Урок - суд над глаголом. 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок - суд над глалогом. Выполнила учитель русского языка и литературы Троегубова А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - суд. 6 класс. | 61.77 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект (6 класс)
Тема урока: «Суд над глаголом». Систематизация и обобщение изученного о глаголе
Цели:
Образовательные:
1. Систематизировать и обобщить знания по теме «Глагол»;
2. Формировать умение объяснять условие выбора орфограмм, определять вид глагола, наклонения и другие морфологические признаки глагола;
3. Проверить усвоение учащимися изученного материала.
Развивающие:
1. Развивать творческую деятельность учащихся, интерес к предмету через использование нетрадиционной формы урока (моделирование судебной ситуации), занимательного материала;
2. Развивать коммуникативно-речевые умения на основе ролевых реплик.
Воспитательные:
1. Формировать дружеские отношения между учащимися;
2. Формировать умение работать индивидуально, в парах, в группах («актеры»);
3. Формировать умение быстро принимать решения;
4. Обучать умению корректно вести спор;
5. Формировать толерантное отношение к людям.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного.
Вид урока: ролевая игра (урок-суд)
Формы работы: индивидуальная, парная.
Оборудование:
- Бланки протокола заседания суда;
- Листы с домашним заданием (кроссворды);
- Костюмы (совершенного и несовершенного вида глагола, повелительного наклонения, судьи);
- Жетоны-глагольчики, орден «Глаголовед», «ключ» к заданию «Засели дом»;
- Вещественные доказательства (пункты обвинения, таблицы, жалоба истца, страница из его тетради);
- Изображения обвиняемых;
- Мяч;
- Карточки-указатели действующих лиц;
- Магниты, судейский молоток;
- Экран настроения.
Ход урока:
I. Вступительная часть
Учитель:
Ребята, уроки русского языка и литературы по праву можно назвать уроками жизни – мы встречаемся, узнаем много нового и интересного друг о друге, нового и полезного о языке. А что если бы у вас возникли какие-то вопросы и даже претензии к какой-нибудь части речи? Ведь не всегда все языковые явления «укладываются» в рамки правил. Мы завершаем изучение темы «Глагол», вы задавали мне много вопросов о различных трудных или непонятных случаях написания. Поэтому я приглашаю вас на необычный урок – урок-суд. Надеюсь, что после него у вас практически не останется вопросов, ибо цель любого суда – восстановить справедливость и установить истину.
Итак, открытым процесс объявляю,
Всех действующих лиц представляю.
Виновный – Глагол, вот перед вами на лавке,
С ним рядом его наклоненья, частицы, отнюдь не приставки.
Тихонько в сторонке сидит мягкий знак,
Признаюсь, что очень он любит зевак.
Вы видите в этих рядах пострадавших,
Поникших и духом упавших.
Чуть дальше – со строгим лицом прокурор,
Виновным он вынесет свой приговор.
Судебный процесс – состязательный,
Участвуют в нем заседатели.
Свидетели – главные в деле,
Они-то уж все разглядели.
Конечно же, должен в суде быть судья –
Это я.
Представляю вам помощника и секретаря.
Адвокат. Он обвиняемого защита.
Итак, заседанье открыто. (Учитель надевает мантию)
Слово предоставляется секретарю.
Секретарь:
Встать, суд идет. (Входят заседатели)
Прошу всех сесть.
Допускали в глаголах ошибки вчера,
Сегодня мы судим их – это игра.
А завтра мы грамотно станем писать,
И в этом игра будет нам помогать.
О глаголе повторим и ошибок избежим!
Судья:
Не составит нам труда
Сделать запись даты суда (Учитель на доске записывает дату, а дети в тетрадь).
Орфограммы выделяем,
Мы о них не забываем. (Выходит ученик, указывает орфограммы и условия их выбора).
Слово предоставляется секретарю.
Секретарь:
Ученик, активность проявляй!
За правильный ответ
Жетончик получай!
В конце урока он пригодится:
Чем больше, тем лучше.
Не надо лениться!
Судья:
Ребята, помните: ваша оценка будет зависеть от количества полученных жетонов-глагольчиков. А теперь предоставляю слово обвинителю – прокурору.
