2024 год Сценарий урока русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Урок посвящён знакомству учащихся 5 класса с обращением и правилам его обособления на письме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обращение. Сценарий урока русского языка в 5 классе | 47.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Понамарева Галина Николаевна, МАОУ "Кожевниковская СОШ №2"
Сценарий урока русского языка в 5 классе
Автор: Понамарева Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ "Кожевниковская СОШ №2"
Тема урока: "Предложения с обращениями".
Тип урока – урок открытия новых знаний
Класс: 5
Цели урока:
обучающая - создать условия для:
- открытия способа действия по формированию умения находить обращение в речи, выделять обращение знаками препинания на письме;
в устной речи – интонационно;
- формирования коммуникативной компетенции, обеспечивающей свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;
развивающие:
- учить планировать ход урока, свои действия; составлять алгоритм действий (планирование);
- совершенствовать навыки моделирования.
воспитательная - воспитывать культуру общения.
Задачи - формировать умения:
- находить обращения в предложении;
- выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию;
- составлять предложения с обращением с учётом речевой ситуации;
- отличать обращение от подлежащего;
- правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращением.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, Интернет
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
- знать: определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения;
- уметь: распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.
Метапредметные:
- регулятивные: определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать её по критериям, выработанным в классе.
- познавательные: анализировать объекты с целью выделения их признаков; отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы;
- коммуникативные: сотрудничать со сверстниками и учителем, уметь строить фразы с использованием лингвистических терминов, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового.
Ход урока
Этапы урока | Образовательные ресурсы | Деятельность | |
учителя | обучающихся | ||
I. Самоопределение к деятельности Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне. 3 минуты | Презентация (Приложение №1) СЛАЙД №1 СЛАЙДЫ №2-3 Видеозапись выступления И. Кобзона и группы "Непоседы" "Родина моя" (слова Роберта Рождественского, музыка Давида Тухманова) https://www.youtube.com | 1. Приветствие учителя. Здравствуйте, ребята! Как настрой на урок? Я желаю вам всем успеха в освоении новых знаний. Пожелайте друг другу успехов! 2. Проверка домашнего задания. Упр.211. Договоримся об оценке: 5 - за выполненную без ошибок работу, 4 - допущены 1-2 ошибки, 3 - допущено 3-4 ошибки. выставите оценки в Лист контроля. Результаты выполнения домашней работы: кто получил 5? 4? 3? Ребята, как вы думаете, что может пригодиться нам для успешной работы на уроке сегодня? Давайте-ка подзарядимся и вместе с ребятами споём! Я, ты, он, она,//Вместе - целая страна. | Самопроверка домашнего задания по эталону. Оценивание по критериям. Критерии на экране. Выставление оценок в Листок самоконтроля. Флешмоб под песню |
II. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 5 минут Возникновение проблемной ситуации. 1 минута | Дети с ОВЗ - индивидуальные задания Списать 3 предложения. Раздать карточки с ответами и критериями оценки | 1. Учебный диалог - А почему сегодня на урок я пригласила эту песню, как вы думаете? - А с точки зрения русского языка нам есть чем здесь заняться? - Над какой темой мы работали на прошлых уроках? - Что такое однородные члены предложения? - Какое задание можно сформулировать по этому тексту? Кому предлагаете ответить на этот вопрос? Не забываем о культуре общения. 2. Грамматический диктант Приложение №2 3. Оценивание Договоримся о критериях. Оцениваем только 1-7 ответы.
-У кого есть ответ на 6 вопрос? - А у кого здесь возникло затруднение? В чём проблема? Оцениваем только 1-7 ответы: "5" - нет ошибок; "4" - 1-2 ошибки; "3" - 3 ошибки "?" - больше 4 ошибок | Отвечают на вопросы Найти предложения с однородными членами. Пишут определения в тетради: Взаимопроверка в парах по образцу Оценивание по критериям: |
III. Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде его темы. 4 минуты | СЛАЙД № 4 Тема урока СЛАЙД № 4 -1 4-2 | - Чего вы не знаете? Значит, какая у нас сегодня тема урока? - Что мы уже знаем по этой теме? - Какая возникла проблема? Почему не смогли её решить? Чего не знаем? Какую учебную цель себе поставим? Каковы будут наши задачи?
