Рабочая программа учебного предмета "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку (10, 11 класс)

Кузнецова Елена Валерьевна

Рабочая программа учебного предмета на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_russkiy_10-11_klassy.doc284.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сахалинское государственное казенное

специальное учебно-воспитательное общеобразовательное

учреждение закрытого типа

‌‌‌

Приложение

к основной образовательной

программе  среднего общего образования

 (ФГОС 2021 и ФОП СОО)

СГКСУВОУ закрытого типа с. Костромское,

утвержденной приказом по ОУ

                                                                                                               № 122 – Д от 30.08.2023 г.

Рабочая программа учебного предмета

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

10-11 классы

Срок реализации 2 года

 

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.

Место учебного предмета «русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в 10–11 классах среднего общего образования в учебном плане отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

Содержание учебного предмета «литература»

10 класс

            Общие сведения о языке

Язык как знаковая система. Основные функции языка.

Лингвистика как наука.

Язык и культура.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков.

Формы существования русского национального языка. Литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго. Роль литературного языка в обществе.

Язык и речь. Культура речи

Система языка. Культура речи

Система языка, её устройство, функционирование.

Культура речи как раздел лингвистики.

Языковая норма, её основные признаки и функции.

Виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические). Орфографические и пунктуационные правила (обзор, общее представление). Стилистические нормы современного русского литературного языка (общее представление).

Качества хорошей речи.

Основные виды словарей (обзор). Толковый словарь. Словарь омонимов. Словарь иностранных слов. Словарь синонимов. Словарь антонимов. Словарь паронимов. Этимологический словарь. Диалектный словарь. Фразеологический словарь. Словообразовательный словарь. Орфографический словарь. Орфоэпический словарь. Словарь грамматических трудностей. Комплексный словарь.

Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Фонетический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение).

Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов. Нормы ударения в современном литературном русском языке.

Лексикология и фразеология. Лексические нормы

Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Лексический анализ слова. Изобразительно-выразительные средства лексики: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, сравнение (повторение, обобщение).

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Многозначные слова и омонимы, их употребление. Синонимы, антонимы, паронимы и их употребление. Иноязычные слова и их употребление. Лексическая сочетаемость. Тавтология. Плеоназм.

Функционально-стилистическая окраска слова. Лексика общеупотребительная, разговорная и книжная. Особенности употребления.

Экспрессивно-стилистическая окраска слова. Лексика нейтральная, высокая, сниженная. Эмоционально-оценочная окраска слова (неодобрительное, ласкательное, шутливое и пр.). Особенности употребления.

Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова.

Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Морфемный и словообразовательный анализ слова. Словообразовательные трудности (обзор). Особенности употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).

Морфология. Морфологические нормы

Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Морфологический анализ слова. Особенности употребления в тексте слов разных частей речи.

Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление).

Основные нормы употребления имён существительных: форм рода, числа, падежа.

Основные нормы употребления имён прилагательных: форм степеней сравнения, краткой формы.

Основные нормы употребления количественных, порядковых и собирательных числительных.

Основные нормы употребления местоимений: формы 3-го лица личных местоимений, возвратного местоимения себя.

Основные нормы употребления глаголов: некоторых личных форм (типа победить, убедить, выздороветь), возвратных и невозвратных глаголов; образования некоторых глагольных форм: форм прошедшего времени с суффиксом -ну-, форм повелительного наклонения.

Орфография. Основные правила орфографии

Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Принципы и разделы русской орфографии. Правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания; употребление прописных и строчных букв; правила переноса слов; правила графического сокращения слов.

Орфографические правила. Правописание гласных и согласных в корне.

Употребление разделительных ъ и ь.

Правописание приставок. Буквы ы – и после приставок.

Правописание суффиксов.

Правописание н и нн в словах различных частей речи.

Правописание не и ни.

Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Речь. Речевое общение

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение).

Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты (адресант и адресат; мотивы и цели, предмет и тема речи; условия общения).

Речевой этикет. Основные функции речевого этикета (установление и поддержание контакта, демонстрация доброжелательности и вежливости, уважительного отношения говорящего к партнёру и др.). Устойчивые формулы русского речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и т. п.

Публичное выступление и его особенности. Тема, цель, основной тезис (основная мысль), план и композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учётом его цели, особенностей адресата, ситуации общения.

Текст. Информационно-смысловая переработка текста

Текст, его основные признаки (повторение, обобщение).

Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление).

Информативность текста. Виды информации в тексте. Информационно-смысловая переработка прочитанного текста, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанного текста.

План. Тезисы. Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия.

