Статья "Формирование читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ"
статья по русскому языку
В данной статье представлены эффективные приемы работы с текстом при обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка, которые помогают развивать смысловое чтение, способствуют формированию читательской грамотности, одной из основных задач современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_u_obuchayushchihsya_s_ovz.docx | 36.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Цель: познакомить с эффективными приемами работы с текстом при обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка;
Задачи: уточнить, что такое функциональная грамотность и ее компоненты; раскрыть понятие читательской грамотности; демонстрация педагогического опыта по использованию приемов смыслового чтения;
Номинация: знание;
Формат: мастер-класс;
Целевая аудитория и количество слушателей: учителя общеобразовательных школ, 12-15 чел;
Оборудование: проектор, экран, магнитная доска;
Докладчик: Тропина Алена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ ИРМО "Бутырская СОШ";
Анонсирование мастер-класса: в данной статье представлены эффективные приемы работы с текстом при обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка, которые помогают развивать смысловое чтение, способствуют формированию читательской грамотности, одной из основных задач современного образования.
Современный мир стал гораздо сложнее с появлением новых технологий, новых профес-сий, новых сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Окружающий мир больше не аналого-текстологический, ему на смену пришел визуально-цифровой – и это требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».
Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А чтобы сформировать у школьников функциональную грамотность, педагогам следует работать с каждым ее компонентом. Всего функциональная грамотность включает 6 компонентов: читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.
Подробнее остановлюсь на читательской грамотности. Формирование читательской грамотности - актуальная профессиональная педагогическая задача, поскольку качественное образование невозможно без умения работать с информацией.
Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни.
Чтение – это способность понимать и размышлять над письменным текстом, пользоваться им, чтобы достичь определённой цели, узнавать что-то новое, развиваться, а также участвовать в жизни общества.
Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования.
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Владение навыками смыслового чтения способствует развитию устной речи и, как следствие, письменной, то есть является средством формирования читательской грамотности.
Как формировать читательскую грамотность у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья? Такие дети, как никто другой, нуждаются в интеграции в общество, в умении извлекать нужную информацию, использовать ее при решении задач в повседневной жизни. Конечно, у детей с ОВЗ есть определенные сложности: некоторые дети не умеют читать, плохо читают, после первого прочтения не всегда понимают суть прочитанного. Но дети с легкой (и даже умеренной) степенью интеллектуальных нарушений при создании специальных условий могут обучаться в инклюзивном классе по адаптивной программе и успешно ее осваивать. Хочу рассказать, какие приемы работы с текстом наиболее эффективны при обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка. Эти приёмы можно использовать на уроке и по другому предмету, просто заменив текст.
1."Шаг за шагом"
Цель: используется для активизации знаний, полученных ранее. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. (например, тема "Имя существительное" - перечислить грамматические признаки существительного).
2."Чтение с пометками"
Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:
v Знакомая информация,
+ Новая информация,
- Я думал (думала) иначе,
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.
Пример текста для работы
Правила пользования сотовым телефоном:
Мобильная связь заняла прочное место в нашей жизни. Сегодня практически у большинства людей есть хотя бы один мобильный телефон. Он уже не считается предметом роскоши, а является средством связи. Об этом говорят следующие факты. Уже в 2008 году Россия вышла на 2-е место после Италии по количеству подключаемых номеров сотовых операторов. В настоящее время в России услугами сотовой связи пользуется более 100 млн. человек. По вопросу безопасности сотовой связи мнения исследователей разошлись. И всё же некоторые правила нужно соблюдать:
1. Не класть мобильные телефоны рядом с тем местом, где вы обычно спите;
2. Не использовать мобильные телефоны несовершеннолетними детьми;
3. Не носить длительное время сотовый телефон на груди, поясе;
4.При разговоре по телефону рекомендуется обязательно снимать очки с металлической оправой, это может привести к увеличению интенсивности электромагнитного поля, воздействующего на некоторые участки головного мозга;
5. Постоянно использовать проводную гарнитуру, позволяющую вести разговор не занимая при этом рук;
6. Расстояние от телефона до окружающих людей не должно быть меньше 50-80см;
7. В условиях неустойчивого приема мощность аппарата автоматически повышается до максимальной величины, поэтому рекомендуется или ограничить, или вовсе отказаться от длительных переговоров, или использовать место переговоров с устойчивым приемом;
8. Определенную опасность представляют также ретрансляторы провайдеров. Антенна ретранслятора регулярно выделяет очень сильный сигнал по всем направлениям. Лучший способ избежать воздействия электромагнитного поля ретрансляторов - смена места жительства или работы или смена дома на панельный. Дело в том, что арматура панелей несколько экранирует квартиру. Помогает защититься от вредного воздействия электромагнитного поля и металлическая сетка на окнах с размерами ячейки не более 10 см;
9. Не портить антенну телефона, так как нарушение структуры ее геометрических параметров (размеров, изгибов, кручения и др.) ухудшает связь (увеличивает мощность передатчика);
10. При покупке телефона нужно останавливать свой выбор на устройствах, оснащенных внешней антенной, а также хорошей, заявленной в характеристиках чувствительностью.
