Доклад на тему «Творческий подход в педагогической деятельности учителя из личного опыта работы»
статья по английскому языку

Байбулатова Лилия Ильшатовна

Несмотря на свой небольшой педагогический опыт, за время своей работы я выработала определенные, эффективные, как мне кажется, методы и приемы обучения иностранному языку. Мне бы хотелось поделиться с вами опытом реализации творческого подхода на уроках английского языка.

Воздействуя на личность, урок,  творчески организованный, обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию  эстетических и умственных способностей, ведет к  накоплению профессиональных  навыков и умений, развитию природных задатков детей,  их нравственных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее  творческого потенциала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_tvorcheskiy_podhod_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Творческий подход в педагогической деятельности учителя

из личного опыта работы»

Байбулатова Лилия Ильшатовна, учитель английского языка,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа№16»

ЯНАО г.Новый Уренгой

Несмотря на свой небольшой педагогический опыт, за время своей работы я выработала определенные, эффективные, как мне кажется, методы и приемы обучения иностранному языку. Мне бы хотелось поделиться с вами опытом реализации творческого подхода на уроках английского языка.

Воздействуя на личность, урок,  творчески организованный, обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию  эстетических и умственных способностей, ведет к  накоплению профессиональных  навыков и умений, развитию природных задатков детей,  их нравственных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее  творческого потенциала.

Я считаю, что урок прошел впустую, если на уроке не был применен тот или иной игровой прием, творческое задание, которое бы побуждало учащихся к усвоению образовательного материала.

В структуру урока необходимо включать различные творческие задания. При выборе методов и приемов обучения, я остановилась на тех, которые при примерно равной степени эффективности  максимально раскрывают способности ученика, отвечают его индивидуальности. Для каждого этапа урока я стараюсь использовать свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Уроки в начальных классах, например, я начинаю с приветствия – английской речевки «Good morning to you!»  Это способствует установлению контакта между учителем и учеником.

В структуре урока английского языка в начале урока является необходимым проведение фонетической или речевой разминки, которое способствует плавному переходу на иностранный язык, снятию так называемого  языкового барьера, тренировке «язычков». На данном этапе урока  учащиеся отрабатывают произношение определенных звуков.  Если с учащимися 2 класса мы пока еще только повторяем звуки, то  учащихся среднего и старшего звена, на данном этапе урока,  я стараюсь знакомить с различными рифмовками, речевками, скороговорками, поговорками, пословицами страны изучаемого языка. Например:  She sells seashells at the seashore. Don’t trouble trouble until trouble troubles you.  и т.д. Я записываю их на доске и прошупрочитать  быстр/медленно, прочитать громко/шепотом. Задаю вопрос: «А может кто-то уже запомнил/выучил данную скороговорку?» и т.д. Таким образом, через фонетическую зарядку осуществляется формирование не только слухо-произносительных навыков, но и социокультурной компетенции.

Речевую зарядку я провожу следующим образом: задаю вопросы ученикам, на которые они должны ответить или  составляю утверждение, с которым ребята соглашаются или не соглашаются. Если соглашаются-повторяют мое утверждение, а если не соглашаются , они должны исправить его. (Agreeordisagree)

Например:

Учитель: - Твой любимый предмет-это математика.

Ученик: - Нет. Мой любимый предмет - это русский язык.

 Этот этап также является важным, так как на этом этапе происходит развитие коммуникативной компетенции, речемыслительных навыков.

Если сравнивать  младшую, среднюю и старшую ступени обучения, то я отдаю предпочтение, все таки младшему и среднему звену. Так как именно учащихся этих возрастных групп легче и интереснее обучать иностранному языку. Их проще заинтересовать предметом, увлечь каким-либо необычным заданием. Имеется больше возможностей и желания креативно подходить к планированию уроков.

Я веду уроки английского языка во 2-х классах. В этом году они только начали изучать буквы, числительные от 1 до 10, названия животных, речевые образцы «Как тебя зовут?», «Меня зовут…», «Мне 9 лет», «Я умею…», «У меня есть…». При введении новых слов, лексических единиц  я часто использую наглядный материал – изображения и образы животных, букв, цифр и т.д. Дети намного лучше и быстрее запоминают новую лексику, когда представлен наглядный образ слова.  Они очень любят фантазировать и поэтому  с удовольствием выполняют такие задания, как например: разыграть сцену знакомства.  Они представляют себя животными, выбирают английское имя и знакомятся друг с другом. Они знают еще очень мало слов, знакомы не со всеми буквами, но уже учатся правильно составлять вопросы и ответы, в рамках определенной темы.

Также на уроках мы слушаем аудиозаписи и поем песенки на английском языке. На мой взгляд, песни обладают высокой реактивностью, т.е. всегда вызывают ту или иную реакцию в форме эмоционального, мыслительного и речевого отклика. Данный эффект достигается разными средствами: наличием в тексте песен восклицательных предложений (Gosh!Bad Luck!), междометий (Wow!), риторических вопросов (What do you do in your free time? – Free time?), усилительных конструкций (It does take a lot of time!), оценочных слов (great, terrible, brilliant). Поэтому песни на иностранных языках стимулируют учащихся к изучению английского языка.

Аутентичные аудиотексты на иностранном языке вызывают не меньшую заинтересованность ребят. Следует особенно подчеркнуть, что благодаря аутентичным аудиоматериалам на занятиях создается языковая среда, так необходимая для формирования лингвистических компетентностей учащихся.

