Урок русского языка по теме "Как связаны однородные члены" в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Волкова Елена Алексеевна

Материал содержит повторение о словосочетании и предлоении, средствах сочинительной связи и рекомендации по организации работы на уроке

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8-и классе по теме «Однородные члены предложения»

Получить ответы на вопросы:

  1. Как связаны между собой однородные члены? (при помощи интонации и союзов)
  2. На какие группы делятся сочинительные союзы?

Цели:

- обучающие: формировать регулятивные УУД (умение контролировать и оценивать свои действия, а также вносить соответствующие коррективы в их выполнение);

- познавательные: пополнять знания учащихся об однородных членах предложения и способах их связи, о строении предложения;

- развивающие: совершенствовать речь и умение составлять предложения по данным схемам;

- воспитательные: воспитывать внимательное отношение к слову (к новым словам: эпитафия, репертуар) и к работе своих одноклассников;

- коммуникативные (работать в парах и выбирать совместное решение)

Оформление урока: используется фигурка кораблика, продвигающегося к цели.

Работа с понятийным мышлением:  формировать способность усматривать логические связи в конкретном процессе работы над разбором предложения; приводить к возникновению понятия о строении предложения в итоге мыслительного процесса; 2) способствовать формированию  умения делать выводы без обращения к подсказкам.

Ход урока

1. Учащиеся получают тетради с проверенными Д/р, рассматривают замечания и вносят коррективы. Дополнительные вопросы по Д/з: упр. 243

А) Какое из предложений осложнено однородными дополнениями? Б) Какое предложение мы вы определили как односоставное определенно-личное? В) Нарисуйте на доске схему последнего предложения. 

2. Работа в парах по выполнению заданий на повторение:
1) Найдите среди предложений односоставное и определите его вид:
        На завтрак и ужин Матрёна варила картошку.

В комнате её уживались колченогая кошка, мыши и тараканы.

Нам неплохо жилось в эту зиму.

Картошка у Матрёны была мелкая.  – 1 движение вперед.
2) Найдите и выпишите составное именное сказуемое.  –
1 движение вперед.
3) Найдите и выпишите из предложений словосочетание со связью примыкание.  –
1 движение.
4) Постройте схемы предложений с однородными членами. –
2 движения вперед.


        3. Работа "Дружба". Выполнить задание, записав одинаковые предложения в соответствии с заданиями:

даны схемы предложений: 1) О и О. 2) О, но О. 3) не только О, но и О. 4) или О, или О. 5) О, а О. 6) не то О, не то О.
1. Распределите данные схемы предложений по группам:
- предложения с соединительными союзами
- предложения с противительными союзами
- предложения с разделительными союзами –
1 движение вперед
2. Сочините и запишите 2-3 предложения по данным схемам, однородные члены подчеркните (задания в паре не должны расходиться).  –
2 движения вперед.


3. Подведение итогов работы в паре.
- какое задание вам обоим показалось нетрудным?
- что вы узнали у своего товарища в паре?
- отчего возникали трудности?

5. Работа с доской: называются признаки предложений и стираются с доски те, что прокомментированы ("чистая доска"):

Односоставное предложение, грамматическая основа, однородные члены, нераспространенное предложение, двусоставное предложение, определение, осложненное предложение.

6. Найди среди указанных характеристик ошибочное утверждение и замени его на верное (самостоятельная работа на раздаточных карточках):

2) Рассказы Солженицына, описывающие жизнь послевоенного времени, долгое время были запрещены. - Предложение простое, двусоставное, осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

3) Матрена часто болела, но с трудностями справлялась.  – Предложение сложное, имеет 2 грамматические основы,  не осложнено.

7. Выполните полный синтаксический разбор одного предложения из записанных  в предыдущем задании (возможно, 1 ученик выполняет на доске).

Раздаточный материал

Фамилия, имя:

1. Домашняя работа:                                

Доволен оценкой

Недоволен

Что сделаю для улучшения оценки

2. Работа в парах

Предполагаю получить

Полученная оценка

На какие правила сделаны ошибки

Допущены ошибки:

В характеристике

предложения

В указании основы

предложения

В разборе по членам

предложения

В указании частей

речи

Моя оценка  работы на уроке:

Оценка учителя:

Домашнее задание: в формате ВПР, выполнить из текста синтаксический разбор предложения с однородными членами

2. Работа в парах по выполнению заданий на повторение:
1) Найдите среди предложений односоставное и определите его вид:
        На завтрак и ужин Матрёна варила картошку.

В комнате её уживались колченогая кошка, мыши и тараканы.

Нам неплохо жилось в эту зиму.

Картошка у Матрёны была мелкая.  – 1 движение вперед.
2) Найдите и выпишите составное именное сказуемое.  –
1 движение вперед.
3) Найдите и выпишите из предложений словосочетание со связью примыкание.  –
1 движение.
4) Постройте схемы предложений с однородными членами. –
2 движения вперед.


        3. Работа "Дружба". Выполнить задание, записав одинаковые предложения в соответствии с заданиями:

даны схемы предложений: 1) О и О. 2) О, но О. 3) не только О, но и О. 4) или О, или О. 5) О, а О. 6) не то О, не то О.
1. Распределите данные схемы предложений по группам:
- предложения с соединительными союзами
- предложения с противительными союзами
- предложения с разделительными союзами –
1 движение вперед
2. Сочините и запишите 2-3 предложения по данным схемам, однородные члены подчеркните (задания в паре не должны расходиться).  –
2 движения вперед. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Обобщающие слова при однородных членах" 8класс предложения.

Конспект урока  русского языка в8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах" с использованием ИКТ. К конспекту прилагаются презентация  и описание методики использования ИКТ на ...

Интегрированный урок в 8 классе (русский язык и литература). Роль однородных членов в художественных текстах. И. С.Тургенев «Лес и степь».

Цель: 1.Закрепить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.           2. Показать образную роль однородных членов в расска...

Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе

Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛНЫХ (закрепление по теме перед сочинением –описанием по картине В.М.Васнецова «Аленушка»)...

Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе

Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛНЫХ (закрепление по теме перед сочинением –описанием по картине В.М.Васнецова «Аленушка»)...

Урок русского языка с межпредметными связями в 7 классе

Урок русского языка с межпредметными связями в 7 классе ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ (закрепление)...

урок русского языка с межпредметными связями в 9 классе "Сложные предложения"

урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения" (повторение и обобщение ) проводится параллельно с изучением на уроках литературы творчества А.С.Есенина и построен на материале произведений поэта...