3. Приём "Письмо с дырками (пробелами)"
Цель: формирование читательского умения интегрировать и интерпретировать информацию из текста, подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
6 класс
1. Вывод
Наша речь состоит из предложений. Предложение выражает законченную мысль. Каждое предложение начинается с ... буквы. В конце ставится ... , ... или ... .
2. Вывод
Роль прилагательного зависит от рода ... , к которому это прилагательное относится.
7 класс
Дополни правило
Если приставка оканчивается на согласный, то перед гласными ... , ... , ..., .... пишется разделительный ... . Разделительный ъ показывает, что согласный звук не сливается с гласным.
Например: ....
8 класс
Дополни объяснение
Безударные окончания существительных 2-го склонения проверяем существительными ... , ... . Ставим их в том же падеже, опираясь на вопрос.
Сомневаюсь Проверяю
(в чём?) в журнал.. (в чём?) в столе
(о ком?) о сын.. (о ком?) о коне
9 класс
Дополни правило
Для точной передачи чьих-либо слов употребляются предложения с ... ... . Они состоят из слов автора и прямой речи.
Слова автора - это та часть предложения, в которой называются говорящий и его действие.
Прямая речь - это слова ... , переданные от его имени без изменений.
Схема: ...
4. Приём "Лови ошибку"
Цель: активизировать внимание учащихся, формировать умение анализировать информацию, умение критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок (ошибки могут быть орфографические, грамматические, логические, фактические).
Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются, исправляют. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Исправь орфографические ошибки
Сутра я брожу по палям. В полден я спосаюсь от жоры на виршине халма в тини большой сосны. Мне ведны два села и еловый лисок. Я лижу на трове и читаю книшку. Трапа извивается среди стиблей и колосьев пшеницы и ведёт к рике. На биригу я встречаю мохнатую казу и симерых казлят. Я спишу перейти речку. Мне уже пора дамой.
Исправь грамматические ошибки
В апреле
Апрельская солнце светит ярко. Тают последняя снег. Первые стрелочки зелёных травки прорезают весеннюю землю. Мягкий ветерок гнать, торопить облака. На гибких ветвях берёз появились нежная листва.
Всё в природе дышит, начинает расти.
Уже оттаяла муравейник под старой сосной. Мы шагаешь к реке. Мы убегаешь на опушку леса. Смотришь в небо, видишь прыгающих с далёкого юга журавлей, лебедей, гусей. Они держат путь в родную родину. Скоро мы услышим её песни.
Исправь фактические ошибки
М.В. Ломоносов
Михаил Игнатьевич Ломоносов — замечательный немецкий учёный. Его отец был крестьянином. Он занимался земледелием. Очень рано у Саши появилось желание учиться. Когда ему было пять лет, он научился грамоте. В пятнадцать лет Миша начал самостоятельно изучать грамматику и арифметику. В девятнадцать лет Ломоносов отправился учиться в Воронеж. Трудно было Ломоносову. Часто он голодал. Но трудолюбие и способности помогли ему побороть все трудности. Ломоносов стал великим дизайнером и много сделал для развития русской науки. Умер он в девяносто четыре года.