Именно в младшем школьном возрасте очень важно сформировать у детей звукоподражательный навык. Они запоминают звуки, слова на имитативном уровне. Если не научить детей произносить чуждые их родному языку звуки в младшем школьном возрасте, то в старших классах это сделать гораздо сложнее.

Я думаю многие согласятся со мной, в том, что первичной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, в связи с этим на своих уроках в 5-х классах я часто использую именно эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и   учебно-воспитательный процесс, добиваясь, таким образом, того, что мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. Особенно нравятся детям такие игры, как – «Интервью» (к доске выходит 1 ученик, который дает интервью, а остальные – журналисты, которые задают ему разные вопросы, интервьюер отвечает на них.), «Игра в мяч»  (дети становятся в круг, ведущий составляет предложение и бросает мяч однокласснику, который в свою очередь повторяет его предложение, произносит свое и бросает следующему и т.д. ).  Также им нравится работать в парах, группах, составлять диалоги, полилоги с новыми словами, выполнять  задания, напечатанные на листочках, такие,  как: «Найди лишнее слово, вставьте пропущенные слова, буквы и т.д.».

Но больше всего творчества и фантазии проявляют дети, когда им предлагается сделать свой проект,  в котором они показывают знание изученного материала и самовыражаются. В конце 2 модуля, ученики 5 классов выполняли творческое задание: нарисовать любимое животное, написать информацию о нем на АЯ и представить свой проект. После представления своих работ, ребята выбрали лучший проект. Так как практически все дети любят рисовать, такое задание им тоже пришелся по вкусу.

Практически у каждого подростка есть свой идеал для подражания. Чаще всего у девочек – это популярные иностранные певцы, звезды шоу бизнеса, а у мальчиков – это звезды мирового спорта, актеры боевиков и т.д. В связи с этим я решила провести конкурс – защиту презентаций среди учащихся 8 класса именно на эту тему «Образец для подражания». Ребята представляли свои презентации, с фотографиями своих кумиров, краткой биографией, информацией об успехах и т.д.  

Метод проектов в развитии социокультурной и лингвострановедческой компетентности учащихся, в свою очередь, позволяет включить учащихся в активный диалог культур на основе применения на практике полученных социокультурных и лингвострановедческих знаний. А это уже способствует достижению интегративной цели обучения иностранным языкам – формирование у учащихся способности и готовности осуществлять межкультурное взаимодействие с носителями иноязычной культуры.

Метод проектов – это интегративная технология, в которой интегрированы разнообразные формы и приемы обучения, а так же происходит интеграция знаний обучаемых из разных областей при решении проблемы проекта, интеграция всех видов речевой деятельности за счет их комплексного взаимодействия и практического применения иностранного языка на всех этапах работы над проектом.

Что касается реализации творческого подхода на уроках английского языка в 10-11 классах – тут сложнее, так как УМК “Spotlight” по которому мы работаем, сам по себе насыщен различными видами заданий, развивающих все виды речевой деятельности – говорение, аудирование, письмо, чтение.  За короткий период времени – 45 мин. учитель должен успеть ввести и отработать очень сложный и разносторонний материал. Часто встречаются такие задания, как составить диалоги с речевыми образцами, новыми словами, много заданий на аудирование и т.п. С ребятами этих классов мы также выполняли проектную работу - составляли проекты по темам «Семейные узы», «Друг познается в беде», во время прохождения темы «Описание внешности», я приносила на урок куклу, которую учащиеся 11 класса должны были описать, применяя новые слова. Несмотря на то, что эти дети уже взрослые, их заинтересовал и запомнился такой вид задания. Для введения новых слов я использую, карточки, это способствует, как уже упоминалось ранее, быстрому и легкому запоминанию слов.

Таким образом, я убеждена, что нетрадиционные  формы проведения уроков дают возможность не только  повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развить  их творческую самостоятельность, творческое мышление, обучать работе  с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.  Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного  процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро  стать традиционным,  что, в конечном счете,  приведет к ослаблению у учащихся интереса к  предмету. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме:"Невербальное общение в педагогической деятельности учителя".

В предложенном материале описываютсят невербальные средства общения и примеры их применения в педагогической деятельности учителя....

Методический семинар по теме: "Творческий подход в обучении иностранному языку" (из собственного опыта работы)

Материал содержит опыт работы в данном направлении с использованием  различных приемов, методов, технологий, направленных на развитие познавательной активности школьников, поддержание интереса к ...

Презентация к методическому семинару по теме: "Творческий подход в обучении иностранному языку" (из собственного опыта работы)

Презентация содержит представление опыта на слайдах, включает фото, диаграммы, таблицы....

Доклад на тему: "Применение интерактивных технологий на уроках математики (из опыты работы)"

Многие образовательные задачи в полной мере позволяет реализовать интерактивная доска в совокупности с современной компьютерной системой, соответствующим программным обеспечением и выходом в глобальну...

Доклад по теме «Формирование метапредметных результатов на уроках химии» ( из опыта работы)

Доклад на тему: "Формирование метапредметных результатов на уроках химии" (из опыта работы)...

Доклад : "Использование инновационных технологий на уроках трудового обучения (из личного опыта)"

Материал подготовлен на основании участия школы в национальном проекте "Образование"...