Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Здравствуйте! Меня зовут Алексеева Наталья Сергеевна

Урок развития речи в 5-м классе. 09.03.2023

Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5-м классе. 09.03.2023

Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

Цели:

1. Развивать устную и письменную речь учащихся. Совершенствовать умения и навыки написания сочинения - описания.

2. Учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова.

Оборудование: Репродукции картин: И. И. Шишкин "Зима", И. Э. Грабарь "Зимний пейзаж",  А. А. Пластов "Первый снег", Н. П. Крымов "Зимний вечер", Г. Г. Нисский "Февраль. Подмосковье" в учебнике. Запись музыкальных произведений о зиме.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок я бы хотела начать с прослушивания песни в исполнении Виктора Смирнова. Музыка Булат Окуджава - на стихи Людмилы Мигуновой. Пожалуйста сядьте поудобнее  закройте глаза и и послушайте.

Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь? Правильно. О зиме.

Обратите внимание на репродукции картин на ваших партах. Назовите их автора и название.

Зима –одно из самых чудесных времён года!

Рассмотрите репродукции картин на ваших партах

Этим временем года восхищались и художники, и музыканты. И ……….поэты

Давайте вспомним, как поэты прославляли зиму в своих стихотворениях.  (Ребята читают отрывки стихотворений).

По очереди к доске закрепляют картину магнитом на доске и зачитывают стихотворение

 Что подчеркивают поэты, изображая зимнюю природу?

Художники в своем творчестве тоже не обошли стороной зиму и запечатлели её на своих полотнах. Что объединяет эти картины?

Что такое пейзаж? Пейзаж - изображение природы.

Как вы думаете что мы будем сегодня делать

И тема нашего сегодняшнего урока СОЧИНЕНИЕ ПО КАРТИНЕ НИССКОГО «ФЕВРАЛЬ. ПОДМОСКОВЬЕ»

Записываем в тетрадь:

Девятое марта.

Сочинение по картине Нисского «Февраль.Подмосковье»

КАКОВА ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА? ( )

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ НАПИСАТЬ хорошее СОЧИНЕНИЕ Очень важно уметь наблюдать, вглядываться в окружающую природу, чтобы увидеть красоту и насладиться ею. А передать словесное впечатление от увиденного помогают разные художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. Давайте вспомним, что это за изобразительные средства:

Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

Давайте с вами сами попробуем составить эти тропы

Кстати эти знания вам пригодятся на огэ по русскому языку задание № 7.

А вы знаете, что  писатели - очень часто используют  средства выразительности в своих произведениях. Давайте проанализируем фрагменты текстов

Карточки. Работа в парах.

Прочитали вслух

И. Бунин.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, снежными и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, - синее огромное и удивительно нежное небо.

Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет.

(Писатель использует эпитеты: "пушистые снега", "нежное небо", "пышные венцы". )

В. Тендряков

Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из - под запорошенной земли взрыв.

Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана.

Пень выглядывает из - под тучной чалмы. Еловые лапы - если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, - прямо в глаза строят немые смешные рожи. Все необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения.

Писатель, создавая зимний пейзаж, использует сравнения и метафоры. Куст похож на взрыв, куча хвороста сравнивается с кружевом. Метафоры - пень выглядывает, еловые лапы строят рожи. )

Давайте отдохнём

Физкультминутка. Знаете, у какого великого человека сегодня день рождения?

Загадка про Гагарина

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт …. (Гагарин)

Встаем со своих мест.

Физкультминутка "Ракета"
(под музыку)
Раз-два, стоит ракета.
(ребенок поднимает руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет.
(разводит руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца
(круг руками)
Космонавтам нужен год.
(берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно
(руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)
Каждый ведь из нас атлет
(сгибает руки в локтях)
Пролетая над землею
(разводит руки в стороны)
Ей передадим привет.
(поднимает руки вверх и машет)
- Летим дальше. Садитесь

Кстати, а вы знали

Когда до полета оставалось ещё достаточно времени, генеральный конструктор Сергей Королев решил включить космонавту музыку. Сейчас стало точно известно, что Гагарин перед полётом в космос слушал песни Булата Окуджавы. Так же как и мы с вами в начале урока.

