обычно, один абзац – одна микротема). Целесообразным будет во время подготовки к выразительному чтению карандашом или ручкой подчеркнуть главные предложения, словосочетания в каждом абзаце текста, чтобы выделить их при выразительном чтении (это активизирует зрительную память).

3) запомнить имена собственные, термины, даты, которые могут присутствовать в тексте.. Рекомендовать ученику выписать на листочек те имена собственные, термины, даты, с которыми он встретился в предложенном тексте впервые, но они необходимы ему для передачи микротем.

4)Для того, чтобы учащийся справился с заданием 2 более успешно, можно предложить ему следующее: если за отведенное время запомнить даты, термины не представляется возможным, то лучше информацию, в воспроизведении которой он не уверен, не включать в свой ответ. Пересказ тогда будет менее подробным, но главное – не упустить микротемы.

Выразительно читая вслух текст, ученик задействует как зрительную, так и слуховую память. Это хорошо, так как все мы разные: у одних преобладает зрительная память, другим надо еще и услышать, чтобы лучше запомнить.

5) Во время пересказа ученик должен не бояться отклониться от авторской стилистики и лексического набора слов и словосочетаний. Ведь главное в пересказе не  механическое зазубривание, а понимание содержания текста, и, передавая его своими словами, учащиеся демонстрируют это умение наилучшим образом.

Обязательно при подготовке ко второму заданию итогового собеседования по русскому языку надо основательно изучить тему «Цитирование».

Учащиеся должны знать, что цитирование бывает частичным и полным. При использовании частичного цитирования школьники должны понимать, что главное – сохранить смысловую точность. Нельзя «выдергивать» слова из контекста. Убирать лишние слова, сокращая цитату, можно, при условии, если это не исказит смысла высказывания.

Трудности 3 части задания (монологическое высказывание по одной из предложенных  тем : описание, повествование и рассуждение):

Тематика монологических высказываний многообразна: ценность семьи, роль друзей в жизни; школьная жизнь, проблемы моды, современной культуры и т.д. Плюс: есть карточки с вопросами в помощь ученику. Слабые дети пытаются строить монолог в виде ответов на них. Минус: тогда не получается связный текст, а оценивается выполнение коммуникативной задачи, цельность и последовательность изложения.

Это задание вызывает определённые сложности. За 1 минуту экспромтом правильно составить текст на только что полученную тему не каждый взрослый сможет. Поэтому здесь необходима очень серьёзная подготовительная работа.

Рекомендации, которые необходимы при подготовке к 3 части задания.

При подготовке к выполнению 3 задания повторяем особенности каждого типа речи (повествование, описание, рассуждение). Большое внимание уделяется речевому оформлению.

Мои ученики чаще всего выбирают тексты либо описание, либо повествование .

При описании фотографии  неудобство вызывает то, что фото чёрно-белое (в демоверсии представлен вариант в цвете), а ведь есть такие снимки, которые, не видя цвета, трудно описать.

Пользуемся правилами-помощниками (раздать педагогам):

Обратите внимание!

Фотография начинается с замысла, который фотограф хочет воплотить в своем фотоснимке и донести до зрителя.

Фотограф находит в окружающем мире тот изобразительный материал, который ляжет в основу снимка, отбирая только то, что раскрывает смысл и содержание его замысла, следовательно, смысловой центр снимка является его зрительным центром.

Смысловой центр снимка – это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел фотографа.

Рассмотрите фотографию (предметы)

  • Что вы видите на фотографии?
  • Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно эти предметы?
  • Какую, на ваш взгляд, цель преследовал автор снимка?
  • Что характерно для композиции снимка:

а) что изображено крупным планом в центре?

б) что вы видите на заднем плане снимка?

в) на каком фоне всё изображено?

г) что особенно тщательно, детально передано на снимке?

5. Опишите предметы (цвет, форма, размер) на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что больше всего привлекает в фотографии?

7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?

Конструкции-помощники для описания фотографии

Вступление

  • На этом снимке изображен…
  • Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая сцену из…
  • На данной фотографии фотограф запечатлел…
  • На фотографии мы видим…
  • Если внимательно посмотреть на фотографию, то …
  • Фотограф изобразил кульминационный момент события…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Основная часть

  • Цель фотографа –
  • Фотограф создан настоящую картину(чего?)…
  • Фотограф запечатлел один из моментов…
  • Всё внимание фотографа сосредоточено на …
  • Фотограф поместил в центр снимка…
  • Прямо перед нами изображены…
  • На переднем плане привлекает внимание…
  • Задний план снимка занимает…
  • Слева/справа от… виднеется…
  • Внимание зрителя привлекает центральная фигура…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Основная часть

  • Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внимание зрителя…
  • Выражение лица/ поза/ глаза/взгляд/жесты/улыбка отражает внутреннее состояние героя снимка…
  • (Какой?) Свет/цвет служит средством передачи авторского замысла/ характеристики героя/ атмосферы события…
  • Фотограф передает обстановку/ динамику/ настроение /внутреннее состояние человека…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Заключение

  • Фотография отражает авторское отношение к …
  • Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…
  • Завершая описание, хочется отметить…
  • Фотография произвела на меня ….впечатление.
  • Фотография заставила задуматься о…

Работа над фотографией более-менее ясна. В качестве домашнего задания можно предложить детям описать фотографию из семейного альбома. На уроках литературы описать кадр из фильма по произведению.

