Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок направлен на развитие устной и письменной речи учащихся, совершенствование умений и навыков написания сочинения - описания. Помогает научить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова.<?xml:namespace prefix = o /??>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»(учитель Вельмужова В.И.)
Цели:
1. Развивать устную и письменную речь учащихся. Совершенствовать умения и навыки написания сочинения - описания.
2. Учить художественному видению окружающего мира, чувствовать красоту слова.
3. Воспитывать чувство радости и удовлетворения от процесса работы.
Оборудование: Репродукции картин: И. И. Шишкин "Зима", И. Э. Грабарь "Зимний пейзаж", "Февральская лазурь", А. А. Пластов "Первый снег", Н. П. Крымов "Зимний вечер", Г. Г. Нисский "Февраль. Подмосковье". Запись музыкальных произведений о зиме.
Ход урока
Зима –одно из самых чудесных времён года! Этим временем года восхищались и поэты, и художники, и музыканты. Давайте вспомним, как поэты прославляли зимушку - зиму в своих стихотворениях. (Ребята читают отрывки стихотворений).
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А. Фет).
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит: ("Зимнее утро" А. Пушкин)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне. ("Береза" С. Есенин).
Вопросы к учащимся:
1. Что объединяет эти стихотворения?
2. Одинаковы ли отрывки по настроению?
3. Что подчеркивают поэты, изображая зимнюю природу?
2. Композиторы тоже не остались равнодушными к зимней красоте и отразили ее в музыке. Прослушаем фрагмент из Первой симфонии П. И. Чайковского - "Грёзы зимнею дорогой" (так называется произведение). Грёзы - мечты, игра воображения во сне или наяву. Грезить - мечтать. (О чем мечтает композитор, вы ?) (Слов. работа).
3. Очень важно уметь наблюдать, вглядываться в окружающую природу, чтобы увидеть красоту и насладиться ею. А передать словесное впечатление от увиденного помогают разные художественные средства: эпитеты, метафоры, сравнения. Давайте вспомним, что это за изобразительные средства:
Эпитет - художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему.
Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения его с другим.
Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.
Мастера слова - писатели - очень часто используют эти средства выразительности в своих произведениях. Давайте проанализируем фрагменты текстов
Работа в группах 3 группы :1 - Аналитики (работа с анализом текста - по плану) –сильные+со средними способностями2. Лингвисты (найти эпитеты, метафоры, сравнения) сильные+со средними способностями23. Восстановить текст (слова для справок даны) - слабые
Карточки.
И. Бунин.
Утро. Выглядываю в кусочек окна, не зарисованный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!
Над глубокими, снежными и пушистыми снегами, завалившими чащи елей, - синее огромное и удивительно нежное небо.
Солнце еще за лесом, просека в голубой тени. В колеях санного следа, смелым и четким полукругом прорезанного от дороги к дому, тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на их пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет.
(Анализ текста учеником: общее впечатление от увиденного передается в предложении: "Какое великолепие и спокойствие!". Писатель использует эпитеты: "пушистые снега", "нежное небо", "пышные венцы". )
В. Тендряков
Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своем обычном виде похожий на растрепанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из - под запорошенной земли взрыв.
Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетенное рукою великана.
Пень выглядывает из - под тучной чалмы. Еловые лапы - если приглядеться, каждая имеет свою физиономию, - прямо в глаза строят немые смешные рожи. Все необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край, со щедростью до отупения.
(Анализ текста: мы видим, как снег преображает лес. В первом предложении (Красив лес в снегу!) выражено отношение автора к увиденному. Писатель, создавая зимний пейзаж, использует сравнения и метафоры. Куст похож на взрыв, куча хвороста сравнивается с кружевом. Метафоры - пень выглядывает, еловые лапы строят рожи. )
4. Художники в своем творчестве тоже не обошли стороной зиму и запечатлели её на своих полотнах. Работа с иллюстрациями. Что объединяет эти картины?
Что такое пейзаж? Пейзаж - изображение природы.
Сегодня мы знакомимся с картиной художника Г. Нисского "Февраль. Подмосковье".
Справка о художнике Г. Нисском
Георгий Григорьевич Нисский (1903 - 1987) - советский живописец, народный художник РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР, награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Творчество Нисского Г. Г. получило широкую известность и официальное признание. Он умел видеть красоту в нетронутой природе и в том, что сделано руками человека. Стиль Нисского всегда узнаваем - его пейзажи наполнены движением и жизнью.
Беседа: О каком месяце зимы идёт речь? Чем славен этот месяц? Какие краски использует художник?
Рассказ о приметах(заранее подготовленным учеником)
Сохранились приметы, связанные с февралем:
В феврале сильные морозы - короткая зима.
Теплый февраль приносит холодную весну.
Чем холоднее последняя неделя февраля, тем теплее в марте.
Слово учителя:На картине Нисского представлена зима в Подмосковье. Художник писал картину в феврале месяце, об этом говорит название картины. Февраль - переломный месяц, переход от зимы к весне. Предчувствие весны отражено на полотне. На дороге виден асфальт, снег нарисован слежавшимся, он кажется липким. На улице стоит теплая погода, люди одеты по - весеннему. Небо, окрашенное в цвет заката, придает теплоту картине.
Обратимся к картине Нисского (беседа)
Что видим на переднем плане картины?
Что изображено на заднем плане?
Как художник показывает, что дорога уходит вдаль?
Какие краски и тона преобладают?
На переднем плане картины мы видим: дорогу, склон с движущимся поездом; ели, дом с башенкой, автомобиль, пешеходов, снежное пространство.
На заднем плане изображается лес, уходящая дорога, снежное поле, небо, окрашенное закатом.
Краски: сапфировые тени, небо, цвета заката, розоватое, сиреневые облака, серый асфальт, темно - зеленые ели.
9. Февраль - последний месяц зимы, переход от зимы к весне. Как отражается на картине предчувствие весны?
10. Напишите, учитывая свои способности, небольшое сочинение по картине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи на тему "Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Решетникова "Опять двойка!"
Урок посвящен обучению составлению текста-описания по жанровой картине, отработке общих принципов работы....
Презентация к уроку по картине Г. Нисского "Февраль. Подмосковье"
Презентация содержит материал, необходимый для проведения урока по теме "Подготовка к сочинению-описанию по картине Г. Нисского "Февраль. Подмосковье"....
Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе)
Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана "Золотая осень" (урок развития речи в 5-м классе) Тип урока: интегрированный (2 часа).Форма проведения: урок развития речи.Обучающие цели...
Рабочие материалы для учащихся к уроку развития речи по картине Г.Нисского "Февраль.Подмосковье"
Материалы предназначены для учащихся 6 класса...
Урок развития речи. Русский язык 5 класс. Подготовка к сочинению по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки».
Данная разработка содержит поэтапный материал подготовки к домашнему сочинению сочинению и образец сочинения....
Русский язык. Технологическая карта урока по теме «Подготовка к сочинению по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье”.
Описание картин - один из элементов работы по развитию речи на уроках русского языка. Живопись, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, обогащению словарного за...
Урок развития речи в 5-м классе. Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»
Урок развития речи в 5-м классе. 09.03.2023Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»...