Технологическая карта урока. 5 класс. Тема "Тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_5_klass._tire_mezhdu_podlezhashchim_i_skazuemym.docx | 44.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ФИО учителя: Бондарева Вера Геннадьевна
Класс: 5
Предмет: русский язык
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым
Тип урока урок: усвоения новых знаний
Цели урока |
|
Задачи урока | Создать условия для развития УУД: - предметных: - развить умение опознавать сказуемое, выраженное именем существительным в им.падеже; опознавать предложения заданной структуры: «сущ. Им.п – сущ. Им.п», ставить тире между подлежащим и сказуемым;развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать пунктуационные навыки. - личностных: осознать эстетическую ценность русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовершенствованию. - познавательных: анализировать, сравнивать, делать выводы; - регулятивных: формулировать цели (основного вопроса, проблемы) урока; обнаруживать и формулировать проблему урока; осуществлять самопроверку и взаимопроверку; оценивать степень успешности достижений цели; - коммуникативных: излагать свое мнение, аргументируя и подтверждая фактами; участвовать в диалоге, уметь понимать и принимать позицию другого; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
Планируемые результаты | Предметные: знать правило постановки тире в предложении типа « сущ. Им.п.– сущ. Им.п.»; различать по смыслу подлежащее и сказуемое, выраженные существительным. Личностные: осознать эстетическую ценность русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовершенствованию. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. |
Основные понятия | Грамматическая основа, подлежащее, сказуемое, тире, орфограмма |
Ресурсы: |
|
Организация пространства |
Этапы | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность | Формирование УУД | ||
1.Организа- ционный этап. Цель этапа: -настроить обучающихся к учебной деятельности и на получение новых знаний - создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку. | Слушают учителя, участвуют | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. | |||
2)Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель этапа: -пробудить имеющиеся знания; - мотивировать их на дальнейшую работу; - мотивировать учащихся на определение целей урока | Орфографическая минутка. Задание: вставить пропущенные буквы и устно объяснить их написание. С_езд Извес_ный Ноч_ Тр_пинка Адр_с Ко(л,лл)ектив Сне_ Искрит(?)ся Сем_я - Слова расположены именно в таком порядке неслучайно. Догадайтесь, почему? (по 1-м буквам получается слово СИНТАКСИС) - Что изучает синтаксис? - Перечислите единицы синтаксиса. (словосоч., предложение). - Какая единица синтаксиса является наименьшей? (словосочетание) - Вернемся к словам. С данными словами составьте словосочетания. (устно) - Какие два записанных на доске слова, если поставить их рядом, не будут являться словосочетанием? (снег искрится) - Почему? (это подлежащее и сказуемое) -Назовите отличительные признаки предложения (грам основа, интонация законченности, точка) | Проводит орфографическую разминку.
Проводит повторение тем, изученных ранее | Вставляют пропущенные буквы, объясняют изученные орфограммы. Отвечают на вопросы, составляют словосочетания, предложение, дают характеристику предложения | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | ||
3) Актуализация знаний. Цель этапа: - активизировать, заинтересовать учащихся на дальнейшую работу; - активизировать учащихся на определение целей урока | Устная работа с предложениями: Велики леса России Береза – символ России. Лес – наше богатство - Прочитайте предложения. Определите грамматическую основу каждого предложения. - Внимательно посмотрите на доску. Какой знак препинания стоит во 2 и 3 предложении? Где стоит? Дайте полный ответ. - А теперь попробуйте сформулировать тему урока. Запишите тему урока в свои тетради. Помощь: Где …….? Когда …….? | Организует диалог Подводит обучающихся к формулировке темы и цели урока Актуализирует у обучающихся имеющие теоретические знаний для последующего использования их в усвоении нового знания. | Анализируют предложения, выделяют грамматическую основу. Формулируют тему и цели урока | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы | ||
4)Этап первичного усвоения новых знаний. Цель этапа: - дать новые знания; Направить на создание алгоритма; -организовать самостоятельную работу по созданию пунктограммы | 4. 1. Давайте еще раз обратимся к нашим предложениям. Скажите, словами какой части речи выражена грамматическая основа 1-го предложения?( мест. Глаг.) - Во 2-ом и 3-м предложениях? (сущ.) - В каком падеже стоят эти существительные? (Им.п.) - Прочитайте эти предложения выразительно. В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания. Каким? - Итак, сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым ставится тире? 4.2. Работа с учебником. - Давайте откроем учебник на стр. 79, прочитаем теоретический материал. Сравните его с нашим выводом. 4.3. Создание схемы пунктограммы | Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. Подводит обучающихся к созданию схемы пунктограммы | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | ||
5) Физкультминутка | У реки росла рябина (из положения упор-присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед, вверх). А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук). Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые). Там гуляла ры-би-на (приседы). Эта рыба – рыбий царь (прыжки на месте). Называется – пескарь (ходьба на месте). | Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся | Учащиеся меняют вид деятельности и готовятся продолжить работу | |||