ІІ. Повторение и проверка знаний
Прокурор:
Вы, наверно, удивились:
В чем глаголы провинились?
Они, мелькая тут и там,
Обвиняются по нескольким статьям.
Статья первая. Безответственность отдельных глаголов, не имеющих лица, числа, рода перед законом страны Морфологии. Речь идет о глаголах в неопределенной форме.
(Вывешивается пункт обвинения).
Статья вторая. Отсутствие стремления к совершенству (гражданский долг каждого в Морфологии) у глагола несовершенного вида.
(Вывешивается пункт обвинения).
Статья третья. Наклонность к мании величия у глаголов повелительного наклонения (нарушение закона о равноправии в стране).
(Вывешивается пункт обвинения).
Статья четвертая. Количество так называемых глаголов-оборотней, которые портят нервы детям (чего только стоит «блуждающий» мягкий знак).
(Вывешивается пункт обвинения).
(По ходу оглашения статей обвинения на доску вывешиваются его пункты:
- неопределенная форма глагола
- совершенный и несовершенный вид глагола
- наклонения глагола
- возвратные глаголы ( - ТСЯ/- ТЬСЯ))
Судья:
Слово предоставляется адвокату.
Адвокат:
Уважаемый суд! Позвольте напомнить всем присутствующим в этом зале, что слово «глагол» имеет древнюю историю. В старославянском языке было слово «глаголати» со значением говорить, отсюда «глагол» означало слово «речь». Хочу предоставить вещественные доказательства, а присутствующих подтвердить их примерами. (На доску вывешивается таблица «Значения глаголов». Учащиеся по желанию приводят по одному примеру).
Секретарь выдает жетоны.
Судья:
Приобщите данный документ к делу.
Уважаемые присутствующие, прошу вас заполнить данную таблицу: подпишите в своих протоколах заседания по одному примеру в каждую колонку. Итак, глаголы труда (1-2 ученика называют примеры, секретарь дает жетоны и т.д.)
Судья:
В этих буквах сила скрывается,
Если правильно их вставить,
Даже сейф открывается. (Упражнение «Отопри сейф»)
- Дыш…шь Замок №1 «Е»
- Ночу…шь
- Рису…т Замок №2 «И»
- Уч…т
- Отвеча…т
- Повторя…шь
- Смотр…т
- Нос…т
Проверка. (Учащиеся сверяются с доской).
Поднимите руку те, кто не допустил ошибок (3 жетона), теперь – те, кто допустил 1 ошибку (2 жетона), допустившие 2 ошибки получают 1 жетон.
Секретарь выдает жетоны.
Судья:
Слово предоставляется обвинению.
Прокурор:
К исковому заявлению приложена тетрадь по русскому языку учащегося 6 класса, в которой написано «опаздать» – «опаздывать». Учитель красной пастой исправил букву А в первом слове и снизил оценку. Но кто виноват в этой ошибке? Прошу документ приобщить к делу и выслушать обвиняемых – видовую пару глаголов. (Выходят двое учащихся, к костюмам которых приколоты одинаковые надписи «делал», у одного из них добавлена буква С).
Обвиняемые:
(Обвиняемые подходят к трибуне и кладут левую руку на учебник русского языка)
Клянемся говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Судья:
- Ваше имя? (Обращается к стоящему справа).
Обвиняемый:
- Глагол Делал.
Всем вокруг сегодня ясно,
Что я выгляжу ужасно:
Сам не брит, костюм измят,
Уши в стороны торчат,
Нос крючком, потухший взгляд.
(Все сочувственно глядят!)
Суетливый, не степенный…
Ах, я ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!
Судья:
- А ваше имя? (К стоящему слева).
Обвиняемый:
- Глагол Сделал.
Говорят (и это лестно!),
Что я выгляжу чудесно:
Шляпа, галстук и костюм,
А в глазах – природный ум.
Весь начищенный, степенный.
ВИД глагола СОВЕРШЕННЫЙ.
Судья:
- А как же вас отличить?
