Проектная и исследовательская деятельность на уроках русского зыка и литературы.
консультация по русскому языку

Из опыта работы: использование проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_i_isssledovatelskaya_deyatelnost.pptx336.3 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование проектной и исследовательской деятельности как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Слайд 2

Что такое метапредметные результаты по ФГОС Это результаты обучения, не связанные со знаниями и умениями в конкретных сферах, а связанные с общими навыками. Согласно ФГОС дети в школе должны освоить базовые навыки проектно-исследовательской деятельности.

Слайд 3

ФГОС ООО Исследовательская деятельность – основа для формирования коммуникативных навыков и составляющей личностного и метапредметного результата обучения. Объекты исследования заложены в предметных результатах. Во внеурочной деятельности определены направления и формы, одна из которых – научное исследование. Включается в Программу формирования УУД как учебно-исследовательская деятельность; фиксированы все элементы исследовательской деятельности. Учитывается необходимость условий для реализации

Слайд 4

ФГОС СОО Часть портрета выпускника – способность осуществлять учебно-исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность – основа для формирования навыков сотрудничества и составляющей личностного и метапредметного результата обучения. Предметные результаты включают проведение учебного исследования в рамках всех предметных областей. Обязательность выполнения индивидуального проекта. Во внеурочной деятельности определены направления и формы, одна из которых – научное исследование. Включается в Программу развития УУД как компетенцию в области учебно-исследовательской деятельности.

Слайд 5

Сходство и различие Проектная деятельность учащихся- деятельность, направленная на выявление необходимости и создание новых объектов и явлений окружающего мира, отличных по своим характеристикам и свойствам от известных ; совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Исследовательская деятельность учащихся деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере

Слайд 6

Характерные особенности проектного метода обучения это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения. выяснение исходной проблемы , формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта. Ещё одно отличие проекта – предварительное планирование работы . Этапы работы с промежуточными задачами изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов ; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения. Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, то есть удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект. Непременным условием проекта является его публичная защита , презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта .

Слайд 7

Конечно, педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама деятельность. «Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний». И с точки зрения детей — тоже. Они что-то делали, у них родилось множество идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации. А продукт — это одно из воплощений замысла.

Слайд 8

Виды проектов • по содержанию : монопредметный , метапредметный , относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.; • по количеству участников : индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете); • по длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта;

Слайд 9

Метапредметные умения На разных этапах от учеников требуются те или иные умения и навыки, необходимые при проектировании: Постановка проблемы, целеполагание, организация и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация , коммуникативность , умение работать в команде умение принимать решения.

Слайд 10

Опыт работы практико-ориентированный, творческий исследовательский проекты Мини-проекты и долгосрочные

Слайд 11

Проекты Краткосрочные-занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Мой образ учителя» (по произведению В.Распутина «Уроки французского »). Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством учителя: «Евгений Онегин как энциклопедия русской жизни» . Дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет сове задание, на обобщающем уроке представляют свою работу В учебниках русского языка ( Бархударов ) предложены темы проектов, их тоже активно используем.

Слайд 12

Практико-ориентированный проект Практико-ориентированный проект по русскому языку направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются правила по русскому, пригодится ли знание правил в современной жизни ? «Причины появления неологизмов в русском языке» может быть подборка материалов «Неологизмы двадцатого столетия» или составление словаря неологизмов.

Слайд 13

Использование проектов во внеурочной деятельности В течение года работаем над проектом вместе с детьми своего класса. Классное руководство у детей с ОВЗ, в этом полугодии работала группа детей над исследовательским проектом «История образования в селе Криулино ». Продукт нашей работы- презентация для архива школьного музея. Ребята защитили свою работу в классе, затем на школьном уровне, а также на научно- практической конференции для детей с ОВЗ «Мир глазами ребенка», прошли все этапы проекта, получили опыт по защите.

Слайд 14

Использование проектов во внеурочной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы....

Обобщение опыта "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся"

Проетно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы позволяет гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему,   более тесно связана  с жизнью, практикой, сти...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

       Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность...  Бернард ШоуВ наше время происходят изменения в жизни общества и образования. Важнейшей приорите...

Проектная и исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в пятых и шестых классах.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону учебного процесса. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентирован...

Статья «Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной активности обучающихся в рамках реализации ФГОС »

Главным элементом проектной технологии является процесс проектирования ученического поиска - от моделирования тренировочных умений к постановке учебной проблемы и ее исследования, к конструированию и ...