Сценарий урока русского языка в 7 классе.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Волкова Лариса Павловна

Сценарий урока русского языка « Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных  прилагательных» представляет урок «открытия» нового знания, разработан согласно критериям ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 СЦЕНАРИЙ  УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

                   

                                                                                                                                               Волкова Лариса Павловна

                                                                                                                                              / МОУ-СОШ №9, г. Аткарск/                              

Учебный  предмет:  русский  язык

Класс: 7

Автор  УМК:  М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский / Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.

Тема урока: « Одна и две буквы Н в суффиксах причастий и отглагольных  прилагательных».

Урок «открытия» нового знания.

Цели урока

Деятельностные: создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников,

развитие  навыков  самоконтроля, схематичного  мышления, развитие  навыков  адекватной  самооценки.

Содержательные: формировать навык написания н и нн в суффиксах  причастий и отглагольных  прилагательных, уметь  графически  обозначать  орфограмму,  составлять  алгоритм  действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать  и обрабатывать информацию .

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

 в деятельность.

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Включение  в  деловой  ритм (диалог с классом):

-Настроение хорошее?

- Поработаем, друзья?

Оформление тетради: число, тема урока.

-Как мог бы звучать эпиграф нашего урока «Причастия учить – ум…» (доска). Объясните свой выбор.

  1. Попутное повторение: синтаксические особенности предложения - 1. Могут ли имена существительные выступать в роли подлежащего? 2. Почему грамматическую основу предложения можно назвать «зеркальной»?

  Психологическая подготовка учащихся  к  работе, включение в позитивный эмоциональный настрой (коллективный ответ):

-Хорошее!

-Поработаем!

Оформление тетради: число, тема урока; после обсуждения записывается эпиграф  урока  «Причастия учить - ум точить!» Интонируют записанное.

1.Определяют падеж имен существительных; делают вывод: существительные выполняют синтаксическую  роль дополнений.

2.Находят ГО, уточняют частеречное выражение подлежащего и сказуемого, делают вывод.

Самоопределение (Л);

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей (Р);

анализ объектов с выделением существенных и несущест. признаков (П)

Актуализация и фиксирова- ние индиви- дуального затруднения в пробном действии

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Организует повторение знаний, закрепление умений.  

1. Организует работу со схемой-конспектом  «Суффиксы причастий»:

ДП  настоящего времени

СП  настоящего времени

ДП прошедшего времени

СП прошедшего времени

2. Предлагает объяснить написанное суффиксов –НН- и –ЕНН-; оценить работу одноклассника, восстанавливавшего схему-конспект.

 

1.Работают со схемой-конспектом, восстановленной учащимся самостоятельно во время работы класса с предложением -эпиграфом.

       «Суффиксы причастий»

ДП  настоящего времени

-УЩ; - ЮЩ

-АЩ; -ЯЩ

           брезжущий

СП  настоящего времени

-ЕМ (ОМ)

-ИМ

движимый

ДП прошедшего времени

- ^ ВШ;

        -Ш

СП прошедшего времени

-  ^ НН; -ЕНН; -Т

Модель рассуждения  обучающегося: «Я знаю, как объяснить правописание  суффиксов ДП настоящего времени:…» или «Я знаю, с кем  дружит  суффикс ДП прошедшего  времени –ВШ:…» и др.

2. Фиксируют область «незнания», оценивают работу одноклассника, восстанавливавшего схему-конспект

Использование знаково -символич.средств, схем для решения задачи (П);

 построение монологич. высказывания (К);

учет правила в планировании и контроле способа решения (Р);

развитие познават. инте-ресов, учебн. мотивов (Л);

 контроль действий парт- нера (К);

формирование границ собственного «знания» и «незнания» (Л)

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: анализ учащи- мися проблемн. ситуации – мес та и причины затруднения,понимание недос- таточности знаний,умений, способностей.

Создает проблемную ситуацию

1. Предлагает записать предложение «Ученый урок, да невыученный», обсудить в парах и  зафиксировать орфографические трудности, доказать, что есть нечто общее в словах «ученый» и «выученный», относящихся к разным частям речи.

1. Записывают предложение «Ученый урок, да невыученный». Фиксируют  орфографическую проблему (Н и НН). Доказывают, что слова «ученый» и «выученный» образованы от глаголов.

формулирование проблемы (П – лог.);

К6; К7; К9; К11;

Использование знаково -символич.средств, схем для решения задачи (П);

планирование (Р),

прогнозирование (Р);

формирование границ собственного «знания» и «незнания» (Л)

Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации

 Предлагает конкретизировать цель работы с учетом заявленной  темы урока, выбрать способ  получения нового знания.

Определяется цель работы – правописание  суффиксов причастий. Выдвигаются конкретные задачи -  когда и почему в суффиксах СП пишется НН; как отличить причастие от отглагольного прилагательного.

Выбирают  способ (наблюдение,  анализ) и  средство получения нового знания ( схема-конспект)

Принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий (Р).

 

Реализация построенного проекта

Цель этапа:

Построение нового способа действий, фор-мирование уме-ний его приме- нения.

1.Предлагает провести анализ языковых моделей, выдвинуть  и обосновать теоретические предположения, составить схему-конспект.

         НН

         Н

1. Выученные уроки,

    выкрашенные полы.