Мы с вами вспомнили музыкантов, художников и поэтов.

Как вы думаете ребята зачем мы выполнили так много аналитической работы?

Давайте сделаем шпаргалку в виде плана

Пишем в тетради:

План

Слово о писателе

Справка о художнике Г. Нисском (читает ученик)

Георгий Григорьевич Нисский (1903 - 1987) - советский живописец, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Творчество Нисского Г. Г. получило широкую известность и официальное признание. Он умел видеть красоту в нетронутой природе и в том, что сделано руками человека. Стиль Нисского всегда узнаваем - его пейзажи наполнены движением и жизнью.

Продолжаем работать над планом

Описание картины

Беседа: О каком месяце зимы идёт речь? Чем славен этот месяц? Какие краски использует художник?

Слово учителя:На картине Нисского представлена зима в Подмосковье. Художник писал картину в феврале месяце, об этом говорит название картины. Февраль - переломный месяц, переход от зимы к весне. Предчувствие весны отражено на полотне. На дороге виден асфальт, снег нарисован слежавшимся, он кажется липким. На улице стоит теплая погода, люди одеты по - весеннему. Небо, окрашенное в цвет заката, придает теплоту картине.

Продолжаем работать над планом

А) передний план

Что видим на переднем плане картины?

Б) задний план

Что изображено на заднем плане?

Как художник показывает, что дорога уходит вдаль?

Какие краски и тона преобладают?

На переднем плане картины мы видим: дорогу, склон с движущимся поездом; ели, дом с башенкой, автомобиль, пешеходов, снежное пространство.

На заднем плане изображается лес, уходящая дорога, снежное поле, небо, окрашенное закатом.

Краски: сапфировые тени, небо, цвета заката, розоватое, сиреневые облака, серый асфальт, темно - зеленые ели.

Продолжаем работать над планом

3. Мое отношение

 Февраль - последний месяц зимы, переход от зимы к весне. Как отражается на картине предчувствие весны? А какое у вас настроение?

Мы закончили с вами работу над планом сочинения. Начать сочинение я бы вам советовала с эпиграфа.

Что такое эпиграф? Эпиграф- фрагмент текста, помещенный перед началом сочинения. Эпиграф и сочинение должны быть объединены одной общей мыслью.

Эпиграфом может быть небольшой отрывок из стихотворения, которое мы читали в начале урока

д\з . Напишите  небольшое сочинение по картине. Не менее 70 слов

вам понятно дз? Открываем дневники, записываем дз

Рефлексия.

Сегодня мы работали над понятием Пейзаж.

А что это?

 Выберите тот пейзаж, который подходит под ваше настроение. Обратите внимание, одна картине радостная, счастливая, а с другой стороны -грустная, печальная. И аргументируйте свой выбор. Начну я

Спасибо за урок.

Оценки

Приложение 1

Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

И. Бунин.

Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

Над глубокими, снежными и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, - синее огромное и удивительно нежное небо.

Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет.

Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.

Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

В. Тендряков

Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из - под запорошенной земли взрыв.

Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана.

Пень выглядывает из - под тучной чалмы. Еловые лапы - если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, - прямо в глаза строят немые смешные рожи. Все необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы....

Презентация к уроку по картине Г. Нисского "Февраль. Подмосковье"

Презентация содержит материал, необходимый для проведения урока по теме "Подготовка к сочинению-описанию по картине Г. Нисского "Февраль. Подмосковье"....

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе)

Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе) Тип урока: интегрированный (2 часа).Форма проведения: урок развития речи.Обучающие цели...

Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

Урок направлен на развитие устной и письменной речи учащихся, совершенствование  умений и навыков написания сочинения - описания. Помогает научить художественному видению окружающе...

Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....

Русский язык. Технологическая карта урока по теме «Подготовка к сочинению по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье”.

Описание картин - один из элементов работы по развитию речи на уроках русского языка. Живопись, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, обогащению словарного за...