Урок русского языка на тему "Предложения с однородными членами"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: Предложения с однородными членами.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме).
Учитель: Акименко А.В.
Деятельностная цель: Создать условия для усвоения темы, развивать готовность мышления к усвоению новых способов деятельности, развивать мыслительные операции школьников, навыки самоконтроля, схематичного мышления, развивать навыки адекватной самооценки.
Образовательная цель: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них, уметь графически обозначать однородные члены, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами, функцию запятой между однородными членами - знака разделения, правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах, предложений с однородными членами; уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами, находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами ( двоеточие).
Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Оборудование урока: раздаточный материал, учебник Русский язык, 5 класс Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И.И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская .- М.: Просвещение, 2012.
Технологическая карта урока
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Откройте тетради. Запишите число. Оставьте одну строчку для того, чтобы записать тему урока. | Подготовка класса к работе. | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Работа с текстом - Ребята, я хочу вам рассказать сказку. Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: Осторожно ветер - О чём это стихотворение? | Слушают, участвуют в беседе. Предполагаемый ответ: -Ветер, обычный ветер, подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях. | Извлечение необходимой информации (П) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
Постановка учебной задачи. | Создает проблемную ситуацию: -Взгляните на это предложение и ответьте на вопросы. -Какую грамматическую основу предложения вы выписали? -Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? -На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов? -С какой интонацией они читаются? -Как называются подобные члены предложения? -Cформулируйте тему урока. А для чего нам надо знать однородные члены? Сформулируйте цель нашего урока. Нарисуем схему к этому предложению (на доске показывает учитель) {О, О, О,О,О и О, О}. | Отвечают на вопросы, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока. (Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел) (7 сказуемых и 1 подлежащее) (Сказуемые отвечают на вопрос (что делать?), подлежащее-( что?) (Интонация перечисления) (Ответ: Однородные члены предложения) Однородные члены предложения. -Для того, чтобы правильно ставить знаки препинания. Запись темы урока в тетради: «Предложения с однородными членами» | Самоопределение (Л) Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) Общение (К) |
«Открытие нового знания» Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме. | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
- Прочитайте предложения, найдите однородные члены. (Устно) 1. Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи осенью улетают в тёплые края. #1055;еред отлётом они волнуются, кричат, суетятся. #1055;ерелётные птицы направляются на Кавказ, в Крым, в Египет, в Индию. #1055;евчие птицы не выдерживают суровой и морозной зимы. #1056;ебята заботятся о воробьях, галках и сороках. #1069;ти птицы на зиму никуда не улетают. -Определите, выражены ли они одной частью речи или нет? -Какую особенность интонации вы заметили в предложении с однородными членами? - Как в нём используются знаки препинания? -Есть ли в шестом предложении однородные члены предложения? - Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами. | На основе материала учебника стр. 91 делают вывод о предложениях с однородными членами и знаках препинания в предложениях с однородными членами. | Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
Первичное закрепление Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции | Работа с учебником. -Определите, какие члены предложения являются однородными и на какой вопрос они отвечают. Какой знак препинания ставится между однородными членами, связанными только интонацией перечисления? Спишите и подчеркните однородные члены предложения: #1050;узнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую песню. #1042; поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие. #1051;ес зазвенел, застонал, затрещал. #1055;ашня всюду заросла сильными, живучими, неприхотливыми сорняками. #1055;о улице ветер гнал перья, стружки, пыль. #1048;скры летели налево, направо, вверх. | Записывают предложения, расставляют знаки препинания, графически обозначают однородные члены предложения и составляют схемы. | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.) |
Физминутка | А теперь немного отдохнём. Встали, вышли из-за парт. Я вам читаю предложения с однородными членами предложения и без них. Если с однородными, вы хлопаете 2 раза, если нет – то поднимаете руки вверх. На клумбе растут цветы. На клумбе растут астры, розы, лилии. Зимой солнце светит редко. Летом солнце светит и греет. И берег, и море молчали | Выполняют упражнения | |
Самостоятельная работа с проверкой. | Организует деятельность по применению новых знаний. Внимательно прочитайте текст и выполните задания
Найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. 2, 5, 6 - предложения с однородными членами | Самостоятельно работают: Взаимопроверка. | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
Информация о домашнем задании | Объясняет домашнее задание Параграф 40, упражнение 201 | Записывают задание. | |
Рефлексия деятельности. Итог урока. Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | Организует рефлексию -Оцените то, как вы усвоили материал:
Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) Дифференцированные задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система уроков русского языка по теме "Предложения с разными видами связи" ( 9 класс)
Предлагаю свой вариант изучения темы "Предложения с разными видами связи" в 9 класссе по учебнику Баранова. В предложенном материале много различных схем, алгоритмов,шаблонов....
Урок русского языка на тему: " Предложения с обращениями"
Урок русского языка на тему: «Предложения с обращениями» в 5 классе учителя Шоня Г.А. ГБОУ СОШ №539 с углублённым изучением испанского языка Кировского района ...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Способы связи однородных членов предложения"
Данный урок по типу является комбинированным. Урок начинается с повторения изученного материала, с помощью цифрового выборочного диктанта повторяются известные учащимся способы связи однородных членов...
урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"
урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...
Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте
Разработка урока представлена материалами с художественными текстами И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...
Контрольная работа по русскому языку по теме «Предложения с однородными членами, обращениями, вводными конструкциями и междометиями». 8 класс
Контрольная работа по русскому языку по теме «Предложения с однородными членами, обращениями, вводными конструкциями и междометиями». 8 класс...
Урок русского языка по теме "Как связаны однородные члены" в 8 классе
Материал содержит повторение о словосочетании и предлоении, средствах сочинительной связи и рекомендации по организации работы на уроке...