11 класс

Общие сведения о языке

Культура речи в экологическом аспекте. Экология как наука, экология языка (общее представление). Проблемы речевой культуры в современном обществе (стилистические изменения в лексике, огрубление обиходно-разговорной речи, неоправданное употребление иноязычных заимствований и другое) (обзор).

Язык и речь. Культура речи

Синтаксис. Синтаксические нормы

Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Синтаксический анализ словосочетания и предложения.

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса. Синтаксический параллелизм, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, анафора, эпифора, антитеза; риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение; многосоюзие, бессоюзие.

Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении. Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим, в состав которого входят слова множество, ряд, большинство, меньшинство; с подлежащим, выраженным количественно-именным сочетанием (двадцать лет, пять человек); имеющим в своём составе числительные, оканчивающиеся на один; имеющим в своём составе числительные два, три, четыре или числительное, оканчивающееся на два, три, четыре. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение (типа диван-кровать, озеро Байкал). Согласование сказуемого с подлежащим, выраженным аббревиатурой, заимствованным несклоняемым существительным.

Основные нормы управления: правильный выбор падежной или предложно-падежной формы управляемого слова.

Основные нормы употребления однородных членов предложения.

Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

Основные нормы построения сложных предложений.

Пунктуация. Основные правила пунктуации

Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение). Пунктуационный анализ предложения.

Разделы русской пунктуации и система правил, включённых в каждый из них: знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи. Сочетание знаков препинания.

Знаки препинания и их функции. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания при обособлении.

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями.

Знаки препинания в сложном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.

Знаки препинания при передаче чужой речи.

Функциональная стилистика. Культура речи

Функциональная стилистика как раздел лингвистики. Стилистическая норма (повторение, обобщение).

Разговорная речь, сферы её использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, преимущественно диалогическая форма. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор и другие (обзор).

Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля: отвлечённость, логичность, точность, объективность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Основные подстили научного стиля. Основные жанры научного стиля: монография, диссертация, научная статья, реферат, словарь, справочник, учебник и учебное пособие, лекция, доклад и другие (обзор).

Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, стандартизированность, стереотипность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля. Основные жанры официально-делового стиля: закон, устав, приказ; расписка, заявление, доверенность; автобиография, характеристика, резюме и другие (обзор).

Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки публицистического стиля: экспрессивность, призывность, оценочность. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Основные жанры публицистического стиля: заметка, статья, репортаж, очерк, эссе, интервью (обзор).

Язык художественной литературы и его отличие от других функциональных разновидностей языка (повторение, обобщение). Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других функциональных разновидностей языка.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение русского языка в средней школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения обучающимися программы по русскому языку на уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения; взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

  • сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и ответственного члена российского общества;
  • осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и правопорядка;
  • принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
  • готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
  • готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;
  • умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их функциями и назначением;
  • готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.

2) патриотического воспитания:

  • сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, труде;
  • идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите, ответственность за его судьбу.

3) духовно-нравственного воспитания:

  • осознание духовных ценностей российского народа;
  • сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
  • способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
  • осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
  • ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями народов России.

4) эстетического воспитания:

  • эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
  • способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
  • убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе словесного, творчества;
  • готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих работ по русскому языку.

5) физического воспитания:

  • сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью;
  • потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
  • активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда физическому и психическому здоровью.

6) трудового воспитания:

  • готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
  • готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
  • интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

7) экологического воспитания:

  • сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;
  • планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;
  • активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать их;
  • расширение опыта деятельности экологической направленности.

8) ценности научного познания:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
  • совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
  • осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому языку, индивидуально и в группе.

В процессе достижения личностных результатов освоения обучающимися рабочей программы по русскому языку у обучающихся совершенствуется эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:

  • самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
  • саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
  • внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
  • эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении коммуникации;
  • социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать её всесторонне;
  • устанавливать существенный признак или основание для сравнения, классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов, текстов различных функциональных разновидностей языка, функционально-смысловых типов, жанров;
  • определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
  • выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в наблюдении;
  • разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов;
  • вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие результатов целям;
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по русскому языку;
  • развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом собственного речевого и читательского опыта.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
  • формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и методами;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и разнообразных жизненных ситуациях;
  • выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
  • анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
  • давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
  • уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
  • уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности, освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду;
  • выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные способы решения проблем.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

  • владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;
  • создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации (презентация, таблица, схема и другие);
  • оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и морально-этическим нормам;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования информационной безопасности.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

  • осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
  • пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
  • владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести диалог;
  • развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё мнение, строить высказывание.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
  • расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
  • делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность за результаты выбора;
  • оценивать приобретённый опыт;
  • стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

  • давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
  • владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
  • уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
  • принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
  • принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
  • признавать своё право и право других на ошибку;
  • развивать способность видеть мир с позиции другого человека.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
  • выбирать тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
  • принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
  • оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
  • предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

10 класс

К концу обучения в 10 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку:

Общие сведения о языке

Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях языка; о лингвистике как науке.

Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения; лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и культуры народа (в рамках изученного).

Понимать и уметь комментировать функции русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»).

Различать формы существования русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго), знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе; использовать эти знания в речевой практике.

Язык и речь. Культура речи

Система языка. Культура речи

Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней языковой системы.

Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.

Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи, приводить соответствующие примеры.

Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия нормам современного русского литературного языка.

Иметь представление о языковой норме, её видах.

Использовать словари русского языка в учебной деятельности.

Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы

Выполнять фонетический анализ слова.

Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.

Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых грамматических форм, иноязычных слов.

Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка.

Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы современного русского литературного языка.

Использовать орфоэпический словарь.

Лексикология и фразеология. Лексические нормы

Выполнять лексический анализ слова.

Определять изобразительно-выразительные средства лексики.

Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного языка.

Соблюдать лексические нормы.

Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.

Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов; словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.

Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы

Выполнять морфемный и словообразовательный анализ слова.

Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов (аббревиатур).

Использовать словообразовательный словарь.

Морфология. Морфологические нормы

Выполнять морфологический анализ слова.

Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.

Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского литературного языка.

Соблюдать морфологические нормы.

Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных, местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).

Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.

Орфография. Основные правила орфографии

Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.

Выполнять орфографический анализ слова.

Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).

Соблюдать правила орфографии.

Использовать орфографические словари.

Речь. Речевое общение

Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией (объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик).

Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат, исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач.

Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).

Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).

Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении, интернет-коммуникации.

Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Текст. Информационно-смысловая переработка текста

Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах представленной в нём информации в речевой практике.

Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную, явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно и (или) на слух.

Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.

Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).

Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).

Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация, отзыв, рецензия и другие).

Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические, грамматические и речевые ошибки.

11 класс

К концу обучения в 11 классе обучающийся получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы по русскому языку:

Общие сведения о языке

Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в современном обществе.

Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность) употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность (неоправданность) употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого этикета, этических норм в речевом общении и другое.

Язык и речь. Культура речи

Синтаксис. Синтаксические нормы

Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного предложения.

Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка (в рамках изученного).

Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках изученного).

Соблюдать синтаксические нормы.

Использовать словари грамматических трудностей, справочники.

Пунктуация. Основные правила пунктуации

Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.

Выполнять пунктуационный анализ предложения.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках изученного).

Соблюдать правила пунктуации.

Использовать справочники по пунктуации.

Функциональная стилистика. Культура речи

Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.

Иметь представление об основных признаках разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы.

Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных функциональных разновидностей языка (разговорная речь, научный, публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы).

Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём сочинения — не менее 150 слов).

Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой практике.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 10 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

К/р

П/р

Раздел 1. Общие сведения о языке

1.1

Язык как знаковая система. Основные функции языка. Лингвистика как наука

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1.2

Язык и культура

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1.3

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, национальный язык русского народа, один из мировых языков

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1.4

Формы существования русского национального языка

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Итого по разделу

 5

Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Система языка. Культура речи

2.1

Система языка, её устройство, функционирование

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2.2

Культура речи как раздел лингвистики

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2.3

Языковая норма, её основные признаки и функции. Виды языковых норм

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2.4

Качества хорошей речи

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

2.5

Основные виды словарей (обзор)

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Итого по разделу

 5

Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы

3.1

Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики.(повторение, обобщение). Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение).

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

3.2

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Итого по разделу

 3

Раздел 4. Язык и речь. Культура речи. Лексикология и фразеология. Лексические нормы

4.1

Лексикология и фразеология как разделы лингвистики (повторение, обобщение). Изобразительно-выразительные средства лексики (повторение, обобщение)

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

4.2

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

 3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

4.3

Функционально-стилистическая окраска слова

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

4.4

Экспрессивно-стилистическая окраска слова

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

4.5

Фразеология русского языка (повторение, обобщение). Крылатые слова

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Итого по разделу

 8

Раздел 5. Язык и речь. Культура речи. Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы

5.1

Морфемика и словообразование как разделы лингвистики (повторение, обобщение)

