Этап | Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| УУД
|
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Приветствует, проверяет готовность к уроку. Включение в деловой ритм (диалог с классом): -Настроение хорошее? - Поработаем, друзья? Оформление тетради: число, тема урока. -Как мог бы звучать эпиграф нашего урока «Причастия учить – ум…» (доска). Объясните свой выбор.
- Попутное повторение: синтаксические особенности предложения - 1. Могут ли имена существительные выступать в роли подлежащего? 2. Почему грамматическую основу предложения можно назвать «зеркальной»?
| Психологическая подготовка учащихся к работе, включение в позитивный эмоциональный настрой (коллективный ответ):
-Хорошее! -Поработаем! Оформление тетради: число, тема урока; после обсуждения записывается эпиграф урока «Причастия учить - ум точить!» Интонируют записанное.
1.Определяют падеж имен существительных; делают вывод: существительные выполняют синтаксическую роль дополнений.
2.Находят ГО, уточняют частеречное выражение подлежащего и сказуемого, делают вывод. | Самоопределение (Л);
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей (Р); анализ объектов с выделением существенных и несущест. признаков (П) |
Актуализация и фиксирова- ние индиви- дуального затруднения в пробном действии Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Организует повторение знаний, закрепление умений.
1. Организует работу со схемой-конспектом «Суффиксы причастий»:
ДП настоящего времени
| СП настоящего времени | ДП прошедшего времени
| СП прошедшего времени
|
2. Предлагает объяснить написанное суффиксов –НН- и –ЕНН-; оценить работу одноклассника, восстанавливавшего схему-конспект. | 1.Работают со схемой-конспектом, восстановленной учащимся самостоятельно во время работы класса с предложением -эпиграфом. «Суффиксы причастий»
ДП настоящего времени -УЩ; - ЮЩ -АЩ; -ЯЩ брезжущий | СП настоящего времени -ЕМ (ОМ) -ИМ движимый | ДП прошедшего времени
- ^ ВШ; -Ш | СП прошедшего времени
- ^ НН; -ЕНН; -Т
|
Модель рассуждения обучающегося: «Я знаю, как объяснить правописание суффиксов ДП настоящего времени:…» или «Я знаю, с кем дружит суффикс ДП прошедшего времени –ВШ:…» и др.
2. Фиксируют область «незнания», оценивают работу одноклассника, восстанавливавшего схему-конспект
| Использование знаково -символич.средств, схем для решения задачи (П);
построение монологич. высказывания (К);
учет правила в планировании и контроле способа решения (Р);
развитие познават. инте-ресов, учебн. мотивов (Л);
контроль действий парт- нера (К);
формирование границ собственного «знания» и «незнания» (Л)
|
Выявление места и причины затруднения Цель этапа: анализ учащи- мися проблемн. ситуации – мес та и причины затруднения,понимание недос- таточности знаний,умений, способностей. | Создает проблемную ситуацию 1. Предлагает записать предложение «Ученый урок, да невыученный», обсудить в парах и зафиксировать орфографические трудности, доказать, что есть нечто общее в словах «ученый» и «выученный», относящихся к разным частям речи.
|
1. Записывают предложение «Ученый урок, да невыученный». Фиксируют орфографическую проблему (Н и НН). Доказывают, что слова «ученый» и «выученный» образованы от глаголов.
| формулирование проблемы (П – лог.);
К6; К7; К9; К11;
Использование знаково -символич.средств, схем для решения задачи (П);
планирование (Р), прогнозирование (Р);
формирование границ собственного «знания» и «незнания» (Л) |
Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации | Предлагает конкретизировать цель работы с учетом заявленной темы урока, выбрать способ получения нового знания. | Определяется цель работы – правописание суффиксов причастий. Выдвигаются конкретные задачи - когда и почему в суффиксах СП пишется НН; как отличить причастие от отглагольного прилагательного.