Для повествования на основе жизненного опыта детям давала список распространённых тем: музей, зрелищное мероприятие, посещение театра (оперы, балета), поход, школьный праздник. Ученики готовили к определённому дню сообщение по одной из тем, и затем коллективно разбирали собранную информацию. Большой минус у наших детей, проживающих в сельской местности, в том, что нет возможности посетить театр, послушать оперу…

 Но зато есть музеи в нашем Большечерниговском районе, которые дети посещают, правда редко..

Разбираем вначале те темы, которые близки детям, а те, которые вызывают затруднение рассматриваем более подробно. На уроках литературы становимся «зрителями театра» и знакомимся с пьесами, например, «Ревизор» по Н.В. Гоголю (т.е можно просмотреть отрывки постановок) Работая над картиной, отправляемся на выставку полотен художника, посещаем виртуальные музеи. И во всём этом, конечно же, помогает Интернет.

Трудности 3 части задания (диалог):

-односложные ответы, отличающиеся бедностью и неточностью словарного запаса.

Рекомендации, которые необходимы при подготовке к 4 части задания.

Здесь очень важно, чтобы ребёнок не просто отвечал на вопросы, а размышлял, рассуждал с привлечением аргументов. Для экзаменатора это тоже сложный момент: он не только следит за временем, но и должен помочь раскрыться ученику, оказать ему поддержку, стараться снизить чувство страха, неуверенность. Эмоциональный настрой экзаменатора может передаваться ученику.

Заключение

Надеюсь, коллеги, что использование подобных алгоритмов поможет вам подготовить учащихся к итоговому собеседованию.

Обратите внимание!

Фотография начинается с замысла, который фотограф хочет воплотить в своем фотоснимке и донести до зрителя.

Фотограф находит в окружающем мире тот изобразительный материал, который ляжет в основу снимка, отбирая только то, что раскрывает смысл и содержание его замысла, следовательно, смысловой центр снимка является его зрительным центром.

Смысловой центр снимка – это центр сюжета, главный объект изображения, через который раскрывается замысел фотографа.

Учитель:

Рассмотрите фотографию (предметы)

  • Что вы видите на фотографии?
  • Почему, на ваш взгляд, фотограф запечатлел именно эти предметы?
  • Какую, на ваш взгляд, цель преследовал автор снимка?
  • Что характерно для композиции снимка:

а) что изображено крупным планом в центре?

б) что вы видите на заднем плане снимка?

в) на каком фоне всё изображено?

г) что особенно тщательно, детально передано на снимке?

5. Опишите предметы (цвет, форма, размер) на переднем плане, на заднем плане, в центре, слева, справа.

6. Что больше всего привлекает в фотографии?

7. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?

Учащийся:

Конструкции-помощники для описания фотографии

Вступление

  • На этом снимке изображен…
  • Этот снимок - жанровая зарисовка, передающая сцену из…
  • На данной фотографии фотограф запечатлел…
  • На фотографии мы видим…
  • Если внимательно посмотреть на фотографию, то …
  • Фотограф изобразил кульминационный момент события…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Основная часть

  • Цель фотографа –
  • Фотограф создан настоящую картину(чего?)…
  • Фотограф запечатлел один из моментов…
  • Всё внимание фотографа сосредоточено на …
  • Фотограф поместил в центр снимка…
  • Прямо перед нами изображены…
  • На переднем плане привлекает внимание…
  • Задний план снимка занимает…
  • Слева/справа от… виднеется…
  • Внимание зрителя привлекает центральная фигура…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Основная часть

  • Нельзя не обратить внимание на детали, притягивающие внимание зрителя…
  • Выражение лица/ поза/ глаза/взгляд/жесты/улыбка отражает внутреннее состояние героя снимка…
  • (Какой?) Свет/цвет служит средством передачи авторского замысла/ характеристики героя/ атмосферы события…
  • Фотограф передает обстановку/ динамику/ настроение /внутреннее состояние человека…

Конструкции-помощники для описания фотографии

Заключение

  • Фотография отражает авторское отношение к …
  • Картина, запечатленная на фотографии, несет в себе определенное настроение…
  • Завершая описание, хочется отметить…
  • Фотография произвела на меня ….впечатление.
  • Фотография заставила задуматься о…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устное итоговое собеседование по русскому языку в 9 классе

В ноябре 2017 года в 19 регионах России была проведена апробация модели устного итогового собеседования по русскому языку в 9 классе. Наша школа вошла в число 10 образовательных учреждений Ростовской ...

Устное итоговое собеседование

Варианты устного итогового собеседования в 9 классе...

Устное итоговое собеседование 9 класс

Вариант  для подготовки к устному итоговому собеседованию...

Активные методы обучения при подготовке к устному итоговому собеседованию

Приёмы на уроках русского языка в 9 классе для успешной подготовки к сдаче устного собеседования...

Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)

В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....

Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"

Доклад на РМО по теме "ПОДГОТОВКА К УСТНОМУ ИТОГОВОМУ СОБЕСЕДОВАНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ"...

Доклад на тему «Творческий подход в педагогической деятельности учителя из личного опыта работы»

Несмотря на свой небольшой педагогический опыт, за время своей работы я выработала определенные, эффективные, как мне кажется, методы и приемы обучения иностранному языку. Мне бы хотелось поделиться с...