Адвокат:
- Ваша честь, мои подзащитные волнуются, прошу разрешить пояснить. Пусть это сделают присутствующие в зале. (Кто-то из учащихся отвечает).
Секретарь дает жетон ответившему на вопрос.
Судья:
Обвиняемые могут занять свое место. Слово предоставляется адвокату.
Адвокат:
Прошу приобщить к делу этот документ.
(На доску вывешивается таблица «Глаголы совершенного и несовершенного вида»).
Судья:
Прошу присутствующих выполнить задание,
Которое поможет добиться оправдания.
И хоть забот полон рот,
Однако, выполним упражнение
«Федот, да не тот…»
Рядом с глаголом напишите его видовую пару, поставив вопрос.
Вспомнить - … (вспоминать)
Нарисовать - … (рисовать)
Брить - … (побрить)
Класть - …(положить)
Проверка. (Ребята обменяйтесь с соседом листами протокола, я буду называть правильный ответ, если ваш сосед прав поставьте рядом со словом «+», если нет – «-». Поднимите руку те, кто не допустил ошибок (3 жетона), 1 ошибку (2 жетона)). Секретарь выдает жетоны.
Судья:
Слово предоставляется прокурору.
Прокурор:
Ваша честь, очень хотелось бы выслушать Повелительное Наклонение, которое обвиняется в мании величия.
Судья:
Вызывается обвиняемый Повелительное Наклонение.
Повелительное Наклонение:
(Подходит к трибуне и кладет левую руку на учебник русского языка)
Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды.
Я создано для того, чтобы повелевать. Я постоянно хожу и заставляю других: сделай, посмотри, открой, заберите, напишите. Пусть я не существую в реальности и у меня нет времени, я горжусь собой и своим именем. Я Повелительное Наклонение, и не моя вина в том, что не все и не сразу повинуются мне. Я умный воспитатель, поэтому иногда скрываю свою страсть к власти, потребность видеть всех повинующимися мне. И тогда я прошу, побуждаю, призываю, а уж потом требую и приказываю.
Судья:
Обвиняемый может занять место в зале.
Прокурор:
Конечно, теперь многое прояснилось, действительно, бывают такие ситуации, когда глаголы повелительного наклонения просто необходимы. Прошу этот документ приобщить к делу.
Судья:
Как только мяч поймаешь,
Наклонение глагола называешь.
(Учитель бросает мяч и называет глагол, тот, кто поймал мяч, называет наклонение глагола). Секретарь выдает жетоны.
Судья:
Слово предоставляется прокурору.
Прокурор:
Многие глаголы исправно трудятся и не доставляют хлопот ученикам. Но есть глаголы-оборотни, и из-за них все остальные глаголы считаются коварными. Прошу к делу приобщить жалобу от потерпевшего, в которой он пишет: «Возвратные глаголы доставляют мне много хлопот: суффикс –СЯ «съедает» Т с мягким знаком и получается ПОДРАТЦА (подраться), МЫТЦА (мыться). В результате – ошибки. А я ведь вовсе не ленился, а в журнале единица!». Прошу документ приобщить к делу.
Судья:
Слово предоставляется адвокату.
Адвокат:
Позвольте, есть выход, и мне странно, что уважаемый пострадавший о нем забыл: надо назвать возвратный глагол полным именем, то есть расшифровать.
Например, мыться – мыть себя. Тогда и не возникнет желания ставить лишний мягкий знак или, наоборот, забывать о нем.
Но есть и традиционный способ, умение пользоваться которым присутствующие продемонстрируют, выполнив упражнение «Засели дом» (Учащиеся в две колонки выписывают глаголы на –ТСЯ/- ТЬСЯ).
Прошу суд приобщить данный документ к делу.
Судья:
Прошу присутствующих выполнить упражнение «Засели дом», суть которого состоит в следующем: в протоколах есть отрывок стихотворения с глаголами на –ТСЯ и –ТЬСЯ. Нужно распределить их по колонкам. Оцениваются первые пятеро справившихся. Выполнив задание, поднимите руку, чтобы секретарь и помощник могли проверить и оценить (1 жетон).