правильно ставить знаки препинания в предложениях с обращением. | Отвечают на вопросы, Определяют тему урока, ставят учебную цель и задачи. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения Цель: включение учащихся в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма в языке и знаково. 8 минут | Отключить проектор План действий - на доску
Оформление ОК - на доске Видеозапись песни "Родина моя" https://www.youtube.com/watch?v=iOstMQLWGnY Текст песни - на экране СЛАЙД № 5 СЛАЙД №6 СЛАЙД №7 СЛАЙД №8 | 1) - Что нам надо сделать, чтобы достичь цели? 2) Реализация плана. 1. Работа по учебнику. Изучение параграфа № 42 - стр.98 2. Начинаем оформлять опорный конспект (ОК) А) Что такое обращение? Слово или словосочетание. - Подобно распространённому и нераспространённому предложениям, обращение тоже имеет такие названия: если состоит из одного слова - нераспространённое, из словосочетания - распространённое. Б) Интонация - звательная - это есть главный признак обращения. В) Произношение - выделяем паузами и произносим со звательной интонацией. В ОК Алгоритм работы над предложением с обращением 1 ШАГ. Выразительно читаем предложение. 2 ШАГ. Обращаем внимание на интонацию и произношение звательная выделяем паузами
есть обращение слово словосочетание нераспространённое распространённое 3). ФИЗМИНУТКА Предлагаю немного отдохнуть. - Какое настроение вызвала у вас эта песня? - Кто был внимательным при исполнении песни? Что вы заметили? 4) Работа с текстом Над тобою солнце светит, Родина моя! Роберт Рождественский. 5) Анализ предложения. - Найдём сказуемое этого предложения, подчеркнём двумя чертами. - Кто совершает это действие? Находим подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Чем выражено подлежащее? - А чем выражено обращение? В каком падеже оно стоит? Значит, и подлежащее и обращение имеют одну форму - сущ. И.п. - Является ли обращение членом предложения? Попробуем отыскать ответ на этот вопрос в нашем учебнике. - Кто может помочь ещё? 6) Обратимся к другому источнику. - Что узнали? Предлагаю его подчёркивать галочками. В распространённом обращении будем подчёркивать все слова, которые входят в его состав. 7) Учебный диалог - Почему обращения в тексте выделены знаками препинания? Найдите ответ в учебнике на стр.99. Как на схеме обозначено обращение? 8) Продолжим записывать алгоритм работы с обращением 3 ШАГ. Устанавливаем границы обращения (где начинается, где заканчивается). 4 ШАГ. Определяем место обращения в предложении (начало, середина, конец предложения). 5 ШАГ. Выбираем нужный знак препинания. | План действий 1. Изучить материалы учебника, сделать умозаключения, выводы. 2. Оформить опорный конспект по изученному материалу. 3. Создать алгоритмы (план) действий. 4. Закрепить алгоритмы при выполнении заданий. Совместная деятельность В этой песне есть обращения Работают с текстом, делают выводы Записывают предложение с обращением, анализируют, делают его синтаксический разбор. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Ответа в учебнике нет. Изучают предложенную информацию. Работают по учебнику стр.99 Оформляют ОК - совместная деятельность |
VI. Первичное закрепление Цель: проговаривание нового знания, первичное закрепление. 5 минут | Реквизит для мини-спектакля (маски: Лисица, Глазки, Ушки, Ножки, Хвостище) Дети с ОВЗ - чтение текста упр. 213. СЛАЙД 9 СЛАЙД № 10 | 1. Работа в парах устная. Проговорим друг другу ОК. Оценим друг друга по нашим критериям устного ответа. 2. Работа по учебнику 1) Упражнение 213. Сколько героев действуют в данном тексте? (6) Назовите их. Кто желает поучаствовать в спектакле? Автор - .... Набирайте себе команду. Занимайте своё рабочее место. 2) Остальные уч-ся - работа в парах - упр. 214. 3) Мини-спектакль по упр.213. - Встретились ли затруднения в упр.214? 4) Работа по слайду"Вежливые слова" Уместен ли этот слайд на нашем уроке? Почему? Можно ли обращаться друг к другу так, как написано в нашем учебнике на стр.100) - А если нам нужно обратиться к незнакомым людям и мы не знаем , как их зовут? Как быть? В нашем учебнике есть подсказка. - СТР. 101 | Взаимоконтроль. Оценивание - Лист самоконтроля Групповая работа: распределить роли и прочитать выразительно. Устно оценивают выступление ребят. Работа по учебнику стр. 100-101 |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.7 минут | СЛАЙД № 11 Раздать эталоны Гости оценят работу | 1) Работа по учебнику. Упражнение №217 выписать предложение с обращением. 2) Упр. 216 - составить предложение по одной из предложенных схем, подчеркнуть обращение. 3) Дифференцированная работа
| Самоконтроль по эталону, самооценка, оформление Листа самоконтроля Взаимопроверка - создают пары по мере выполнения упр. |
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее. 8 минут | СЛАЙД № 12 Дети с ОВЗ - в разные группы Шестиугольники с предложениями Для проверки выдать представителям команд карточки с номерами правильных ответов. Карточки с заданиями каждому обучающемуся. | I. Групповая работа - 3 группы. (Приложение №3) Построить "улей": распределить шестиугольники на три группы: 1 группа - предложения с обращениями 2 группа - предложения без осложнений 3 группа - предложения с однородными членами. II.Индивидуальная работа. Выполнение задания на выбор по карточкам. (Приложение №4) | Работают, используя приём «Шестиугольного обучения» Рассела Тарра. Взаимоконтроль - проверка по принципу "Лото" - проверяют по 1 представителю от команды. Получают распечатанные листы с набором заданий. Сдают учителю тетради. |
IX. Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 3 минуты | СЛАЙД № 13 Авторский продукт - интерактивная презентация, выполненная в сервисе H5P https://h5p.org/node/1282 СЛАЙДЫ № 14-15 | Подведём итог. Итак, обратимся к цели и задачам нашего урока. - Достигли мы поставленной цели? Проверим (по интерактивной презентации). Определите каждый своё место в теме сегодняшнего урока. Подведите итоги в Листах самоконтроля, поставьте себе общую оценку. | Отвечают на вопросы. Подводят итог своей деятельности на уроке. Ставят общую оценку за работу на уроке |
X. Домашнее задание 1 минута | СЛАЙД № 16 СЛАЙД № 17 | 1) ОК 2) Одно из заданий на выбор:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"
Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...
Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"
Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной позн...
Сценарий урока русского языка в 7 классе.
Сценарий урока русского языка « Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных» представляет урок «открытия» нового знания, разработан согласно критериям ФГОС....
Сценарий урока русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС.
План-конспект урока русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС....
Сценарий урока русского языка в 7 классе "Портрет причастия"
Сценарий урока возможно использовать на этапе повторения темы "Причастие" в 7 классе....
Сценарий урока русского языка 6 класс
Конспект урока в 6 классе...