6) Этап первичной проверки понимания. Цель этапа: - организовать проверку понимания нового знания, изученного на уроке; - организовать самостоятельную работу учащихся по изученной теме урока. | 6.1. Упр. 169.( 1) вместе, (2) – самостоятельно. - Проверим в парах Вывод: Ответим на вопросы, которые мы задали в начале урока. Где ставится тире в предложении? Когда оно ставится между подлежащим и сказуемым? 6.2. Составьте предложения из 3-х слов, ответив на вопросы. А) Что такое дуб? (Дуб – лиственное дерево). Б) Что вы знаете о Москве? (Москва – столица России). В) Каковы ночи осенью? (Осенью ночи холодны). Г) Как люди называют землю? (Земля – наша кормилица). Д) Астры – это звезды? (Астры – это осенние цветы). Е) Помидор, огурец – фрукты? (Помидор – вкусный овощ). Ж) Волга – озеро или река? (Волга – это река). З) Буренка – лошадь или корова? (Буренка – это корова). – В составленных предложениях подчеркните грамматическую основу. Какой знак вы поставили между подлежащим и сказуемым? | Организует и сопровождает деятельность обучающихся, работа с учебными пособиями: заучивание правила, выполнение упр.№434, объяснение постановки тире, составление схем предложений с постановкой тире | Составляют в группе памятки, знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | ||
7) Этап закрепления. Цель этапа: - организовать фиксацию нового знания, изученного на уроке; - организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; | 7.1. Упражнение «Корректор». - По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий корректор. Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета (Икебана – это искусство составления букета из цветов и веток) - запишите предложение в тетрадь. Определите грамматическую основу этого предложения. Есть ли в этом предложении знаки препинания? Какие? Объясните, почему вы их поставили. 7.2. «Угадай словечко»: Задание: вставьте слово в предложение, подчеркните главные члены предложения, объясните знаки препинания. Ученье ... , а неученье... . Краткость ... таланта. Повторение ... учения | Организует работу с предложением, его разбором. Предлагает игру, организует взаимопроверку. | Знакомят с результатами работы, слушают и обсуждают ответы товарищей Выполняют задание, объясняют знаки препинания в предложениях, оценивают свою работу. | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | ||
8) Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: Обобщить полученные на уроке знания, выявить затруднения учащихся при выполнении заданий, оценить результаты работы. | 8.1. Работа с текстом. Задание: определите грамматическую основу предложения, обоснуйте постановку тире. Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей. (Л. Толстой) Согласны ли вы с мнением Л. Толстого? Какие слова могут разъединять, а какие соединять людей? 8.2. упр.№172 | Организует работу с текстом Организует и сопровождает деятельность обучающихся, работа с учебным пособием: выполнение упр.№172, объяснение постановки тире, составление схем предложений с постановкой тире, организует взаимопроверку. | Выполняют задание, объясняют знаки препинания в тесте, отвечают на вопросы, оценивают свою работу. Выполняют задание упражнения, объясняют знаки препинания в тесте оценивают свою работу | Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | ||
9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Цель этапа: Обеспечить понимание содержания и способа выполнения домашнего задания | П. 34, упр. 173 | Консультирует обучающихся по выполнению домашнего задания. | Анализируют задание учебника, выясняют возможные затруднения в ходе выполнения задания. Выбирают уровень выполнения домашнего задания. | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. | ||
10) Этап рефлексии учебной деятельности. Цель этапа: - организовать фиксацию нового знания, изученного на уроке; - организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели в начале урока; - организовать проведение самооценки работы на уроке; - зафиксировать направления будущей деятельности. | «Плюс-минус-интересно». | Создает условия для анализа деятельности обучающихся на уроке. Получает обратную связь. | Дают оценку собственной деятельности по её результатам. Осуществляют обратную связь. | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. | ||
плюс | минус | интересно | ||||
Используемая литература:
1. Влодавская Е. А. Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Е. А. Влодавская. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Экзамен», 2013. 380, [4] с. — (Серия «Учебно-методический комплект»).
2. Русский язык : учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. Ред. Н.М. Шанский]. – М. : Просвещение, 2013
3. Русский язык. Правила и упражнения. 5-11 кл. /Д.Э. Розенталь.- М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2010.-416 с.- (Ваш домашний репетитор)
4. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС /О.Б. Даутова, Е.В. Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – СПб.: КАРО, 2014.- 176с. – Серия «Петербургский вектор введения ФГОС основного общего образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник: Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...
урок русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"
Данный урок построен по классической схеме (повторение, объяснение нового материала, закрепление, самостоятельная работа, дача домашнего задания). Использование мультимедийной установки для презентаци...
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Презентация к уроку русского языка. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым".
Целью данного урока является формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка. Так же учащимся предлагается повторить знанаия по синтак...
Урок русского языка в 10 классе "Тире между подлежащим и сказуемым.Повторение."
Урок русского языка в 10 классе "Тире между подлежащим и сказуемым.Повторение."(с тестом)...
Технологическая карта урока .Тема: ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ. 5 кл
Карта урока разработана с использованием сервисов УЧИ.РУ, МЭШ...
Технологическая карта урока в 5 классе «Тире между подлежащим и сказуемым»
Основное содержание темы: подлежащее и сказуемое - главные члены предложения, различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает....