Конспект урока "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Урок в 9 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                      УРОК В 9 КЛАССЕ

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

 Цели урока:

  1. Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе  правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.
  2. Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
  3. Воспитательные: воспитание уважения к предмету; воспитание любви к слову на примере материала урока.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Методы обучения: беседа, тестирование, работа по карточкам

 

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

 

Оборудование урока:   индивидуальные карточки с заданием, распечатки тестов, учебник "Русский язык. 9 класс" Л.А Тростенцова,Т.А .Ладыженская, «Просвещение», 2016

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

- А сейчас давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке.

(Постановка запятой и  точки с запятой в бессоюзном сложном предложении).

- Ребята, в каких случаях ставится запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении?

- Давайте вспомним и выполним задание на доске.

Поставьте знаки препинания,  выделите грамматическую основу  и устно объясните.

  1. Спит вода, спят кувшинки, спят рыбы и птицы.

Кувшинка – водное растение с крупными плавающими листьями и белыми, бело-розовыми или жёлтыми цветками, водяная лилия.

  1. И вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул; мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов.
  2. Моросили дожди, волжская вода помутнела.

Моросить – о дожде: накрапывать мелкими каплями.

4. Огромный барский дом, утопающий в зелени деревьев и дикого винограда, стоял на холме; он был виден тут всюду.

5. Дорога велась передо мною, я продвигался вперёд с трудом.

6. Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман.

7. Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

  - Ребята, какое предложение вызвало затруднения?

- Отец любил говорить: нет музыки слаще шума дождя и шума реки.

- Верно, это предложение лишнее, в нём нельзя поставить запятую или точку с запятой. Оно относится к теме сегодняшнего урока.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

- Кто попробует сформулировать цель нашего урока?

Цель: изучить особенности постановки двоеточия в БСП.

(Ученики отвечают).

3. Повторение темы "Постановка двоеточия в простом предложении".

- Ребята, какую тему следует повторить, прежде чем перейти к новой?

Постановка двоеточия в простом предложении.

-Я обращаю ваше внимание на следующие предложения, которые написаны на доске. Читаем предложение, объясняем правило.

 Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев.

Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

- Итак, применяя правило постановки двоеточия, в первую очередь определяем структуру предложения.

Теперь давайте выясним, когда следует ставить двоеточие в БСП.

 - Итак, двоеточие в БСП ставится в трёх случаях

Двоеточие в БСП

[    ]:[причина]                 потому что, так как

[    ]:[пояснение]             а именно

[    ]:[дополнение]           что (и увидел, и услышал, и почувствовал)

4.  Формирование умений и навыков.

 Работа по карточкам.

Спишите предложения, расставляя  недостающие знаки препинания. Устно преобразуйте БСП, между частями которых стоит двоеточие, в союзные, ставя нужный по смыслу подчинительный союз.

1. Мы знаем: главное предназначение человека   - оставить свой добрый след на земле.

2. Я шёл медленно: мне было грустно.

 3. Слышу я: звенит синица средь желтеющих полей.

4. Самое главное было сделано: мы переправились через реку.

5. Вдруг позади нас в овраге раздался шум: кто-то спускался к источнику.

6. Предметы потеряли свою форму: всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.

7. А я заметил: возле иных домов тополя сохнут.

8. Земля наша щедра и плодородна: луга, горы, леса, степи, даже болота и пустыри дарят людям тысячи разнообразных растений, в большинстве своём лечебных.

9. Уже совсем хорошо слышно: шуршит подмороженный снег.

10. Антарктида  - единственный в своём роде континент: здесь нет границ и собственности на землю.

11. Я открыл глаза: утро зачиналось. /зачинаться (устар.) начинаться, возникать/

12. Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тело нежится, сладкая лень  смыкает глаза.

13. В мае два холода: черёмуха цветёт и дуб распускается.

 14. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу, смотрю:  лес кончился.

Тестирование с последующей взаимопроверкой по ключу.

Бессоюзные сложные предложения

1. Закончите предложение: между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления ставится _________________________________________________________

2. Закончите предложение: если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания, то в этих бессоюзных предложениях ставится ___________________________________________________________________

3. Укажите верные утверждения.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

а) если вторая часть указывает  причину того, о чём говорится в первой части

б)  если вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части или каких либо её членов

в) если первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части

г) если вторая часть поясняет сказуемое первой части

4. Найдите предложение, соответствующее схеме [  ]: [ причина ] (знаки препинания не проставлены):

а) Настанет утро двинемся в путь.

б) Дрова все вышли топить нечем.

в) Пассажиры спешили до отправления поезда оставалось пять минут.

5. Какая схема соответствует предложению

Снизу было хорошо видно колонна машин спускается с перевала (знаки препинания не проставлены):

а) [  ]  - [  ]

б) [  ]  :  [  ]

в) [  ]  ; [  ]

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Любите книгу ( ) она поможет разобраться в пёстрой путанице мыслей…

а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются  последовательно происходящие явления

б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу

в) ставится двоеточие, т. к. вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой.

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Небо очистилось ( ) замелькали звёзды.

а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются  последовательно происходящие явления

б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу

в) ставится двоеточие, т. к. второе предложение дополняет содержание первого.

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Вдруг я чувствую ( ) кто-то берёт меня за плечо и  толкает.

а) ставится запятая, т. к. в предложении перечисляются  последовательно происходящие явления

б) ставится точка с запятой, т. к. части менее тесно связаны по смыслу

в) ставится двоеточие, т. к. вторая часть поясняет содержание первой.

9. Укажите предложение, в котором надо поставить точку с запятой.

а) Однажды проснулся он и видит ( ) против его норы  стоит рак.

б) Мы побежали в сад, вбежали в беседку, залитую солнцем, сели в кресла  ( ) тут же появились мама и Леонид.

в) Сидеть было неудобно  ( ) что-то мешало.

г) Уж темнело ( ) на траве появилась роса.

Ключ

1. запятая; 2. точка с запятой; 3. а, б, г; 4. в; 5. б; 6. в; 7. а; 8. в; 9. б.

«5» - 11; «4» - 9-10; «3» - 6-8

Итоги урока.

Выставление отметок за урок.

    Домашнее задание: 

1. Выписать шесть БСП из произведений художественной литературы и объяснить.

2. Написать  сочинение – рассуждение на тему: «Роль двоеточия в предложении».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

План-конспект урока по бессоюзным сложным предложениям

Комплексное  применение знаний и умений на уроке русского языка по теме "Бессоюзные сложные предложения"...