Задание:
- Найти и подчеркнуть в тексте имена числительные.
- Выписать из текста слова с корнем ТРУД- .
5. Прием "Мозаика" ("Реконструкция текста")
Цель: изучение и закрепление тем: “Текст”, “ Тема текста”, “ План текста”. Текст разделяется на части (предложения, абзацы). Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения. В случае необходимости ученики могут вносить в текст небольшие коррективы, добавляя скрепляющие фразы, переходы.
Дивный цветок
Из далёкой Америки вывезли прелестный цветок золотистой окраски. Редкое чудо было очень высокого роста.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Заморского красавца сажали в центре клумбы. Он царствовал над остальными садовыми цветами. Цветок держался на прямом толстом стебле. Его украшали широкие нарядные листья. На большой круглой голове был венец из нежных жёлтых лепестков. Голова чудесного цветка напоминала солнце.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Растение любило тепло и всегда поворачивало своё лицо к яркому солнечному свету. По дивному цветку можно было узнавать время. Цветок и назвали - подсолнечник. По имени яркого солнышка.
Ангара
Мальчика волновала река. Вдруг она высохнет, пропадёт? Взрослые объяснили мальчику особенность этой реки.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Обычные реки берут начало с маленького ручейка. Потом в них впадают речки, речушки. Они наполняют их свежими водами. Реки становятся широкими и несут свои воды к морям.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Река Ангара вытекает из огромного озера Байкал. Это красивое озеро часто зовут морем. Его окружили горы. С них стекают речки и вливают воду в каменную чашу. Только одна река берёт начало в озере. Она не может высохнуть, погибнуть.
Хиросима
В японском городе Хиросима жила маленькая девочка. Звали её Сасаки, а фамилия её была Садако.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Много лет тому назад, когда ещё Сасаки не было на свете, случилось большое несчастье в Японии. На её родной город американцы сбросили атомную бомбу. Взрыв был похож на гриб. Как огромная гнилая поганка, вырос он над главной площадью. Накрыл своей огромной ядовитой шляпкой весь город. Рушились дома, замертво падали люди, почернели белые цветы.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ядовитый атомный гриб превратил Хиросиму в мёртвый город.
Заключение
Представленные приемы работы с текстом позволяют решать следующие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, умение высказывать и аргументировать его.
Литература
- Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г.
2. Власенко В.А. Формирующее оценивание. – Электронный ресурс:
http://www.iteach.ru/met/index_assessment.php
3. Галактионова Т.Г, Филиппова ЕС. Приобщение к чтению как педагогическая задача
в реализации стандартов нового поколения. Чтение детей и взрослых. Книга и
развитие личности. – СПб. АППО, 2012.
4. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными
текстами на уроках.
5.Функциональная грамотность как результат образования. -Электронный ресурс:
https://imc-yurga.kuz-edu.ru/files/imc-yurga/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательской грамотности у обучающихся
Вашему вниманию предлагается кейс по формированию читательской грамотности у обучающихся....
Виды работ по формированию читательской грамотности у обучающихся
Материал на тему " Виды работ по формированию читательской грамотности у обучающихся" был использован на методическом объединении учителей гуманитарного цикла....
Выступление на МО "Особенности формирования читательской грамотности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями". 2018
Методическая разработка...
Методическая разработка "Задания в системе оценочных процедур по читательской грамотности для обучающихся ОУ"
Методическая разработка "Задания в системе оценочных процедур по читательской грамотности для обучающихся ОУ"...
Материалы семинара "Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся".
Материалы семинара "Приёмы формирования читательской грамотности у обучающихся"....
Итоговая работа по курсу "Технологические и методические основы формирования читательской грамотности у обучающихся средней и основной школы
Аргументация текста читательской грамотности "Декоративно прикладное искусство и человек"....
Методическая разработка заданий для уроков английского языка на формирование функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 4 класса к учебнику Rainbow English 4, авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева по теме: «Моя семья».
Методическая разработка заданий для уроков английского языка на формирование функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 4 класса к учебнику Rainbow English 4, авторы О.В. Афанасьева, И....