Выбирают способ (наблюдение, анализ) и средство получения нового знания ( схема-конспект) | Принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий (Р).
|
Реализация построенного проекта Цель этапа: Построение нового способа действий, фор-мирование уме-ний его приме- нения.
|
1.Предлагает провести анализ языковых моделей, выдвинуть и обосновать теоретические предположения, составить схему-конспект.
НН | Н | 1. Выученные уроки, выкрашенные полы. 2. Крашенный вчера пол 3.Иллюстрированный жур- нал, асфальтированная дорога. 4. Брошенные вещи, купленные книги | 1.Некрашеные полы | Ключевые понятия: суффикс, приставка, зависимое слово, вид. |
|
2.Предлагает на основе полученной теоретической модели (правило «4» для полных форм) сделать вывод о написании Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
|
1.Проводят анализ языковых моделей, выдвигают и обосновывают теоретические предположения, составляют схему-конспект.
НН | Н | 1. Приставка, кроме НЕ 2. Зависимое слово. 3. На –ованный, -еванный. 4. От глаголов соверш. вида ____________ «4» | Не выполняется правило «4» | Исключения:
| Исключения: |
2.Делают вывод о написании НН в полных причастиях и Н отглагольных прилагательных.
|
Использование знаково -символич.средств, схем для решения задачи (П); поиск способов решения задачи (П); анализ язык. материала, установление причинно-следственных связей; вы-движение гипотез и их обоснование (П8,13,16,17); выполнение учебн. дейст-вий в громкоречевой и умственной форме (Р)
|
| Динамическая пауза
|
|
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель этапа: усвоение учащимися правила выбора н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагатель- ных
|
Устанавливает осознанность восприятия, организует работу обучающихся, делает первичное обобщение.
|
Выполняют задания различных типов и моделей: 1.Объяснительный диктант (учебник, упр.114) – решение типовых заданий с проговариванием условий правила «4» вслух. 2. Словарный диктант/ Козулина М.В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум.- Саратов: Лицей; упр.232.- устный, выборочно письменный. 3. Выборочный словарный диктант / Козулина М.В. Русский язык. 9 класс. Подготовка к экзамену. Практикум.- Саратов: Лицей; упр. 233. Отвечают на проблемный вопрос: почему «лишними» в упражнении будут слова клёваный, кованый, жёваный?; как превратить их в причастия? |
Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Самоопределение (Л) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)
|
Самостоятельная работа с самопровер-кой по эталону Цель этапа: самооценка учащимися результатов св. учебной деятельности
Включение в систему знаний и повторение Цель этапа: закрепление полученных умений, вклю- чение нового знания в систему ранее изученного. | Организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний
Организует наблюдение за изученной орфограммой в рамках комплексной работы над предложением.
Предлагает доказать истинность суждения: в предложении встретились Орфография и Орфоэпия, Синтаксис и Пунктуация.
| Выполняют тестовое задание: тест №7, вариант 1, задание № 1,2 /Коротченкова Л.В. Русский язык. 7 класс. Тесты; В 2-х ч.- Саратов: Лицей. – Ч.1. Проверка по эталону, подготовленному учителем или «сильным» учеником, выполнявшим задание отдельно у доски.
Объяснительный диктант «Ребенок, избалованный в детстве, - наказание родителям в жизни».
Дают теоретическое обоснование написания и произношения слов, постановки знаков препинания. | Учет правила в планировании и контроле способа решения (Р);
Структурирование знания (П); |
Рефлексия деятельности
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов деятельности уч-ся, приглашает к моделированию ситуации успеха на следующем уроке.
Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки обучающихся (упр.117). | Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы: • Какую цель ставили? • Удалось ли достичь поставленной цели? • Каким способом? • Можно ли сказать, что наш урок «ученый и выученный»? Почему? Готовы ли вы к ситуации успеха на следующем уроке? • Какой совет дадите соседу по парте? | Умение выражать свои мысли (К) Рефлексия (П) Смыслообразование (Л) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л) |