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

5.2

Словообразовательные нормы

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Итого по разделу

 3

Раздел 6. Язык и речь. Культура речи. Морфология. Морфологические нормы

6.1

Морфология как раздел лингвистики (повторение, обобщение)

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

6.2

Морфологические нормы современного русского литературного языка (общее представление)

 4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Итого по разделу

 6

Раздел 7. Язык и речь. Культура речи. Орфография. Основные правила орфографии

7.1

Орфография как раздел лингвистики (повторение, обобщение)

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

7.2

Правописание гласных и согласных в корне

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

7.3

Употребление разделительных ъ и ь. Правописание приставок. Буквы ы — и после приставок

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

7.4

Правописание суффиксов

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

7.5

Правописание н и нн в словах различных частей речи

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

7.6

Правописание не и ни

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

7.7

Правописание окончаний имён существительных, имён прилагательных и глаголов

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

7.8

Слитное, дефисное и раздельное написание слов

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Итого по разделу

 14

Раздел 8. Речь. Речевое общение

8.1

Речь как деятельность. Виды речевой деятельности (повторение, обобщение)

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

8.2

Речевое общение и его виды. Основные сферы речевого общения. Речевая ситуация и её компоненты

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

8.3

Речевой этикет

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

8.4

Публичное выступление

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Итого по разделу

 5

Раздел 9. Текст. Информационно-смысловая переработка текста

9.1

Текст, его основные признаки (повторение, обобщение)

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

9.2

Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте (общее представление)

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

9.3

Информативность текста. Виды информации в тексте

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

9.4

Информационно-смысловая переработка текста. План. Тезисы.Конспект. Реферат. Аннотация. Отзыв. Рецензия

 3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Итого по разделу

 8

Повторение

 6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Итоговый контроль

 5

 5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 68

 5

 0

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 11 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

К/р

П/р

Раздел 1. Общие сведения о языке

1.1

Культура речи в экологическом аспекте

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

 2

Раздел 2. Язык и речь. Культура речи. Синтаксис. Синтаксические нормы

2.1

Синтаксис как раздел лингвистики (повторение, обобщение)

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.2

Изобразительно-выразительные средства синтаксиса

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.3

Синтаксические нормы. Основные нормы согласования сказуемого с подлежащим

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.4

Основные нормы управления

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.5

Основные нормы употребления однородных членов предложения

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.6

Основные нормы употребления причастных и деепричастных оборотов

 3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.7

Основные нормы построения сложных предложений

 3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

2.8

Обобщение и систематизация по теме «Синтаксис. Синтаксические нормы»

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

 17

Раздел 3. Язык и речь. Культура речи. Пунктуация. Основные правила пунктуации

3.1

Пунктуация как раздел лингвистики (повторение, обобщение)

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.2

Знаки препинания между подлежащим и сказуемым

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.3

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.4

Знаки препинания при обособлении

 3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.5

Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.6

Знаки препинания в сложном предложении

 3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.7

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.8

Знаки препинания при передаче чужой речи

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

3.9

Повторение и обобщение по темам раздела "Пунктуация. Основные правила пунктуации"

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

 17

Раздел 4. Функциональная стилистика. Культура речи

4.1

Функциональная стилистика как раздел лингвистики

 1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.2

Разговорная речь

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.3

Основные жанры разговорной речи: устный рассказ, беседа, спор (обзор)

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.4

Научный стиль

 3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.5

Основные жанры научного стиля (обзор)

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.6

Официально-деловой стиль. Основные жанры официально-делового стиля (обзор)

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.7

Публицистический стиль

 2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.8

Основные жанры публицистического стиля (обзор)

 3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

4.9

Язык художественной литературы

 4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итого по разделу

 21

Повторение

 6

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

Итоговый контроль

 5

 5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41c7e2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

 68

 5

 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка           Рабочая программа учебного курса  «Английский язык» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена  на о...

Рабочая программа учебной дисциплины "Иностранный язык (английский)" по программам подготовки квалифицированных рабочих, 2015

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины "Английский язык" для профессиональных образовательных организаций, Москва, "Академия", 2015...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 2-4 классов.Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 2,3,4 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение / Ваулина Ю.Е., Эванс

Программа направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов, реализацию системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса как отражение требований Ф...

Рабочая программа по английскому языку для учащихся 10-11 классов . Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Spotlight» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений издательства « Просвещение/ Ваулина Ю.Е., Эв

Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов, глав), дает примерное распределение учебных часов по темам (разделам, главам) и рекомендуемую последовательность изучения тем (разделов, глав...

Рабочая программа учебной дисциплины "Английский язык" программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства» технического профиля на базе основного общего образования с получением сред

Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Английский язык» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...