Надо глаголы заставить
Думать и нам отвечать, - ТСЯ - ТЬСЯ
Где Ь нужно ставить,
Где поскорей исключать.
Что делать? Учит…ся.
Что делает? Учит…ся.
Превосходный ученик
Из каждого получит…ся.
Секретарь выдает жетоны.
Судья:
Слово предоставляется адвокату.
Адвокат:
Не пойму, зачем их судят?
Они ж глаголы, а не люди.
Орфограммам в них места указаны,
Где быть они обязаны.
(Если есть время, выполнить резервное задание «Летописец» - сконструировать предложение и выполнить морфологический разбор глагола).
Судья:
Итак, должны сейчас решить:
Кто же прав, кого винить.
Перерыв заседания объявляется,
На совещание суд удаляется.
Секретарь:
Прошу всех встать (члены суда уходят). Прошу всех сесть.
Секретарь:
(через минуту)
Суд идет. Прошу встать. Прошу сесть. Оглашение приговора.
Судья:
Изучив обстоятельства дела Глагола, присвоившегося себе прозвище Непоседа, выслушав показания истцов, а также мнения обвинения и защиты, рассмотрев вещественные доказательства, суд постановляет:
(Заседатели по очереди зачитывают пункты приговора).
Заседатель №1:
Пункт первый. Оставить за глаголом прозвище Непоседа, как соответствующее его сути, а глаголы в неопределенной форме считать полезными для определения безударных личных окончаний глагола и спряжения.
Заседатель №2:
Пункт второй. Признать целесообразным способность глагола образовывать видовую пару, позволяющую более точно выражать мысль.
Заседатель №1:
Пункт третий. Узаконить право глаголов образовывать повелительное наклонение как необходимое в различных сферах жизни (приказы в армии, инструкции к бытовым приборам, обращение с просьбой).
Заседатель №2:
Пункт четвертый. Закрепить навечно за суффиксами –СЯ и –СЬ право придавать добавочные значения возвратным глаголам.
Судья:
Глагол оправдать. (Стукнуть судейским молотком).
ІІІ. Подведение итогов урока
Учитель:
Подошел к концу наш урок. Мы вместе с вами переживали за Глагол. Хорошо, что справедливость восторжествовала.
Вы, ребята, будущее нашей страны, и кому, как не вам, предстоит решать ее проблемы. А значит, именно вам суждено сделать так, чтобы законы соблюдались и работали на благо человека. Поэтому нужно знать и уважать закон.
ІV. Организация домашнего задания
На доске перед вами
Орфограммы и морфологические признаки глагола,
Что мы оправдали.
Запомним их по именам,
Чтоб больше здесь не собираться нам.
А домашнее задание
Подтвердит лишь оправдание:
По желанью выбирай,
Честь Глагола защищай.
Повторить теоретический материал по теме «Глагол», упражнение 529.
Заполнить кроссворды по теме «Глагол».
Теперь оценки за урок.
Я верю: многим он помог.
Поднимите руку те, кто набрал 8 и более жетонов, вы получаете «5». Поднимите руку те, кто набрал 6-7 жетонов, ваша оценка «4». Ребята, набравшие 4-5 жетонов, получают оценку «3». (Учащийся, набравший большее количество жетонов, объявляется глаголоведом и ему вручается орден «Глаголовед»).
Понравился урок иль нет? (На фоне музыки).
Прошу вас дать сейчас ответ.
Если да, то ротик улыбается,
Если нет – он в точку превращается.
(На столах лежат экраны настроения).
Прошу вывесить на доску.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по теме “Глагол“ «Что мы знаем о глаголе?»
Цели: Образовательные: систематизировать и закрепить знания по теме «Глагол»;проверить умения и навыки в выполнении морфологического разбора глагола, в определении спряже...
Тема урока: «Глагол» (обобщающий урок по теме «Глагол»)
Урок русского языка в 6 кл., целью которого является проверка знаний грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания....
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Приложение к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"...
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола"
Презентация к уроку русского языка 6 класс тема "Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола". УмК Бабайцевой...
Презентация к уроку по теме "Глагол. правописание глаголов"
урок-повторение по теме "глагол" в вечерней школе...
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...