2. Крашенный вчера пол

3.Иллюстрированный жур-

   нал,  асфальтированная    

   дорога.

4. Брошенные вещи,

    купленные книги

1.Некрашеные полы

 Ключевые понятия: суффикс, приставка, зависимое слово, вид.

2.Предлагает на основе полученной теоретической модели (правило «4» для полных форм) сделать вывод о написании Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

1.Проводят анализ языковых моделей, выдвигают  и обосновывают  теоретические предположения, составляют схему-конспект.

НН

Н

1. Приставка, кроме НЕ

2.  Зависимое слово.

3.  На  –ованный, -еванный.

4.  От глаголов соверш. вида

            ____________

               «4»

   

Не выполняется правило «4»

Исключения:

Исключения:

2.Делают вывод о написании  НН в полных причастиях и Н отглагольных прилагательных.

Использование знаково -символич.средств, схем для решения задачи (П);

поиск способов решения задачи (П);

анализ язык. материала, установление причинно-следственных связей; вы-движение гипотез и их обоснование (П8,13,16,17);

выполнение учебн. дейст-вий в громкоречевой и умственной форме (Р)

Динамическая  пауза

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа: усвоение учащимися правила выбора н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагатель-

ных

Устанавливает осознанность восприятия, организует работу обучающихся,  делает первичное обобщение.

 

Выполняют задания различных типов и моделей:

1.Объяснительный диктант (учебник, упр.114) – решение  типовых заданий с проговариванием условий правила «4» вслух.

2. Словарный диктант/

  Козулина М.В.  Русский язык. 9 класс.  Подготовка к экзамену. Практикум.- Саратов: Лицей;   упр.232.- устный, выборочно письменный.

3. Выборочный  словарный диктант / Козулина М.В.   Русский язык. 9 класс.  Подготовка к экзамену. Практикум.- Саратов: Лицей;   упр. 233.

 Отвечают на проблемный вопрос: почему «лишними» в упражнении будут слова  клёваный, кованый, жёваный?; как превратить их в причастия?

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Самоопределение (Л)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Самостоятельная работа с самопровер-кой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов св.

учебной деятельности

Включение в систему знаний и повторение

Цель этапа:

закрепление полученных умений,  вклю-  чение нового знания в систему  ранее изученного.

Организует самостоятельную  деятельность обучающихся по применению новых знаний

Организует  наблюдение за изученной орфограммой в рамках комплексной  работы над предложением.

Предлагает доказать истинность суждения: в предложении встретились Орфография и Орфоэпия, Синтаксис и Пунктуация.

Выполняют тестовое задание: тест №7, вариант 1, задание № 1,2  /Коротченкова Л.В. Русский язык. 7 класс. Тесты; В 2-х ч.- Саратов: Лицей. – Ч.1. Проверка по эталону, подготовленному учителем или  «сильным» учеником, выполнявшим задание  отдельно у доски.

Объяснительный диктант  «Ребенок, избалованный в детстве, - наказание родителям в жизни».

 Дают теоретическое обоснование   написания и произношения слов, постановки  знаков препинания.

Учет правила в планировании и контроле способа решения (Р);

Структурирование знания (П);

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию,  организует самооценку результатов деятельности  уч-ся,  приглашает к  моделированию ситуации успеха на  следующем уроке.

Учитель  задает  домашнее  задание  с  учетом  уровня  подготовки  обучающихся (упр.117).

Осуществляют  оценку  урока  и  самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Отвечают на вопросы:

• Какую цель ставили?

• Удалось ли достичь поставленной цели?

• Каким способом?

• Можно ли сказать, что наш урок «ученый и

  выученный»?  Почему? Готовы ли вы  к ситуации

   успеха на  следующем уроке?

• Какой совет дадите соседу по парте?

Умение выражать свои мысли (К)

Рефлексия (П)

Смыслообразование (Л)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка на основе успешности  (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

ПРИЛОЖЕНИЕ. МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ.

1.    Упражнение № 233.

        Фарширова…ный, эмалирова…ный, рискова…ный, маринова…ный, пломбирова…ный, кова…ный, линова…ный, жева…ный, очарова…ный, тренирова…ный, упакова…ный, организова…ный, клева…ный, асфальтирова…ный, иллюстрирова..ный, отредактирова…ный.  

 2.   НН- № …. 

1. гаше…ная

2. фаза…ний

3.труже…ник

4. незва…ный

5. непроше…ный

6. неезже…ный

7. масле…ый  блин

8. масля…ое пятно  

9.ограниче…ны (поля)

10. жже…ный

11. сверже…ный

12. взорва…ны

13. непуга…ный

14. беше…ный

15. гости…ный

16. изране…ны  в бою

17. некова…ное

28. плете…ная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"

Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...

Сценарий урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС "Второстепенные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения" составлен в соответствии с требованиями ФГОС по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: формировапние ценностного отношения к совместной позн...

Сценарий урока русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС.

План-конспект урока  русского языка в 5 классе с учётом требований ФГОС....

Сценарий урока русского языка в 7 классе "Портрет причастия"

Сценарий урока возможно использовать на этапе повторения темы "Причастие" в 7 классе....

Сценарий урока русского языка для 5 класса

Сценарий урока на тему "Словари - наши друзья и помошники"...

Сценарий урока русского языка 6 класс

Конспект урока в 6 классе...