Наречие как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Технологическая карта урока в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narechie_kak_chast_rechi.docx | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Цели деятельности педагога | Показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий; развивать умение находить наречия в тексте, определять их синтаксическую роль в предложении, в тексте для «живописания действий» |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые | Предметные: знать значение наречия, вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении; уметь находить наречия в тексте, группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям, прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий. Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учетом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа |
Методы и формы | Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
|
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся |
Основные понятия | Наречие |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации | Универсальные | Промежуточный |
1. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа | Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). – Познакомьтесь с информационным текстом (материал на партах) и скажите, о какой части речи в нем рассказывается? Информационный текст. Это старое слово существовало в древнерусском языке, вошло в словарь И. И. Срезневского, в котором отмечается его значение как части речи. Если попытаться определить этимологию этого слова, то придется выделить корень -реч-. Слово «речь» в древнерусском языке имело различные значения. Одним из них было название части речи, а именно глагола. Это значение и сохраняется в корне -реч-, входящем в название этой части речи. Таким образом, связь между нею и глаголом – самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. Подводит к выводу о том, что часть речи, о которой говорится в тексте, – наречие | Осваивают лингвистические термины. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания | Групповая, ин-дивидуальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и ум-ственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других | Уст- в тетрадях |
2. Выявление места | Эвристическая беседа, ответы на вопросы | Знакомство с лингвистическим текстом Если мы вдумаемся в слова хорошо, красиво, чисто, умело, ловко, быстро и т. д., то прежде всего заметим , что в них, как в глаголе и прилагательном, изображены не предметы, а признаки. Признаки эти те же самые, что и в прилагательных: хороший, красивый, чистый, умелый и т. д. Однако в наречиях они представляются нам не совсем так, как в прилагательных. Хорошо – это не значит, что кто-то хорош, а что кто-то что-то хорошо сделал. Если мы слышим одобрительные или порицательные восклицания: Хорошо! Ловко! Блестяще! Глупо! Низко! и т. д., то мы сразу понимаем, что это относится к чьему-то поведению, к каким-то поступкам людей, а не к самим людям. Значит, мы здесь относим наречие к глаголу, хотя самого глагола еще не знаем1. – Чем отличается наречие от прилагательного? Сделайте вывод и проиллюстрируйте его примерами. Дополняет ответы учащихся, сопровождает деятельность школьников по освоению теоретического мате- | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Обдумывают ответы на вопросы | Групповая, индивидуальная | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач | Задают вопросы для уточнения информации, уст- |
3. Целеполагание и построение выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам, работа | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Итак, наречие – тема нашего урока. Эта часть речи уже изучалась в курсе русского языка.Так что же нового о наречии мы узнаем сегодня? Работа с материалом учебника (с. 91–92). Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Формулируют цель учебной деятельности. Отвечают на вопросы, работают с учебником | Фронтальная, индивидуальная | Уст- задают вопросы для уточнения информации | |
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа | Обсуждение итогов работы с материалом учебника Выполнение упражнений 219, 220, 222. Организует и сопровождает деятельность учащихся. Контролирует правильность приемов работы с книгой | Отвечают на вопросы, выполняют задания, выделяют главное | Групповая, индивидуальная | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность | Зада- ют вопросы, уст- |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах | Задание 1. Анализ текста с наречиями (на слайде, сначала наречия закрыты). – Сравните текст без наречий и с наречиями, сделайте вывод о роли наречий в речи. Тёмное, чистое небо торжественно необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный свежий запах – запах русской летней ночи. Тишина. Лишь изредка плеснёт большая рыба в реке, слабо зашумит прибрежный тростник. (И. Тургенев.) Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. Дополняет ответы, подводит Задание 2. Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения. Был полдень ___________ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ___________ двигалась с запада на восток. _________ подул ветер. Молодая березка ________ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния _______________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться ____________ заметались птицы | Выполняют задание, работают с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Индивидуальная | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Выполнение заданий и уп- в тетрадях, уст- |
6. Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | Задание 3. Замените фразеологизмы наречиями (устно). 1. Положа руку на сердце – честно. 2. У черта на куличках – далеко. 3. Рукой подать – близко. 4. Как в аптеке – точно. 5. Черным по белому – ясно. 6. Битый час – долго. 7. Бок о бок – рядом. 8. На вес золота – дорого. 9. Душа в душу – дружно. Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. Дополняет ответы. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли | Оценивание учащихся за работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Цель:обобщить знания по теме «Наречие»; совершенствовать орфографические навыки, формировать умения образовывать наречия и употреблять их в речи. Развивать умения безошибочно выполня...
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи. Грамматические признаки наречия" по программе С.И. Львовой....
Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи
Познакомить учащихся с наречием как частью речи...
Конспект урока: Наречие как часть речи. Правописание наречий.
Конспект урока "Наречие как часть речи. Правописание наречий" представляет собой разработку, включающую в себя сценарий урока для учителя,опорный конспект для учащегося и мультимедийная презентация. К...
Презентация по теме: "Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор"
Наречие как часть речи. Правописание наречий. Морфологический разбор...
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению
Маршрутный лист дистанционного урока...
Урок.Встреча с наречием. Наречие как часть речи.
Урок проведён в 6 классе углублённого изучения русского языка...